Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от истца: Коновалов А.О. по доверенности от 15.04.2014 года (сроком на 3 года)
от ответчика: Глоба Р.Ю. по доверенности N 92 от 30.12.2013 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области (07АП-7451/14)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 19 июня 2014 года по делу N А45-7547/2014 (судья Чернова О.В.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Феденюка Владимира Валерьевича (ОГРНИП 312547610000016)
к администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным решения,
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Феденюк Владимир Валерьевич (далее по тексту - Глава КФХ Феденюк В.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация), оформленное письмом от 28.02.2014 года N 542/01-12 об отказе в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы КФХ В.В. Феденюка путем утверждения и выдачи ему схем расположения земельного участка, испрашиваемого в соответствии с заявлением о предоставлении земельного участка (вх. N 542 от 28.01.2014) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что принимая решение об обязании заинтересованного лица предоставить заявителю земельные участки, судом не учтено, что на испрашиваемой территории Новосибирского района Новосибирской области отсутствует фонд перераспределения земель муниципального образования; согласно генеральному плану (карта функционального зонирования) МО Новолуговской сельсовет испрашиваемый земельный участок относится к зоне леса, на территории которой не предусмотрено ведение крестьянского (фермерского) хозяйства; размер испрашиваемого земельного участка площадью 180 га заявителем не обоснован.
Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, так как в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменный отзыв Главы КФК Феденюка В.В. приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного Новосибирской области от 19 июня 2014 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.01.2014 года глава крестьянского фермерского хозяйства Феденюк В.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для осуществления деятельности фермерского хозяйства земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель с кадастровым номером 54:19:142701:158 (вх. N 542 от 28.01.2014) года.
В заявлении указано следующее:
- - заявитель является единственным членом создаваемого им крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществлять деятельность КФХ он будет единолично;
- - площадь земельного участка обусловлена видом деятельности КФХ: пчеловодство, растениеводство, овощеводство (открытого и защищенного грунта), а именно: производство, переработка и логическое обеспечение картофеля, овощей, озимых (открытого и защищенного грунта) и продуктов пчеловодства; формирование пахотных прямоугольных полей ориентировочной площадью по 6 га в количестве ориентировочно 24 - 26 га;
- - указывалось на планируемую к использованию схему севооборота;
- - указывалось на территорию, необходимую для системы орошения (приблизительно 20 га);
- - объекты пчеловодства планировалось разместить на территории не пригодной для распашки и относящейся, в соответствии с картой функционального зонирования МО Новолуговского сельсовета к землям "леса в составе земель сельскохозяйственного назначения", что позволяет рационально использовать данную территорию сельскохозяйственных угодий, занятых древесно-кустарниковой растительностью без изменения целевого назначения "для сельскохозяйственного производства" (ориентировочно площадью 10 га).
Письмом от 28.02.2014 года N 542/01-12 Администрация отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, причиной отказа указав, что на испрашиваемой территории Новосибирского района Новосибирской области фонд перераспределения земель отсутствует, в связи с чем, земельный участок для заявленных целей предоставить не представляется возможным; в соответствии с картой функционального зонирования территории Новолуговского сельсовета, генерального плана Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного решением от 22.08.2013 года N 2 тридцать первой сессии Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, испрашиваемый земельный участок относится к зоне леса, на территории которого не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства.
Полагая указанное выше решение заинтересованного лица незаконным, глава КФХ Феденюк В.В. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве, орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в установленном порядке.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении этого земельного участка.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодатель предоставил крестьянскому фермерскому хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
В рассматриваемом случае, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом приведенных доводов, арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа Администрации в предоставлении земельных участков.
При этом арбитражный суд исходил из того, что главой крестьянского хозяйства соблюдены требования законодательства при подаче заявления о предоставлении земельного участка в аренду, а Администрацией не подтверждено отсутствие возможности предоставления земельного участка главе крестьянского хозяйства.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что указанные Администрацией в письме от 28.02.2014 года N 542/01-12 обстоятельства о невозможности предоставления земельного участка в совокупности с представленными документами не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков, исходя из установленного статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве порядка рассмотрения заявлений и предоставления земельных участков.
Следует также указать, что Администрацией не были представлены в арбитражный суд какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что заявление главы крестьянского хозяйства о предоставлении земельного участка рассмотрено при осуществлении процедур, предусмотренных статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Как было указано выше, в рассматриваемом случае, в своем заявлении глава крестьянского фермерского хозяйства Феденюк В.В. указал, что испрашиваемые земельный участок будет использоваться в соответствии с основными видами деятельности фермерского хозяйства, которыми являются пчеловодство, растениеводство, овощеводство (открытого и защищенного грунта), а именно: производство, переработка и логическое обеспечение картофеля, овощей, озимых (открытого и защищенного грунта) и продуктов пчеловодства; формирование пахотных прямоугольных полей ориентировочной площадью по 6 га в количестве ориентировочно 24 - 26 га; Количество членов крестьянского фермерского хозяйства - один человек.
В качестве требований к обоснованию размеров земельного участка в подпункте 5 пункта 1 статьи 12 федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указаны: число членов фермерского хозяйства и виды деятельности фермерского хозяйства.
Эти требования в предоставленном главой крестьянского фермерского хозяйства Феденюком В.В. обосновании учтены и указаны в тексте заявления.
Иных дополнительных требований к обоснованию размеров испрашиваемого земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.
В силу правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 года N 16486/09, исходя из статей 1, 4, 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
При этом заявитель не лишен права заключить трудовые договоры в качестве работодателя, а также иные гражданско-правовые договоры с неограниченным количеством лиц для обработки испрашиваемых земельных участков.
Более того, доводы Администрации в указанной части не являлись основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
При этом арбитражным судом правомерно не приняты во внимание доводы Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок по смыслу пунктов 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ для целей создания крестьянских (фермерских) хозяйств может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ и статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено право граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство предоставлять земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Исходя из анализа указанных норм права следует, что законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
При этом для использования механизма реализации права на получение земельного участка в порядке статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" необходимо наличие в совокупности двух условий:
1) принадлежность испрашиваемого земельного участка к категории земель -земли сельскохозяйственного назначения;
2) наличие статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в установленном законом порядке.
Таким образом, возможность предоставления земельного участка для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с нормами действующего законодательства не зависит от нахождения его в фонде перераспределения земель.
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок подпадает под правовой режим, установленный пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
До введения в действие Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель формировался в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
В настоящее время формирование фонда перераспределения земель регламентировано статьей 80 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2).
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ).
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственных целей.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Следовательно, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в порядке, установленном Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Таким образом, Законом N 74-ФЗ установлен специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Установив, что глава КФХ Феденюк В.В. обратился в администрацию Новосибирского района с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленным в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, установленного специальным Федеральным законом, поэтому администрация Новосибирского района обязана была осуществить процедуры по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка.
Также арбитражным судом правомерно отклонен довод заинтересованного лица, о том, что не проинформировано населения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации, поскольку данная обязанность положениями Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусмотрена, что не оспаривается заинтересованным лицом в апелляционной жалобе.
Таким образом, нормы Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям статьи 34 Земельного кодекса РФ и Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые не подлежат применению к отношениям, сложившимся между Администрацией и заявителем.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления земельного участка, отсутствующего в фонде перераспределения земель муниципального образования подлежит отклонению как противоречащий нормам действующего законодательства.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции и отклоняя ссылку подателя жалобы на то, что согласно генеральному плану (карта функционального зонирования) МО Новолуговской сельсовет, утвержденным решением N 2 тридцать первой сессии Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района, испрашиваемый земельный участок относится к зоне леса, на территории которой не предусмотрено ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из представленной карты функционального зонирования, на территории испрашиваемого земельного участка имеются участки земель, относящиеся к функциональной зоне "земли сельскохозяйственного использования".
В соответствии с картой современного использования территории, следует, что на территории испрашиваемого земельного участка имеются участки леса в составе земель сельскохозяйственного назначения, сенокос, а также пашни.
Из содержания карты распределения земель по категориям, следует, что вся территория испрашиваемого земельного участка относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", при этом относятся к землям неразграниченной государственной собственности.
Согласно карте градостроительного зонирования МО Новолуговской сельсовет следует, что вся территория испрашиваемого земельного участка относятся к землям сельскохозяйственных угодий, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, содержание генерального плана МО Новолуговской сельсовет, на территории испрашиваемого земельного участка имеются части земельных участков, которые могут быть предоставлены для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общая площадь которых составляет приблизительно лишь несколько десятков гектар.
При этом пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" закреплено положение о том, что орган местного самоуправления на основании заявления, предусмотренного пунктом 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территории в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании порядка предоставления земельных участков, установленного в статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ Администрация, исходя из ориентировочно заявленной Феденюком В.В. площади земельного участка, обязана была в пределах границ испрашиваемого земельного участка утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка, а после проведение работ по кадастровому учету обязана решить вопрос о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Администрации, изложенное в письме от 28.02.2014 года N 542/01-12.
Поскольку оспариваемый отказ Администрации повлек нарушение прав и интересов главы КФХ, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду по процедуре, установленной специальным законом, арбитражный суд в порядке восстановления нарушенного права в соответствии с положениями части 5 статьи 201 АПК РФ правомерно обязал администрацию утвердить и выдать схему расположения земельных участков, и после совершения заявителем действий, предусмотренных статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предоставить земельные участки в аренду.
При этом вопрос о конкретных размерах земельного участка, который может быть предоставлен заявителю в аренду, должен решаться заинтересованным лицом с учетом зонирования территории на стадии утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка, что не было оспорено представителями сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Доводы Администрации, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику не может быть признана обоснованной, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 июня 2014 года по делу N А45-7547/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2014 ПО ДЕЛУ N А45-7547/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2014 г. по делу N А45-7547/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от истца: Коновалов А.О. по доверенности от 15.04.2014 года (сроком на 3 года)
от ответчика: Глоба Р.Ю. по доверенности N 92 от 30.12.2013 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области (07АП-7451/14)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 19 июня 2014 года по делу N А45-7547/2014 (судья Чернова О.В.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Феденюка Владимира Валерьевича (ОГРНИП 312547610000016)
к администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным решения,
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Феденюк Владимир Валерьевич (далее по тексту - Глава КФХ Феденюк В.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация), оформленное письмом от 28.02.2014 года N 542/01-12 об отказе в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы КФХ В.В. Феденюка путем утверждения и выдачи ему схем расположения земельного участка, испрашиваемого в соответствии с заявлением о предоставлении земельного участка (вх. N 542 от 28.01.2014) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что принимая решение об обязании заинтересованного лица предоставить заявителю земельные участки, судом не учтено, что на испрашиваемой территории Новосибирского района Новосибирской области отсутствует фонд перераспределения земель муниципального образования; согласно генеральному плану (карта функционального зонирования) МО Новолуговской сельсовет испрашиваемый земельный участок относится к зоне леса, на территории которой не предусмотрено ведение крестьянского (фермерского) хозяйства; размер испрашиваемого земельного участка площадью 180 га заявителем не обоснован.
Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, так как в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменный отзыв Главы КФК Феденюка В.В. приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного Новосибирской области от 19 июня 2014 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.01.2014 года глава крестьянского фермерского хозяйства Феденюк В.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для осуществления деятельности фермерского хозяйства земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель с кадастровым номером 54:19:142701:158 (вх. N 542 от 28.01.2014) года.
В заявлении указано следующее:
- - заявитель является единственным членом создаваемого им крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществлять деятельность КФХ он будет единолично;
- - площадь земельного участка обусловлена видом деятельности КФХ: пчеловодство, растениеводство, овощеводство (открытого и защищенного грунта), а именно: производство, переработка и логическое обеспечение картофеля, овощей, озимых (открытого и защищенного грунта) и продуктов пчеловодства; формирование пахотных прямоугольных полей ориентировочной площадью по 6 га в количестве ориентировочно 24 - 26 га;
- - указывалось на планируемую к использованию схему севооборота;
- - указывалось на территорию, необходимую для системы орошения (приблизительно 20 га);
- - объекты пчеловодства планировалось разместить на территории не пригодной для распашки и относящейся, в соответствии с картой функционального зонирования МО Новолуговского сельсовета к землям "леса в составе земель сельскохозяйственного назначения", что позволяет рационально использовать данную территорию сельскохозяйственных угодий, занятых древесно-кустарниковой растительностью без изменения целевого назначения "для сельскохозяйственного производства" (ориентировочно площадью 10 га).
Письмом от 28.02.2014 года N 542/01-12 Администрация отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, причиной отказа указав, что на испрашиваемой территории Новосибирского района Новосибирской области фонд перераспределения земель отсутствует, в связи с чем, земельный участок для заявленных целей предоставить не представляется возможным; в соответствии с картой функционального зонирования территории Новолуговского сельсовета, генерального плана Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного решением от 22.08.2013 года N 2 тридцать первой сессии Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, испрашиваемый земельный участок относится к зоне леса, на территории которого не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства.
Полагая указанное выше решение заинтересованного лица незаконным, глава КФХ Феденюк В.В. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве, орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в установленном порядке.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении этого земельного участка.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодатель предоставил крестьянскому фермерскому хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
В рассматриваемом случае, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом приведенных доводов, арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа Администрации в предоставлении земельных участков.
При этом арбитражный суд исходил из того, что главой крестьянского хозяйства соблюдены требования законодательства при подаче заявления о предоставлении земельного участка в аренду, а Администрацией не подтверждено отсутствие возможности предоставления земельного участка главе крестьянского хозяйства.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что указанные Администрацией в письме от 28.02.2014 года N 542/01-12 обстоятельства о невозможности предоставления земельного участка в совокупности с представленными документами не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков, исходя из установленного статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве порядка рассмотрения заявлений и предоставления земельных участков.
Следует также указать, что Администрацией не были представлены в арбитражный суд какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что заявление главы крестьянского хозяйства о предоставлении земельного участка рассмотрено при осуществлении процедур, предусмотренных статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Как было указано выше, в рассматриваемом случае, в своем заявлении глава крестьянского фермерского хозяйства Феденюк В.В. указал, что испрашиваемые земельный участок будет использоваться в соответствии с основными видами деятельности фермерского хозяйства, которыми являются пчеловодство, растениеводство, овощеводство (открытого и защищенного грунта), а именно: производство, переработка и логическое обеспечение картофеля, овощей, озимых (открытого и защищенного грунта) и продуктов пчеловодства; формирование пахотных прямоугольных полей ориентировочной площадью по 6 га в количестве ориентировочно 24 - 26 га; Количество членов крестьянского фермерского хозяйства - один человек.
В качестве требований к обоснованию размеров земельного участка в подпункте 5 пункта 1 статьи 12 федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указаны: число членов фермерского хозяйства и виды деятельности фермерского хозяйства.
Эти требования в предоставленном главой крестьянского фермерского хозяйства Феденюком В.В. обосновании учтены и указаны в тексте заявления.
Иных дополнительных требований к обоснованию размеров испрашиваемого земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.
В силу правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 года N 16486/09, исходя из статей 1, 4, 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
При этом заявитель не лишен права заключить трудовые договоры в качестве работодателя, а также иные гражданско-правовые договоры с неограниченным количеством лиц для обработки испрашиваемых земельных участков.
Более того, доводы Администрации в указанной части не являлись основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
При этом арбитражным судом правомерно не приняты во внимание доводы Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок по смыслу пунктов 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ для целей создания крестьянских (фермерских) хозяйств может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ и статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено право граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство предоставлять земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Исходя из анализа указанных норм права следует, что законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
При этом для использования механизма реализации права на получение земельного участка в порядке статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" необходимо наличие в совокупности двух условий:
1) принадлежность испрашиваемого земельного участка к категории земель -земли сельскохозяйственного назначения;
2) наличие статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в установленном законом порядке.
Таким образом, возможность предоставления земельного участка для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с нормами действующего законодательства не зависит от нахождения его в фонде перераспределения земель.
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок подпадает под правовой режим, установленный пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
До введения в действие Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель формировался в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
В настоящее время формирование фонда перераспределения земель регламентировано статьей 80 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2).
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ).
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственных целей.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Следовательно, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в порядке, установленном Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Таким образом, Законом N 74-ФЗ установлен специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Установив, что глава КФХ Феденюк В.В. обратился в администрацию Новосибирского района с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленным в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, установленного специальным Федеральным законом, поэтому администрация Новосибирского района обязана была осуществить процедуры по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка.
Также арбитражным судом правомерно отклонен довод заинтересованного лица, о том, что не проинформировано населения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации, поскольку данная обязанность положениями Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусмотрена, что не оспаривается заинтересованным лицом в апелляционной жалобе.
Таким образом, нормы Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям статьи 34 Земельного кодекса РФ и Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые не подлежат применению к отношениям, сложившимся между Администрацией и заявителем.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления земельного участка, отсутствующего в фонде перераспределения земель муниципального образования подлежит отклонению как противоречащий нормам действующего законодательства.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции и отклоняя ссылку подателя жалобы на то, что согласно генеральному плану (карта функционального зонирования) МО Новолуговской сельсовет, утвержденным решением N 2 тридцать первой сессии Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района, испрашиваемый земельный участок относится к зоне леса, на территории которой не предусмотрено ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из представленной карты функционального зонирования, на территории испрашиваемого земельного участка имеются участки земель, относящиеся к функциональной зоне "земли сельскохозяйственного использования".
В соответствии с картой современного использования территории, следует, что на территории испрашиваемого земельного участка имеются участки леса в составе земель сельскохозяйственного назначения, сенокос, а также пашни.
Из содержания карты распределения земель по категориям, следует, что вся территория испрашиваемого земельного участка относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", при этом относятся к землям неразграниченной государственной собственности.
Согласно карте градостроительного зонирования МО Новолуговской сельсовет следует, что вся территория испрашиваемого земельного участка относятся к землям сельскохозяйственных угодий, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, содержание генерального плана МО Новолуговской сельсовет, на территории испрашиваемого земельного участка имеются части земельных участков, которые могут быть предоставлены для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общая площадь которых составляет приблизительно лишь несколько десятков гектар.
При этом пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" закреплено положение о том, что орган местного самоуправления на основании заявления, предусмотренного пунктом 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территории в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании порядка предоставления земельных участков, установленного в статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ Администрация, исходя из ориентировочно заявленной Феденюком В.В. площади земельного участка, обязана была в пределах границ испрашиваемого земельного участка утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка, а после проведение работ по кадастровому учету обязана решить вопрос о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Администрации, изложенное в письме от 28.02.2014 года N 542/01-12.
Поскольку оспариваемый отказ Администрации повлек нарушение прав и интересов главы КФХ, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду по процедуре, установленной специальным законом, арбитражный суд в порядке восстановления нарушенного права в соответствии с положениями части 5 статьи 201 АПК РФ правомерно обязал администрацию утвердить и выдать схему расположения земельных участков, и после совершения заявителем действий, предусмотренных статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предоставить земельные участки в аренду.
При этом вопрос о конкретных размерах земельного участка, который может быть предоставлен заявителю в аренду, должен решаться заинтересованным лицом с учетом зонирования территории на стадии утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка, что не было оспорено представителями сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Доводы Администрации, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику не может быть признана обоснованной, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 июня 2014 года по делу N А45-7547/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)