Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2014 N 08АП-2369/2014 ПО ДЕЛУ N А46-11715/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. N 08АП-2369/2014

Дело N А46-11715/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2369/2014) общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2014 по делу N А46-11715/2013 (судья Яркова С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (ОГРН 1075503003256, ИНН 5503108063)
к 1) Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и 2) Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска
3-е лицо: Тарасова Оксана Александровна
о признании незаконными ненормативных правовых актов,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" - Кожевникова Виктория Валериевна (паспорт, по доверенности б/н от 25.04.2014 сроком действия на один год);
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Наталья Викторовна (удостоверение, по доверенности N 7 от 04.03.2014 сроком действия один год)
- от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Тарасовой Оксаны Александровны - Плесовских Алексей Алексеевич (паспорт, по доверенности б/н от 29.12.2013 сроком действия до 29.12.2016);

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - ООО "Спецстрой", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит:
- - признать незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 25.06.2013 N 1272-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой" в размещении офиса организации непосредственного обслуживания населения вблизи строения N 14/1 по проспекту Менделеева в Советском административном округе г. Омска";
- - обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - офиса организации непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон, место размещения объекта - вблизи здания с адресом: проспект Менделеева, дом 14/1 в Советском административном округе г. Омска в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - признать незаконным решение департамента имущественных отношений Администрации города Омска об отзыве уведомления Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 25.01.2013 об отказе от договора аренды земельного участка N Д-С-1-41-2642, зарегистрированного 23.03.2001, выраженного в письме департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 28.02.2013 N Исх-ДИО/4470;
- - взыскать с заинтересованных лиц 2 000 руб. расходов на уплату государственной пошлины.
Определением суда от 24.10.2013 к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ, был привлечен департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. Судебным актом от 03.12.2013 с аналогичным процессуальным статусом к делу привлечена Тарасова Оксана Александровна.
09.01.2014 в порядке статьи 47 АПК РФ к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.02.2014 по делу N А46-11715/2013 в удовлетворении требований ООО "Спецстрой" отказано в полном объеме. С ООО "Спецстрой" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок обременен правом аренды в соответствии с договором N Д-С-1-41-2642, на момент отзыва договор продолжал являться действующим, так как с момента извещения об отказе от договора предусмотренный законом 3-месячный срок не истек. По указанной причине и был вынесен оспариваемый ненормативный правовой акт. Решение департамента об отзыве уведомления об отказе от договора аренды, выраженного в письме от 28.02.2013 N Исх-ДИО/4470, не подлежит обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Спецстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска был осуществлен положительный выбор земельного участка и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории распоряжением департамента от 24.12.2012 N 2103-р, в связи с чем у департамента отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства. Если осуществлен положительный выбор земельного участка под строительство объекта, то департамент обязан его утвердить и вопрос о наличии либо отсутствии прав третьих лиц на земельные участки, входящие в состав территории, планируемой под строительство, не может служить основанием для утверждения акта о выборе. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, утверждающее акт о выборе земельного участка, не является документом, на основании которого департамент предоставляет участок в аренду под строительство.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ООО "Спецстрой" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Тарасовой Оксаны Александровны просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Спецстрой" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением (вход. N 04-02/1127 от 08.08.2012) о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, под строительство офиса организации непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон и предварительном согласовании места размещения объекта вблизи строения N 14/1 по проспекту Менделеева в Советском административном округе г. Омска; предполагаемая площадь земельного участка 2 500 кв. м.
Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было направлено обращение в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска для рассмотрения возможности строительства объекта в границах запрашиваемого земельного участка.
Письмом от 14.11.2012 N 06/13143 Департамент известил, что на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска, состоявшемся 02.11.2012, материалы по данному вопросу рассмотрены, уточнена площадь испрашиваемого земельного участка - 1 844 кв. м, принято положительное решение с указанием на порядок, предусмотренный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Территория, необходимая для застройки включила в себя земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 01 03:28, предоставленный Тарасовой О.А. под размещение коммерческой автостоянки (соглашение к договору аренды земельного участка от 26.01.2001 N Д-С-1-41-2642, зарегистрировано в установленном порядке 29.04.2011 за номером 55-55-01/118/2011-402).
В этой связи письмом от 25.01.2013 N 641 Главное управление по земельным ресурсам Омской области отказалось от договора N Д-С-1-41-2642 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 03:28 общей площадью 2 561 кв. м, местоположение которого установлено по адресу: город Омск, Советский административный округ, проспект Менделеева, заключенного с Тарасовой О.А. и зарегистрированного 23.03.2001.
В это время заявитель получил все необходимые предварительные технические условия и положительные заключения необходимых служб для строительства объекта.
В последствие департамент имущественных отношений Администрации города Омска письмом от 28.02.2013 N Исх.-ДИО/4470 отозвал уведомление от 25.01.2013 об отказе от договора N Д-С-1-41-2642.
Письмом от 30.05.2013 N Исх-ДИО/11507 департамент имущественных отношений Администрации города Омска проинформировал ООО "Спецстрой" о направлении его обращения в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 25.06.2013 N 1272р ООО "Спецстрой" было отказано в размещении офиса организаций непосредственного обслуживания населения вблизи строения N 14/1 по проспекту Менделеева в Советском административном округе города Омска. В качестве причины было указано на обременение земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 03:28, входящего в состав испрашиваемого земельного участка, правами третьих лиц (земельный участок сдан в аренду под коммерческую автостоянку).
Полагая, что распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 25.06.2013 N 1272р и решение департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выраженное в письме от 28.02.2013 N Исх.-ДИО/4470 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО "Спецстрой", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
05.02.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как указано ранее, одним из требований Общества является признание незаконным решения департамента имущественных отношений Администрации города Омска об отзыве уведомления Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 25.01.2013 об отказе от договора аренды земельного участка N Д-С-1-41-2642, зарегистрированного 23.03.2001, выраженного в письме департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 28.02.2013 N Исх-ДИО/4470.
Согласно части 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права п законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Как правильно указал суд первой инстанции, решение департамента об отзыве уведомления об отказе от договора аренды не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя (ООО "Спецстрой") юридических последствий, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей Общества, не определяет его меру ответственности, в связи с чем не подлежит обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ.
Решение департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выраженное в письме от 28.02.2013 N Исх-ДИО/4470, касается отношений сторон договора аренды: департамента имущественных отношений Администрации города Омска (арендодатель) и Тарасовой О.А. (арендатор). При этом Общество не является стороной договора, а само решение департамента не содержит каких-либо властно-распорядительных предписаний, влекущих для ООО "Спецстрой" юридических последствий.
Более того, по убеждению суда апелляционной инстанции, Решение департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выраженное в письме от 28.02.2013 N Исх-ДИО/4470, принято в рамках гражданско-правовых отношений сторон (департамента имущественных отношений Администрации города Омска и Тарасовой О.А.).
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что заявленное Обществом требование (о признании незаконным решения департамента об отзыве уведомления Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 25.01.2013 об отказе от договора аренды земельного участка N Д-С-1-41-2642) возникло из гражданско-правовых отношений, в связи с чем подлежит рассмотрению в порядке гражданско-правового законодательства и не может быть рассмотрено в рамках главы 24 АПК РФ.
Что касается требования Общества о признании незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 25.06.2013 N 1272-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой" в размещении офиса организации непосредственного обслуживания населения вблизи строения N 14/1 по проспекту Менделеева в Советском административном округе г. Омска", суд апелляционной инстанции считает оспариваемое распоряжение законным исходя из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Статья 30 ЗК РФ определяет порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Как указано в пункте 2.1 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Как установлено в пункте 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка и последующим проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка.
Таким образом, при сформированном земельном участке предоставление земельного участка под строительство без обеспечения выбора возможно только на торгах.
Как указано в пункте 3 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как указано в пункте 6 статьи 30 ЗК РФ, в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
То есть предварительное согласование мест размещения объектов требуется при не сформированном земельном участке.
Общество обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением (вход. N 04-02/1127 от 08.08.2012) о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, под строительство офиса организации непосредственного обслуживания населения.
Однако, в рассматриваемом случае часть испрашиваемого земельного участка сформирована и уже занята на праве аренды Тарасовой О.А. (договор N Д-С-1-41-2642 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 03:28 общей площадью 2 561 кв. м, местоположение которого установлено по адресу: город Омск, Советский административный округ, проспект Менделеева).
Как правильно указал суд первой инстанции, имели место обстоятельства не позволяющие уполномоченному органу принять решение о предварительном согласовании места размещения вышеназванного объекта, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований: о признании незаконным распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 25.06.2013 N 1272-р и обязании департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ООО "Спецстрой".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2014 по делу N А46-11715/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)