Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.03.2015 ПО ДЕЛУ N 3-9/2015

Требование: О пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что затрагивает его права и законные интересы как арендатора участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N 3-9/2015


Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.А.,
при секретаре судебного заседания С.М.,
с участием представителя ОАО "Тверская областная типография" С.Т.,
представителя заинтересованного лица - Администрации города Твери Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Тверская областная типография" о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

ОАО "Тверская областная типография" обратилось в Тверской областной суд с исковым заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области с заявлением о пересмотре и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком на 01 января 2007 года, земельных участков:
- - площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание типографии в размере рыночной стоимости <данные изъяты> руб.;
- - площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание типографии в размере рыночной стоимости <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что общество является арендатором указанных земельных участков, кадастровая стоимость которых не соответствует рыночной стоимости, что затрагивает права и законные интересы заявителя как плательщика арендной платы.
Определением суда от 22 января 2015 года производство по делу в части требований ОАО "Тверская областная типография" о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости прекращено в связи с отказом представителя заявителя от указанной части требований.
Судом заявленные исковые требования рассмотрены с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и относятся к сфере публичных правоотношений, одной из сторон которых, являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительство Тверской области, Администрация г. Твери.
В судебном заседании представитель ОАО "Тверская областная типография" С.Т. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Твери Р. возражала против удовлетворения заявления ОАО "Тверская областная типография", поскольку приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2015 года N 13-нп утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тверской области, а также вследствие несоответствия представленного заявителем Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представители заинтересованных лиц: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительства Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В возражениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области обращается внимание на то, что заявитель не доказал нарушения своих прав, так как договор аренды земельного участка с кадастровым номером N не зарегистрирован. Управление является ненадлежащим заинтересованным лицом, поскольку не осуществляет полномочий по принятию решения о внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, не является заказчиком на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, не является стороной договоров аренды либо получателем арендной платы, прав и законных интересов заявителя не нарушало.
Согласно возражениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Учреждение является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, так как сведения о кадастровой стоимости вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего в установленном законодательством порядке результаты государственной кадастровой оценки. Орган кадастрового учета не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости. Кроме того, учет изменений кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть осуществлен на основании решения суда или на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведений о кадастровой стоимости. Иных правовых оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости органом кадастрового учета законодательством не предусмотрено.
В своем отзыве Правительство Тверской области указало, что не возражает против удовлетворения заявленных требований ОАО "Тверская областная типография".
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что ОАО "Тверская областная типография" является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание типографии на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного ОАО "Тверская областная типография" с Комитетом по управлению имуществом Тверской области.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Срок аренды земельного участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.1 договора). Договор аренды не зарегистрирован в установленном порядке.
Дополнительным соглашением сторон N от ДД.ММ.ГГГГ действие договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N с кадастровым номером N возобновлено с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ в силу того, что ни одна из сторон договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N с кадастровым номером N не заявляла об отказе от договора, он является возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Размер арендной платы определяется в соответствии с расчетом арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора (пункт 3.1 договора), рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 8.2 Методики определения и расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Тверской области (утв. постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 24 июня 2004 г. N 965-П-3) расчет арендной платы за пользование недвижимым имуществом, подлежащей ежемесячному перечислению в областной бюджет, осуществляется по формуле, учитывающей, среди прочего, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является - субъект Российской Федерации Тверская область. Следовательно, арендатор вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка, результат определения которой затрагивает его права и обязанности в рамках договора аренды.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области по состоянию на 01 января 2007 года.
Земельный участок с кадастровым номером N вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области, его кадастровая стоимость была определена в размере <данные изъяты> руб.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов для кадастрового квартала, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по населенным пунктам Тверской области, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области по муниципальным районам, городским округам Тверской области.
Согласно результатам определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 01 января 2013 года, составляет <данные изъяты> руб. Сведения о кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 15 января 2015 года.
Данная кадастровая стоимость подлежит применению с даты вступления в силу приказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп, то есть с 01 января 2015 года.
Заявитель оспаривает предыдущую кадастровую стоимость земельного участка и в обоснование заявленных требований представляет отчет ООО "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ N об оценке рыночной стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01 января 2007 года в размере <данные изъяты> руб.
Несоответствие актуальной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости данный отчет об оценке не подтверждает.
В силу абзаца 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оспаривание результатов определения кадастровой стоимости допускается в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Следовательно, определение рыночной стоимости земельного участка на прежнюю дату кадастровой оценки правового значения не имеет, в связи с чем защита прав заявителя путем установления неактуальной кадастровой стоимости невозможна, а в удовлетворении заявления следует отказать.
Факт обращения ОАО "Тверская областная типография" с настоящим заявлением в суд в 2014 году данный вывод не опровергает, так как на момент разрешения дела государственный кадастр недвижимости содержит сведения, соответствие которых сведениям о рыночной стоимости предметом проверки не является.
Доводы Управления Росреестра по Тверской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области о том, что они не являются надлежащими заинтересованными лицами по делу, отклоняются судом.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, организация проведения государственной кадастровой оценки отнесена к непосредственным полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Из положений части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат включению в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Исходя из указанных положений законодательства и учитывая, что требования заявителя обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле Управления Росреестра по Тверской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <адрес> вытекает из их полномочий и является обоснованным.
В силу статьи 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные заявителем, в удовлетворении требований которого отказано, взысканию с заинтересованных лиц не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ОАО "Тверская областная типография" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N и установлении ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере <данные изъяты> руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
С.А.ГРИШИНА

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2015 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)