Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2014 ПО ДЕЛУ N А72-8226/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. по делу N А72-8226/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Преткель И.В., доверенность от 26 августа 2013 г.;
- от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - извещен, не явился;
- от администрации города Ульяновска - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - извещен, не явился;
- от Ульяновского городского отделения воинов-инвалидов ВС, ФСБ, МВД РФ "СОМ" Общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" - извещен, не явился;
- от общества с ограниченной ответственностью "Автоспецсервис" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2013 г.
по делу N А72-8226/2013 (судья Корастелев В.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Горшенина Сергея Викторовича (ИНН 732700377950, ОГРНИП 305732724100061), г. Ульяновск,
к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Ульяновское городское отделение воинов-инвалидов ВС, ФСБ, МВД РФ "СОМ" Общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов", г. Ульяновск,
общество с ограниченной ответственностью "Автоспецсервис", г. Ульяновск,
о признании недействительным бездействия, обязании совершить определенные действия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Горшенин Сергей Викторович (далее - заявитель, ИП Горшенин С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Департамент), к администрации города Ульяновска (далее - Администрация) о признании недействительным бездействия Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, выраженного в необеспечении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта отдыха, туризма, торговли, досуга и развлечений на земельном участке, расположенном в пойменной части рек Свияга и Каменка между селами Протопоповка и Лаишевка, ориентировочной площадью 25 га; о признании недействительным бездействия администрации г. Ульяновска, выраженного в необеспечении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта отдыха, туризма, торговли, досуга и развлечений на земельном участке, расположенном в пойменной части рек Свияга и Каменка между селами Протопоповка и Лаишевка, ориентировочной площадью 25 га; об обязании администрации г. Ульяновска и Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области выполнить процедуру по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта отдыха, туризма, торговли, досуга и развлечений на земельном участке, расположенном в пойменной части рек Свияга и Каменка между селами Протопоповка и Лаишевка, ориентировочной площадью 25 га.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Администрация и Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывают, что при рассмотрении обращения был проведен ряд действий, необходимых для рассмотрения вопроса об обеспечении выбора земельного участка, рассмотрены варианты возможного предоставления, соответствие земельного участка градостроительным регламентам, строительным, экологическим нормам, возможность законодательно обоснованного предоставления испрашиваемого земельного участка.
Бездействия со стороны администрации допущено не было.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08 июня 2011 г. (вх. N 15634) ИП Горшенин С.В. обратился с заявлением в Правительство Ульяновской области о возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта отдыха, туризма, торговли, досуга и развлечений на земельном участке, расположенном в пойменной части рек Свияга и Каменка между селами Протопоповка и Лаишевка, ориентировочной площадью 25 га.
Земельный участок, на территории которого предприниматель испрашивает несформированный участок под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, находится в собственности Ульяновской области, имеет кадастровый номер 73:19:070601:176, площадь 2133010 кв. м, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В силу Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 09 декабря 2008 г. N 500-П, Департамент является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством.
22 июня 2011 г. Департаментом предпринимателю было дано сообщение, в котором указывается, что его заявление направлено главе МО "город Ульяновск" для обеспечения выбора земельного участка.
11 июля 2011 г. Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска на заявление дан промежуточный ответ, из которого следует, что для принятия решения о выборе земельного участка требуется дополнительный сбор информации, после чего с учетом экологических, градостроительных и иных условий мэрией города будет принято решение.
В последующий период каких-либо ответов на его заявление предпринимателю не поступало. Ответчиками также не представлено в материалы дела доказательств того, что в адрес заявителя был направлен какой-либо окончательный ответ на его заявление.
14 февраля 2013 г. ИП Горшенин С.В. обратился в Комитет с просьбой сообщить ему о результатах проделанной работы и принятом решении по поводу выбора земельного участка, на что 27 марта 2013 г. Комитетом ему было сообщено, что на его ранее поданное в Правительство Ульяновской области обращение ответ был отправлен в Департамент, где заявитель может получить данный ответ.
Заявитель считает бездействие заинтересованных лиц незаконным, нарушающим его права и интересы, что явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов,
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном п. 5 ст. 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка, и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Статьей 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 (далее - Правила землепользования), предусмотрено, что заявление лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 ЗК РФ.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в ч. 1 ст. 12 Правил землепользования, администрация г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска готовит проект постановления администрации города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления администрации города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.
Таким образом, обеспечение выбора земельного участка с проведением процедур, предусмотренных вышеуказанными нормами права, возложено на орган местного самоуправления, в данном случае на администрацию г. Ульяновска.
Однако принятие окончательного решения об утверждении акта выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта отнесено к полномочиям исполнительного органа государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, такие предусмотренные в законе акт выбора и решение (положительное либо отрицательное) уполномоченными на то органами не принимались.
Также судом первой инстанции установлено, что ИП Горшенин С.В. до настоящего времени не получил никакого ответа на свое заявление, с которым он обратился в Департамент. Доказательств направления ему такого ответа, либо решения (положительного или отрицательного) по вопросу выбора земельного участка, в материалы дела не представлено.
Предприниматель при обращении с заявлением о выборе земельного участка выполнил требования, предусмотренные действовавшим законодательством. Между тем заинтересованными лицами не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права. В частности, не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено п. 5 ст. 31 ЗК РФ.
При принятии судебного акта суд первой инстанции отклонил ссылки на расположение испрашиваемого участка в зоне зеленых насаждений Р2, т.к. данное обстоятельство не опровергает возможность предварительного согласования заявителю места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии со ст. 61 Закона об охране окружающей природной среды зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством. Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя от 15 декабря 1999 г. N 153. В нарушение положений указанных Правил администрация не представила сведений о том, каким образом проводилась оценка состояния зеленой территории, на которую она ссылается.
Пунктом 1.1.1. Правил предусмотрено, что зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Согласно Правилам землепользования зона Р2 предусматривает размещение объекта, указанного предпринимателем в заявлении. Вопрос нахождения зеленых насаждений, а также порядок и возможность их вырубки может быть решен только уполномоченным органом при обращении за получением порубочного талона, установить, необходима ли вырубка деревьев на стадии предварительного согласования места размещения объекта невозможно. Сам факт нахождения на земельном участке зеленых насаждений не препятствует его предоставлению предпринимателю.
Распоряжением от 27 июля 2012 г. N 271-р Губернатор Ульяновской области утвердил типовые правила проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в муниципальных образованиях Ульяновской области, а также типовое положение о порядке ведения реестра зеленых насаждений, расположенных на территории городского округа либо городского или сельского поселения Ульяновской области, с учетом социальной значимости мест их произрастания. Указанные правила и положение определяют форму компенсационного озеленения, размеры платежей за вырубку, уничтожение и снос зеленых насаждений, которые рассчитываются в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку, уничтожение и снос зеленых насаждений и проведение компенсационного озеленения (приложение к Типовым правилам).
Указанными актами также устанавливается порядок ведения реестра зеленых насаждений, расположенных на территории городского округа либо городского или сельского поселения Ульяновской области, и занесения результатов инвентаризации зеленых насаждений, расположенных в городских округах либо городских или сельских поселениях Ульяновской области, которые являются объектом учета.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заинтересованные лица не представили каких-либо доказательств, что на испрашиваемом участке находятся зеленые насаждения, включенные в соответствующий реестр.
При этом согласно Правилам землепользования правовой статус зоны Р2 прямо предусматривает возможность расположения в ней объектов отдыха, туризма, торговли и досуга.
Также отклонен довод Администрации о том, что испрашиваемый участок расположен в границах пойменной террасы реки Свияга, т.к. названное обстоятельство не может служить препятствием в проведении процедуры по выбору земельного участка, т.к. в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения вод в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом суд первой инстанции принял во внимание, что ЗК РФ, Правила землепользования, а также Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и утверждении акта выбора земельного участка (утвержден постановлением мэрии города Ульяновска от 19 октября 2010 г. N 5552) не предусматривают такого основания к отказу в осуществлении процедуры выбора земельного участка, как особенности состава почв земельного участка (суглинки, глина, песок и супеси с уровнем грунтовых вод 0-2 м).
Варианты расположения границ земельного участка, как и варианты размещения объекта на испрашиваемом земельном участке разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участка, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Следовательно, если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
Администрация не обеспечила возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения границ испрашиваемого земельного участка, вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, корректировки их по размеру и месту размещения.
Судом первой инстанции признана несостоятельной ссылка ответчиков на тот факт, что на испрашиваемый ИП Горшениным С.В. земельный участок также были поданы заявки от Ульяновского городского отделения воинов-инвалидов ВС, ФСБ, МВД РФ "СОМ" Общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" и ООО "Автоспецсервис".
Из картографических схем, прилагавшихся к заявлениям всех троих указанных заявителей следует, что испрашиваемые участки друг на друга не накладываются.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что неосуществление заинтересованными лицами по заявлению предпринимателя конкретных, предписанных законом юридических действий по выбору земельного участка и невынесение в надлежащей правовой форме одного из предусмотренных п. 6 ст. 31 ЗК РФ решений в установленный срок, свидетельствует о незаконном бездействии названных лиц.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2013 г. по делу N А72-8226/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)