Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от администрации Раменского муниципального района Московской области: Ежова И.В. по доверенности N 1988исх14 от 28.10.14;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Присакарь А.А. по доверенности N 26Дов-493 от 25.12.14;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Колмакова А.А. по доверенности N ЕП/04-3498 от 22.05.14;
- от общества с ограниченной ответственностью "Мособлинтерстрой": Захарчук О.Р. по доверенности от 08.11.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-37242/14, принятое судьей Гриневой А.В., по иску администрации Раменского муниципального района Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Мособлинтерстрой", общество с ограниченной ответственностью "Земли Московии", о признании права собственности Российской Федерации отсутствующим,
установил:
администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области о признании права собственности Российской Федерации, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствующим на земельные участки, расположенные по адресу: г. Раменское, ул. Приборостроителей, и земельный участок, расположенный по адресу: г. Раменское в восточной части кадастрового квартала, общей площадью 354 517,0 кв. м, обозначенные как выдела 6, 7, 8, 12 квартала N 14 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества, входящие в состав земельного участка общей площадью 40 460 000,0 кв. м с кадастровым (условным) номером 50:23:0000000:128142 (т. 1, л.д. 7 - 12).
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2104 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Мособлинтерстрой" и ООО "Земли Московии" (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресу:
- - город Раменское, ул. Приборостроителей;
- - город Раменское, в восточной части кадастрового квартала, общей площадью 354 517,0 кв. м, обозначенные как выделы 6, 7, 8, 12 квартала N 14 Виноградовского лесничества, входящие в состав земельного участка общей площадью 40 460 000,0 кв. м с кадастровым (условным) номером 50:23:0000000:128142, было признано отсутствующим (т. 3, л.д. 78 - 82).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 3, л.д. 86 - 96).
В судебном заседании апелляционного суда представители Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представители администрации Раменского муниципального района Московской области и ООО "Мособлинтерстрой" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и ООО "Земли Московии", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В дальнейшем, ГУП МО "НИИПРОЕКТ" разработало Генеральный план городского поселения Раменское, который был согласован Постановлением Правительства Московской области N 78/4 от 07.02.07 и утвержден решением Совета депутатов Раменского муниципального района N 2/10-СД от 21.02.07 (т. 1, л.д. 14 - 15, т. 2, л.д. 117 - 139).
Решениями Совета депутатов Раменского муниципального района N 10/22-СД от 31.10.07 и N 1/4-СД от 21.01.09 в Генеральный план городского поселения Раменское были внесены изменения, касающиеся дополнения материалов генерального плана перечнем земельных участков, прошедших на момент утверждения генплана кадастровый учет и вошедших в границы населенного пункта - г. Раменское (т. 2, л.д. 140 - 141).
Так, до 2020 года предполагается включение в существующие границы города Раменское прилегающих территорий общей площадью 1 144 га, из них, в том числе, территории планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения (общественного и делового, жилищного строительства и инженерно-транспортной инфраструктуры), включающей в себя 126,15 га земель сельскохозяйственного назначения, изменение границ, которых предусмотрено Схемой территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, одобренной постановлением Правительства Московской области N 739/41 от 13.10.05.
В период с 2009 по 2012 годы в рамках утвержденных границ городского поселения Раменское проводилась работа по корректировке утвержденного генерального плана городского поселения Раменское и уточнению границ функциональных зон территории поселения.
Откорректированный генеральный план городского поселения Раменское был направлен на согласование в исполнительные органы государственной власти Московской области, в том числе в Комитет лесного хозяйства Московской области (т. 1, л.д. 22).
Письмом N 30-08-20612/исх. от 31.12.13 Комитет лесного хозяйства Московской области сообщил администрации городского поселения Раменское Раменского муниципального района Московской области об отказе в согласовании генерального плана поселения, сославшись на то, что в границы города были включены лесные участки, являющиеся собственностью Российской Федерации, в частности: земельные участки из состава земель лесного фонда, расположенные в выделе N 6, 7, 8, 12 квартала N 14 сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества (т. 1, л.д. 23 - 27).
В проекте генерального плана городского поселения Раменское данные участки находятся в границах города и обозначены кадастровыми номерами:
- - 50:23:0110224:78, площадью 127 266 кв. м (вид разрешенного использования - под малоэтажное строительство);
- - 50:23:0110224:85 площадью 12 642 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:86 площадью 15 523 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:88 площадью 10 137 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0000000:839 площадью 19 258 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:237 площадью 34 051 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:236 площадью 58 640 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:50 площадью 63 000 кв. м (вид разрешенного использования - индивидуальное строительство);
- - 50:23:0110224:242 площадью 14 000 кв. м (вид разрешенного использования - под строительство детского сада).
Согласно ответу Управления Росреестра по Московской области от 13.05.14 указанные участки общей площадью 354 517,0 кв. м с категорией "земли населенных пунктов" входят в земель лесного фонда общей площадью 40 460 000, 00 кв. м с кадастровым (условным) номером 50:23:0000000:128142, на которые 10.04.09 в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 20 - 21).
Полагая, что право собственности на спорные земли было зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что оснований для отнесения спорных участков к землям лесного фонда не имеется.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Формулирование требований искового заявления относится к исключительным правам истца по делу, в то время как на суде лежит обязанность рассмотреть возникший спор в пределах заявленных исковых требований.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно части 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного прав ответчика, истец должен доказать, что запись в Едином государственном реестре прав нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.
Такая правовая позиция по данному вопросу соответствует судебно-арбитражной практике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.12 N 12576/11).
В обоснование заявленных требований администрация Раменского муниципального района Московской области ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0110224:78, 50:23:0110224:85, 50:23:0110224:86, 50:23:0110224:88, 50:23:0000000:839, 50:23:0110224:237, 50:23:0110224:236, 50:23:0110224:50, 50:23:0110224:242 неправомерно были отнесены к федеральной собственности, путем включения их в выделы 6,7,8,12 квартала N 14 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок) закреплено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 названного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 названного Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как указывалось выше, право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки общей площадью 354 517,0 кв. м было зарегистрировано в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку указанное имущество вошло в земли лесного фонда общей площадью 40 460 000, 00 кв. м с кадастровым (условным) номером 50:23:0000000:128142, (т. 1, л.д. 20 - 21).
Между тем, согласно акту осмотра территории лесного участка от 17.07.14, составленному ГКУ МО "Мособллес", земельный участок, расположенный по адресу: город Раменское, ул. Приборостроителей; город Раменское, в восточной части кадастрового квартала, выд. 6, 7, 8, 12 квартала N 14 Виноградовского лесничества, визуально накладывается на территорию Виноградовского сельского участкового лесничества квартала 14 выд. 6, 7, 8, 12, но при проведении натурного обследования определить границы Виноградовского сельского участкового лесничества квартала 14 выд. 6, 7, 8, 12 не возможно, связи с отсутствием в натуре квартальных столбов и межевых знаков. Согласно визуального осмотра установлено, что данная территория частично застроена (ориентировочно 2010 год, а именно: имеются оконченные строительством многоэтажные жилые дома из бело-красного кирпича, между домами установлена детская площадка, также имеются березовые насаждения ориентировочный возраста 10 лет, дикорастущая поросль, также идет строительство 2-х общеобразовательных школ, детского сада, поликлиники, в северо-восточной части идет строительство малоэтажных квартирных домов), факта вырубки не обнаружено. Согласно визуальному осмотру, участок огорожен металлическим забором из металлопрофиля (т. 1, л.д. 111 - 112).
Материалами дела подтверждается, что:
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110224:78, общей площадью 127 266 кв. м с видом разрешенного использования - под малоэтажное строительство принадлежит на праве собственности ОАО "Земли Московии". В настоящее время на данном земельном участке ведется малоэтажное жилищное строительство и детский сад (т. 1, л.д. 35);
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110224:50, общей площадью 63 000 кв. м с видом разрешенного использования - индивидуальное строительство принадлежит на праве собственности ООО "МОСОБЛИНТЕРСТРОЙ". В настоящее время на данном земельном участке ведется строительство общеобразовательной школы на 550 мест и планируется строительство детского сада (т. 1, л.д. 29);
- - земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0110224:85 (площадью 12 642 кв. м), 50:23:0110224:86 (площадью 15 523 кв. м), 50:23:0110224:88 (площадью 10 137 кв. м), 50:23:0000000:839 (площадью 19 258 кв. м), 50:23:0110224:237 (площадью 34 051 кв. м) с видом разрешенного пользования - под многоэтажное жилищное строительство переданы в аренду ООО "МОСОБЛИНТЕРСТРОЙ". В настоящее время на этих земельных участках ведется строительство многоэтажных жилых домов и поликлиники на 500 пос/смену (т. 1, л.д. 119 - 122, 134 - 137, т. 2, л.д. 12 - 15, 29 - 32, 44 - 47);
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110224:236 общей площадью 58 640 кв. м с видом разрешенного использования - под комплексное освоение территории и земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110224:242 общей площадью 4 000 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство детского сада переданы в аренду ООО "МОСОБЛИНТЕРСТРОЙ". Строительство на данной территории не ведется (т. 2, л.д. 1 - 5).
Вышеуказанные земельные участки согласно документам территориального землеустройства и экспликациям земель ранее относились к землям сельскохозяйственного назначения и находились в бессрочном пользовании совхоза Сафоновский.
Решением Малого совета Раменского городского совета народных депутатов N 60/4 от 25.02.93 "О предоставлении земельных участков в собственность коллективу АО "Сафоновское" бывшие в бессрочном пользовании у с/х "Сафоновский" земли общей площадью 2 248 га (из них: 1576,79 га - пашни, 491,80 га - сенокосы, 179,41 га - пастбища) были переданы коллективу АО "Сафоновский, о чем было выдано соответствующее свидетельство о праве собственности, бессрочного пользования на землю N 911 от 25.08.93 (т. 1, л.д. 18 - 19, т. 2, л.д. 108).
Также названным решением земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 206,0 га из состава земель с/х назначения совхоза Сафоновский были переданы для нужд жителей г. Раменское.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, с 1993 года земельные участки с названными характеристиками относились к землям сельскохозяйственного назначения, о чем свидетельствует экспликация земель АОЗТ "Сафоновское", удостоверенная органами Роснедвижимости, что исключает их отнесение к землям лесного фонда.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2011 года по делу N А41-24747/10 было установлено, что распоряжение земельным участком с кадастровым номером 50:23:0110224:50 с видом разрешенного использования "индивидуальное строительство", определенным в 1992 году, должна осуществлять администрация Раменского муниципального района Московской области (т. 2, л.д. 67 - 74).
В соответствии с заключением Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу 49/9-08 от 20.10.08 на земельном участке площадью 14,5675 га, расположенном в 677 м от д. Поповка, по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Сафоновское, было согласовано строительство коттеджного поселка. Также отмечено, что участок покрыт кустарником-самосевом и относится к землям сельскохозяйственного назначения (т. 2, л.д. 75 - 79).
Согласно заключению кадастрового инженера от 28.08.14 наложение границ спорных земельных участков на земли лесного фонда не установлено, поскольку данные участки полностью входят в границы города Раменское (т. 3, л.д. 49 - 50).
Как указывалось выше, все спорные земельные участки с категорией "земли сельскохозяйственного назначения" вошли в территорию перспективного развития города Раменское согласно Генеральному плану города Раменское, утвержденному Мособлисполкомом в 1992 году.
В настоящее время на указанных участках отсутствует лесная растительность, все участки прошли государственный кадастровый учет, относятся к категории земель - "земли населенных пунктов", а также имеют правообладателей в лице ООО "Мособлинтерстрой" и ООО "Земли Московии".
Все сделки по оформлению прав на спорные земельные участки прошли государственную регистрацию прав и противоречий в представленных документах при ее проведении выявлено не было.
Кроме того, на данных земельных участках осуществляется строительство жилого микрорайона с объектами социальной инфраструктуры (школы, детские сады, поликлиника и т.д.).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земли не могут являться федеральной собственностью, поскольку находятся к границах городского поселения Раменское и никогда не относились к землям лесного фонда вплоть до момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них.
Кроме того, установлено, что ни в выписке из ЕГРП, ни в деле правоустанавливающих документов Росреестра (т. 3, л.д. 7 - 41) на спорные земли нет сведений подтверждающих, согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, что они находятся в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на землю, либо приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорные участки в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении их к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В отношении спорных земельных участков соответствующие федеральные законы не принимались, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, данные участки Российской Федерацией в свою собственность не приобретались.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Вместе с тем, ни одного из вышеуказанных документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области представлено не было.
Кроме того, регистрация права собственности Российской Федерации была произведена в отсутствие заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти, то есть с нарушением статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорное имущество была произведена в нарушение действующего законодательства, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также заявление правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Поскольку сохранение права собственности Российской Федерации на названные земли нарушает права и законные интересы Раменского муниципального района Московской области и третьих лиц, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что границы лесного участка Виноградовского сельского участкового лесничества были определены в установленном законом порядке, подлежит отклонению, как документально неподтвержденная.
Как указывалось выше, согласно акту осмотра территории лесного участка от 17.07.14, составленному ГКУ МО "Мособллес", при проведении натурного обследования определить границы Виноградовского сельского участкового лесничества квартала 14 выд. 6, 7, 8, 12 не возможно, связи с отсутствием в натуре квартальных столбов и межевых знаков.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу подлежит отклонению, поскольку не влияет на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Рассматриваемый спор касается права собственности Российской Федерации на земельные участки. Представителем собственника в данном случае является соответчик - ТУ Росимущества в Московской области.
Поскольку спорное имущество было зарегистрировано как лесной участок, Комитет лесного хозяйства Московской области, как уполномоченный в отношении такого имущества орган, также был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-37242/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2015 N 10АП-13545/2014 ПО ДЕЛУ N А41-37242/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А41-37242/14
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от администрации Раменского муниципального района Московской области: Ежова И.В. по доверенности N 1988исх14 от 28.10.14;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Присакарь А.А. по доверенности N 26Дов-493 от 25.12.14;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Колмакова А.А. по доверенности N ЕП/04-3498 от 22.05.14;
- от общества с ограниченной ответственностью "Мособлинтерстрой": Захарчук О.Р. по доверенности от 08.11.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-37242/14, принятое судьей Гриневой А.В., по иску администрации Раменского муниципального района Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Мособлинтерстрой", общество с ограниченной ответственностью "Земли Московии", о признании права собственности Российской Федерации отсутствующим,
установил:
администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области о признании права собственности Российской Федерации, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствующим на земельные участки, расположенные по адресу: г. Раменское, ул. Приборостроителей, и земельный участок, расположенный по адресу: г. Раменское в восточной части кадастрового квартала, общей площадью 354 517,0 кв. м, обозначенные как выдела 6, 7, 8, 12 квартала N 14 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества, входящие в состав земельного участка общей площадью 40 460 000,0 кв. м с кадастровым (условным) номером 50:23:0000000:128142 (т. 1, л.д. 7 - 12).
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2104 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Мособлинтерстрой" и ООО "Земли Московии" (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресу:
- - город Раменское, ул. Приборостроителей;
- - город Раменское, в восточной части кадастрового квартала, общей площадью 354 517,0 кв. м, обозначенные как выделы 6, 7, 8, 12 квартала N 14 Виноградовского лесничества, входящие в состав земельного участка общей площадью 40 460 000,0 кв. м с кадастровым (условным) номером 50:23:0000000:128142, было признано отсутствующим (т. 3, л.д. 78 - 82).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 3, л.д. 86 - 96).
В судебном заседании апелляционного суда представители Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представители администрации Раменского муниципального района Московской области и ООО "Мособлинтерстрой" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и ООО "Земли Московии", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В дальнейшем, ГУП МО "НИИПРОЕКТ" разработало Генеральный план городского поселения Раменское, который был согласован Постановлением Правительства Московской области N 78/4 от 07.02.07 и утвержден решением Совета депутатов Раменского муниципального района N 2/10-СД от 21.02.07 (т. 1, л.д. 14 - 15, т. 2, л.д. 117 - 139).
Решениями Совета депутатов Раменского муниципального района N 10/22-СД от 31.10.07 и N 1/4-СД от 21.01.09 в Генеральный план городского поселения Раменское были внесены изменения, касающиеся дополнения материалов генерального плана перечнем земельных участков, прошедших на момент утверждения генплана кадастровый учет и вошедших в границы населенного пункта - г. Раменское (т. 2, л.д. 140 - 141).
Так, до 2020 года предполагается включение в существующие границы города Раменское прилегающих территорий общей площадью 1 144 га, из них, в том числе, территории планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения (общественного и делового, жилищного строительства и инженерно-транспортной инфраструктуры), включающей в себя 126,15 га земель сельскохозяйственного назначения, изменение границ, которых предусмотрено Схемой территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, одобренной постановлением Правительства Московской области N 739/41 от 13.10.05.
В период с 2009 по 2012 годы в рамках утвержденных границ городского поселения Раменское проводилась работа по корректировке утвержденного генерального плана городского поселения Раменское и уточнению границ функциональных зон территории поселения.
Откорректированный генеральный план городского поселения Раменское был направлен на согласование в исполнительные органы государственной власти Московской области, в том числе в Комитет лесного хозяйства Московской области (т. 1, л.д. 22).
Письмом N 30-08-20612/исх. от 31.12.13 Комитет лесного хозяйства Московской области сообщил администрации городского поселения Раменское Раменского муниципального района Московской области об отказе в согласовании генерального плана поселения, сославшись на то, что в границы города были включены лесные участки, являющиеся собственностью Российской Федерации, в частности: земельные участки из состава земель лесного фонда, расположенные в выделе N 6, 7, 8, 12 квартала N 14 сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества (т. 1, л.д. 23 - 27).
В проекте генерального плана городского поселения Раменское данные участки находятся в границах города и обозначены кадастровыми номерами:
- - 50:23:0110224:78, площадью 127 266 кв. м (вид разрешенного использования - под малоэтажное строительство);
- - 50:23:0110224:85 площадью 12 642 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:86 площадью 15 523 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:88 площадью 10 137 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0000000:839 площадью 19 258 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:237 площадью 34 051 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:236 площадью 58 640 кв. м (вид разрешенного использования - под многоэтажное жилищное строительство);
- - 50:23:0110224:50 площадью 63 000 кв. м (вид разрешенного использования - индивидуальное строительство);
- - 50:23:0110224:242 площадью 14 000 кв. м (вид разрешенного использования - под строительство детского сада).
Согласно ответу Управления Росреестра по Московской области от 13.05.14 указанные участки общей площадью 354 517,0 кв. м с категорией "земли населенных пунктов" входят в земель лесного фонда общей площадью 40 460 000, 00 кв. м с кадастровым (условным) номером 50:23:0000000:128142, на которые 10.04.09 в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 20 - 21).
Полагая, что право собственности на спорные земли было зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что оснований для отнесения спорных участков к землям лесного фонда не имеется.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Формулирование требований искового заявления относится к исключительным правам истца по делу, в то время как на суде лежит обязанность рассмотреть возникший спор в пределах заявленных исковых требований.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно части 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного прав ответчика, истец должен доказать, что запись в Едином государственном реестре прав нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.
Такая правовая позиция по данному вопросу соответствует судебно-арбитражной практике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.12 N 12576/11).
В обоснование заявленных требований администрация Раменского муниципального района Московской области ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0110224:78, 50:23:0110224:85, 50:23:0110224:86, 50:23:0110224:88, 50:23:0000000:839, 50:23:0110224:237, 50:23:0110224:236, 50:23:0110224:50, 50:23:0110224:242 неправомерно были отнесены к федеральной собственности, путем включения их в выделы 6,7,8,12 квартала N 14 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок) закреплено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 названного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 названного Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как указывалось выше, право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки общей площадью 354 517,0 кв. м было зарегистрировано в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку указанное имущество вошло в земли лесного фонда общей площадью 40 460 000, 00 кв. м с кадастровым (условным) номером 50:23:0000000:128142, (т. 1, л.д. 20 - 21).
Между тем, согласно акту осмотра территории лесного участка от 17.07.14, составленному ГКУ МО "Мособллес", земельный участок, расположенный по адресу: город Раменское, ул. Приборостроителей; город Раменское, в восточной части кадастрового квартала, выд. 6, 7, 8, 12 квартала N 14 Виноградовского лесничества, визуально накладывается на территорию Виноградовского сельского участкового лесничества квартала 14 выд. 6, 7, 8, 12, но при проведении натурного обследования определить границы Виноградовского сельского участкового лесничества квартала 14 выд. 6, 7, 8, 12 не возможно, связи с отсутствием в натуре квартальных столбов и межевых знаков. Согласно визуального осмотра установлено, что данная территория частично застроена (ориентировочно 2010 год, а именно: имеются оконченные строительством многоэтажные жилые дома из бело-красного кирпича, между домами установлена детская площадка, также имеются березовые насаждения ориентировочный возраста 10 лет, дикорастущая поросль, также идет строительство 2-х общеобразовательных школ, детского сада, поликлиники, в северо-восточной части идет строительство малоэтажных квартирных домов), факта вырубки не обнаружено. Согласно визуальному осмотру, участок огорожен металлическим забором из металлопрофиля (т. 1, л.д. 111 - 112).
Материалами дела подтверждается, что:
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110224:78, общей площадью 127 266 кв. м с видом разрешенного использования - под малоэтажное строительство принадлежит на праве собственности ОАО "Земли Московии". В настоящее время на данном земельном участке ведется малоэтажное жилищное строительство и детский сад (т. 1, л.д. 35);
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110224:50, общей площадью 63 000 кв. м с видом разрешенного использования - индивидуальное строительство принадлежит на праве собственности ООО "МОСОБЛИНТЕРСТРОЙ". В настоящее время на данном земельном участке ведется строительство общеобразовательной школы на 550 мест и планируется строительство детского сада (т. 1, л.д. 29);
- - земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0110224:85 (площадью 12 642 кв. м), 50:23:0110224:86 (площадью 15 523 кв. м), 50:23:0110224:88 (площадью 10 137 кв. м), 50:23:0000000:839 (площадью 19 258 кв. м), 50:23:0110224:237 (площадью 34 051 кв. м) с видом разрешенного пользования - под многоэтажное жилищное строительство переданы в аренду ООО "МОСОБЛИНТЕРСТРОЙ". В настоящее время на этих земельных участках ведется строительство многоэтажных жилых домов и поликлиники на 500 пос/смену (т. 1, л.д. 119 - 122, 134 - 137, т. 2, л.д. 12 - 15, 29 - 32, 44 - 47);
- - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110224:236 общей площадью 58 640 кв. м с видом разрешенного использования - под комплексное освоение территории и земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110224:242 общей площадью 4 000 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство детского сада переданы в аренду ООО "МОСОБЛИНТЕРСТРОЙ". Строительство на данной территории не ведется (т. 2, л.д. 1 - 5).
Вышеуказанные земельные участки согласно документам территориального землеустройства и экспликациям земель ранее относились к землям сельскохозяйственного назначения и находились в бессрочном пользовании совхоза Сафоновский.
Решением Малого совета Раменского городского совета народных депутатов N 60/4 от 25.02.93 "О предоставлении земельных участков в собственность коллективу АО "Сафоновское" бывшие в бессрочном пользовании у с/х "Сафоновский" земли общей площадью 2 248 га (из них: 1576,79 га - пашни, 491,80 га - сенокосы, 179,41 га - пастбища) были переданы коллективу АО "Сафоновский, о чем было выдано соответствующее свидетельство о праве собственности, бессрочного пользования на землю N 911 от 25.08.93 (т. 1, л.д. 18 - 19, т. 2, л.д. 108).
Также названным решением земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 206,0 га из состава земель с/х назначения совхоза Сафоновский были переданы для нужд жителей г. Раменское.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, с 1993 года земельные участки с названными характеристиками относились к землям сельскохозяйственного назначения, о чем свидетельствует экспликация земель АОЗТ "Сафоновское", удостоверенная органами Роснедвижимости, что исключает их отнесение к землям лесного фонда.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2011 года по делу N А41-24747/10 было установлено, что распоряжение земельным участком с кадастровым номером 50:23:0110224:50 с видом разрешенного использования "индивидуальное строительство", определенным в 1992 году, должна осуществлять администрация Раменского муниципального района Московской области (т. 2, л.д. 67 - 74).
В соответствии с заключением Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу 49/9-08 от 20.10.08 на земельном участке площадью 14,5675 га, расположенном в 677 м от д. Поповка, по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Сафоновское, было согласовано строительство коттеджного поселка. Также отмечено, что участок покрыт кустарником-самосевом и относится к землям сельскохозяйственного назначения (т. 2, л.д. 75 - 79).
Согласно заключению кадастрового инженера от 28.08.14 наложение границ спорных земельных участков на земли лесного фонда не установлено, поскольку данные участки полностью входят в границы города Раменское (т. 3, л.д. 49 - 50).
Как указывалось выше, все спорные земельные участки с категорией "земли сельскохозяйственного назначения" вошли в территорию перспективного развития города Раменское согласно Генеральному плану города Раменское, утвержденному Мособлисполкомом в 1992 году.
В настоящее время на указанных участках отсутствует лесная растительность, все участки прошли государственный кадастровый учет, относятся к категории земель - "земли населенных пунктов", а также имеют правообладателей в лице ООО "Мособлинтерстрой" и ООО "Земли Московии".
Все сделки по оформлению прав на спорные земельные участки прошли государственную регистрацию прав и противоречий в представленных документах при ее проведении выявлено не было.
Кроме того, на данных земельных участках осуществляется строительство жилого микрорайона с объектами социальной инфраструктуры (школы, детские сады, поликлиника и т.д.).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земли не могут являться федеральной собственностью, поскольку находятся к границах городского поселения Раменское и никогда не относились к землям лесного фонда вплоть до момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них.
Кроме того, установлено, что ни в выписке из ЕГРП, ни в деле правоустанавливающих документов Росреестра (т. 3, л.д. 7 - 41) на спорные земли нет сведений подтверждающих, согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, что они находятся в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на землю, либо приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорные участки в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении их к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В отношении спорных земельных участков соответствующие федеральные законы не принимались, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, данные участки Российской Федерацией в свою собственность не приобретались.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Вместе с тем, ни одного из вышеуказанных документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области представлено не было.
Кроме того, регистрация права собственности Российской Федерации была произведена в отсутствие заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти, то есть с нарушением статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорное имущество была произведена в нарушение действующего законодательства, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также заявление правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Поскольку сохранение права собственности Российской Федерации на названные земли нарушает права и законные интересы Раменского муниципального района Московской области и третьих лиц, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что границы лесного участка Виноградовского сельского участкового лесничества были определены в установленном законом порядке, подлежит отклонению, как документально неподтвержденная.
Как указывалось выше, согласно акту осмотра территории лесного участка от 17.07.14, составленному ГКУ МО "Мособллес", при проведении натурного обследования определить границы Виноградовского сельского участкового лесничества квартала 14 выд. 6, 7, 8, 12 не возможно, связи с отсутствием в натуре квартальных столбов и межевых знаков.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу подлежит отклонению, поскольку не влияет на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Рассматриваемый спор касается права собственности Российской Федерации на земельные участки. Представителем собственника в данном случае является соответчик - ТУ Росимущества в Московской области.
Поскольку спорное имущество было зарегистрировано как лесной участок, Комитет лесного хозяйства Московской области, как уполномоченный в отношении такого имущества орган, также был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-37242/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)