Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Соколовой Т.В., судей Ермолаевой Л.П. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.09.2008 по делу N А47-3829/2008 (судья Чердинцева Г.В.), при участии: от администрации муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" - Блынской Е.С. (доверенность от 08.12.2008), от общества с ограниченной ответственностью "Чашкан" - Новикова И.В. (доверенность от 04.12.2008),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чашкан" (далее - ООО "Чашкан") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области (далее - администрация Соль-Илецкого района), выразившихся в отказе от заключения договоров аренды земельных участков; понуждении администрации Соль-Илецкого района к опубликованию сведений о допущенных ошибках в объявлении о наличии свободных земельных участков и извещении о проведении торгов в части неправильного указания площади земельных участков; понуждении администрации Соль-Илецкого района к принятию распоряжения о передаче заявителю в аренду земельных участков, являвшихся предметом аукциона, и заключению договоров аренды земельных участков (с учетом изменения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" (далее - администрация Григорьевского сельсовета).
Решением суда от 19.09.2008 требования заявителя удовлетворены частично: признаны незаконными действия администрации Соль-Илецкого района, выразившиеся в отказе от заключения договоров аренды земельных участков, установлена обязанность администрации Соль-Илецкого района устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем издания распоряжений о передаче ООО "Чашкан" в аренду земельных участков, являвшихся предметом аукциона и заключения договоров аренды названных земельных участков. В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Григорьевского сельсовета просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя апелляционной жалобы, признание торгов несостоявшимися не влечет наступление последствий в виде обязанности заключить договор с единственным участником торгов, такая обязанность по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду наступает у администрации лишь в силу ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", если подано одно заявление о предоставлении земельного участка в аренду. По тем же основаниям, по мнению администрации Григорьевского сельсовета, судом неправильно применены нормы Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Соль-Илецкий район Оренбургской области" от 14.03.2008 N 221. Пункт 5.4.5 указанного Положения не предусматривает обязанность администрации Соль-Илецкого района по предоставлению земельного участка в аренду при признании несостоявшимися торгов.
ООО "Чашкан" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просило решение суда оставить без изменения. По мнению заявителя, права и обязанности администрации Григорьевского сельсовета принятым судебным актом не затрагиваются. Торги по продаже права аренды земельных участков проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем у администрации Соль-Илецкого района не было оснований для отказа от заключения договора с единственным участником торгов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явился представитель администрации Соль-Илецкого района.
С учетом мнений представителей заявителя и третьего лица, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представители администрации Григорьевского сельсовета и ООО "Чашкан" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оснований для отмены решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, 10.04.2008 администрацией Соль-Илецкого района издано распоряжение N 612-р о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах Григорьевского сельсовета, согласно которому на аукцион выставлялось девять земельных участков: с кадастровым номером 56:29:0407001:4 площадью 4 001 053 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0408001:12 площадью 120 000 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0409001:7 площадью 10 267 213 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0410001:15 площадью 12 520 212 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0411001:13 площадью 7 592 061 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0412001:4 площадью 237 959 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0414006:1 площадью 1 451 286 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0414013:4 площадью 1 463 251 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0414014:9 площадью 1 375 545 кв. м (т. 1, л.д. 38).
Объявление о том, что вышеназванные земельные участки являются свободными и могут быть предоставлены в аренду, опубликовано в газете "Илецкая Защита" от 10.04.2008 N 39 (9850) (т. 1, л.д. 58).
17.04.2008 в газете "Илецкая Защита" размещено извещение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды вышеперечисленных земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, государственная собственность на которые не разграничена (т. 1, л.д. 39).
Торги были проведены 19.05.2008 и согласно протоколам проведения торгов они признаны несостоявшимися по всем земельным участкам в связи с тем, что для участия в аукционах подана лишь одна заявка - ООО "Чашкан" (т. 1, л.д. 49-57). При этом решение о предоставлении земельных участков в аренду единственному участнику единогласным решением членов комиссии не принято.
28.05.2008 администрация Соль-Илецкого района, сославшись на отсутствие положительного решения аукционной комиссии, направила ООО "Чашкан" уведомления об отказе от заключения договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения, являвшихся предметом аукционов (т. 1, л.д. 40-48).
Полагая такие действия органа местного самоуправления незаконными, нарушающими его права и законные интересы, общество "Чашкан" обратилось в суд с настоящим заявлением, в котором в том числе просило устранить ошибки в распоряжении администрации Соль-Илецкого района от 10.04.2008 N 612-р, объявлении о наличии свободных земельных участков, опубликованном в газете "Илецкая Защита" от 10.04.2008, извещении о проведении торгов, размещенном 17.04.2008 в газете "Илецкая Защита", относительно площади земельных участков с кадастровыми номерами 56:29:0407001:12 и 56:29:0414006:1.
Требования ООО "Чашкан" об опубликовании сведений о выявленных неточностях в площади земельных участков суд первой инстанции оставил без удовлетворения, сославшись на то, что заявитель не обосновал необходимость применения такого способа защиты, тем более, что ответчик факт наличия ошибки признал и требования рассмотрены в отношении земельных участков с реальной (действительной) площадью. Решение суда в данной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Удовлетворяя требования в части признания незаконным отказа администрации Соль-Илецкого района в предоставлении земельных участков в аренду обществу "Чашкан", и понуждения администрации Соль-Илецкого района к изданию распоряжений о передаче земельных участков, заключению договоров аренды, суд первой инстанции исходил из того, что порядок организации и проведения торгов органом местного самоуправления соблюден; в компетенцию аукционной комиссии не входит решение вопроса о заключении договоров аренды земельных участков; отказ в предоставлении земельных участков обществу "Чашкан", основанный на непринятии соответствующего решения аукционной комиссией противоречит закону.
Данные выводы суда являются верными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу абзаца 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Поскольку государственная собственность на земельные участки, выставленные на аукцион, не разграничена, следует признать правомочность распоряжения ими администрацией Соль-Илецкого района.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории Соль-Илецкого муниципального района, в том числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, регламентируется Положением, утвержденным решением Совета депутатов Соль-Илецкого района от 14.03.2008 N 221, в том числе разделом 5 указанного Положения установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Судом первой инстанции установлено, и материалами дела подтверждено, что данный порядок относительно предоставления в аренду спорных земельных участков соблюден: издано распоряжение о проведении аукциона; опубликовано в газете "Илецкая Защита" сообщение о проведении торгов (информация отвечает требованиями действующего законодательства).
В соответствии с 5.4.4 Положения администрация района подписывает в недельный срок с победителем торгов договор купли-продажи или аренды земельного участка, осуществляет совместно с покупателем государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок.
Как следует из п. 5 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся.
Учитывая, что для участия в аукционе по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:29:0407001:4, 56:29:0408001:12, 56:29:0409001:7, 56:29:0410001:15, 56:29:0411001:13, 56:29:0412001:4, 56:29:0414006:1, 56:29:0414013:4, 56:29:0414014:9 поступила лишь одна заявка ООО "Чашкан" и торги признаны несостоявшимися, суд первой инстанции правомерно руководствовался п. 5.4.5 Положения, который устанавливает обязанность администрации района в двухнедельный срок подготовить проект распоряжения главы администрации муниципального образования о продаже земельного участка или предоставлении его в аренду и в недельный срок с момента принятия распоряжения и заключить договор купли-продажи или аренды земельного участка.
Исходя из того, что отказ от заключения договоров аренды нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, подлежат отклонению. Проведение повторных торгов в результате признания аукциона несостоявшимся является правом, а не обязанностью администрации Соль-Илецкого района,
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При подаче апелляционной жалобы администрацией Григорьевского сельсовета была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 8 000 руб., которая в силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.09.2008 по делу N А47-3829/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" - без удовлетворения.
Возвратить администрации муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру Соль-Илецкого отделения Сбербанка России N 4234 от 12.11.2008 государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 8 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Т.В.СОКОЛОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2008 N 18АП-7537/2008 ПО ДЕЛУ N А47-3829/2008
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2008 г. N 18АП-7537/2008
Дело N А47-3829/2008
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Соколовой Т.В., судей Ермолаевой Л.П. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.09.2008 по делу N А47-3829/2008 (судья Чердинцева Г.В.), при участии: от администрации муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" - Блынской Е.С. (доверенность от 08.12.2008), от общества с ограниченной ответственностью "Чашкан" - Новикова И.В. (доверенность от 04.12.2008),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чашкан" (далее - ООО "Чашкан") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области (далее - администрация Соль-Илецкого района), выразившихся в отказе от заключения договоров аренды земельных участков; понуждении администрации Соль-Илецкого района к опубликованию сведений о допущенных ошибках в объявлении о наличии свободных земельных участков и извещении о проведении торгов в части неправильного указания площади земельных участков; понуждении администрации Соль-Илецкого района к принятию распоряжения о передаче заявителю в аренду земельных участков, являвшихся предметом аукциона, и заключению договоров аренды земельных участков (с учетом изменения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" (далее - администрация Григорьевского сельсовета).
Решением суда от 19.09.2008 требования заявителя удовлетворены частично: признаны незаконными действия администрации Соль-Илецкого района, выразившиеся в отказе от заключения договоров аренды земельных участков, установлена обязанность администрации Соль-Илецкого района устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем издания распоряжений о передаче ООО "Чашкан" в аренду земельных участков, являвшихся предметом аукциона и заключения договоров аренды названных земельных участков. В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Григорьевского сельсовета просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя апелляционной жалобы, признание торгов несостоявшимися не влечет наступление последствий в виде обязанности заключить договор с единственным участником торгов, такая обязанность по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду наступает у администрации лишь в силу ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", если подано одно заявление о предоставлении земельного участка в аренду. По тем же основаниям, по мнению администрации Григорьевского сельсовета, судом неправильно применены нормы Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Соль-Илецкий район Оренбургской области" от 14.03.2008 N 221. Пункт 5.4.5 указанного Положения не предусматривает обязанность администрации Соль-Илецкого района по предоставлению земельного участка в аренду при признании несостоявшимися торгов.
ООО "Чашкан" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просило решение суда оставить без изменения. По мнению заявителя, права и обязанности администрации Григорьевского сельсовета принятым судебным актом не затрагиваются. Торги по продаже права аренды земельных участков проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем у администрации Соль-Илецкого района не было оснований для отказа от заключения договора с единственным участником торгов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явился представитель администрации Соль-Илецкого района.
С учетом мнений представителей заявителя и третьего лица, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представители администрации Григорьевского сельсовета и ООО "Чашкан" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оснований для отмены решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, 10.04.2008 администрацией Соль-Илецкого района издано распоряжение N 612-р о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах Григорьевского сельсовета, согласно которому на аукцион выставлялось девять земельных участков: с кадастровым номером 56:29:0407001:4 площадью 4 001 053 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0408001:12 площадью 120 000 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0409001:7 площадью 10 267 213 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0410001:15 площадью 12 520 212 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0411001:13 площадью 7 592 061 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0412001:4 площадью 237 959 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0414006:1 площадью 1 451 286 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0414013:4 площадью 1 463 251 кв. м; с кадастровым номером 56:29:0414014:9 площадью 1 375 545 кв. м (т. 1, л.д. 38).
Объявление о том, что вышеназванные земельные участки являются свободными и могут быть предоставлены в аренду, опубликовано в газете "Илецкая Защита" от 10.04.2008 N 39 (9850) (т. 1, л.д. 58).
17.04.2008 в газете "Илецкая Защита" размещено извещение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды вышеперечисленных земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, государственная собственность на которые не разграничена (т. 1, л.д. 39).
Торги были проведены 19.05.2008 и согласно протоколам проведения торгов они признаны несостоявшимися по всем земельным участкам в связи с тем, что для участия в аукционах подана лишь одна заявка - ООО "Чашкан" (т. 1, л.д. 49-57). При этом решение о предоставлении земельных участков в аренду единственному участнику единогласным решением членов комиссии не принято.
28.05.2008 администрация Соль-Илецкого района, сославшись на отсутствие положительного решения аукционной комиссии, направила ООО "Чашкан" уведомления об отказе от заключения договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения, являвшихся предметом аукционов (т. 1, л.д. 40-48).
Полагая такие действия органа местного самоуправления незаконными, нарушающими его права и законные интересы, общество "Чашкан" обратилось в суд с настоящим заявлением, в котором в том числе просило устранить ошибки в распоряжении администрации Соль-Илецкого района от 10.04.2008 N 612-р, объявлении о наличии свободных земельных участков, опубликованном в газете "Илецкая Защита" от 10.04.2008, извещении о проведении торгов, размещенном 17.04.2008 в газете "Илецкая Защита", относительно площади земельных участков с кадастровыми номерами 56:29:0407001:12 и 56:29:0414006:1.
Требования ООО "Чашкан" об опубликовании сведений о выявленных неточностях в площади земельных участков суд первой инстанции оставил без удовлетворения, сославшись на то, что заявитель не обосновал необходимость применения такого способа защиты, тем более, что ответчик факт наличия ошибки признал и требования рассмотрены в отношении земельных участков с реальной (действительной) площадью. Решение суда в данной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Удовлетворяя требования в части признания незаконным отказа администрации Соль-Илецкого района в предоставлении земельных участков в аренду обществу "Чашкан", и понуждения администрации Соль-Илецкого района к изданию распоряжений о передаче земельных участков, заключению договоров аренды, суд первой инстанции исходил из того, что порядок организации и проведения торгов органом местного самоуправления соблюден; в компетенцию аукционной комиссии не входит решение вопроса о заключении договоров аренды земельных участков; отказ в предоставлении земельных участков обществу "Чашкан", основанный на непринятии соответствующего решения аукционной комиссией противоречит закону.
Данные выводы суда являются верными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу абзаца 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Поскольку государственная собственность на земельные участки, выставленные на аукцион, не разграничена, следует признать правомочность распоряжения ими администрацией Соль-Илецкого района.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории Соль-Илецкого муниципального района, в том числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, регламентируется Положением, утвержденным решением Совета депутатов Соль-Илецкого района от 14.03.2008 N 221, в том числе разделом 5 указанного Положения установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Судом первой инстанции установлено, и материалами дела подтверждено, что данный порядок относительно предоставления в аренду спорных земельных участков соблюден: издано распоряжение о проведении аукциона; опубликовано в газете "Илецкая Защита" сообщение о проведении торгов (информация отвечает требованиями действующего законодательства).
В соответствии с 5.4.4 Положения администрация района подписывает в недельный срок с победителем торгов договор купли-продажи или аренды земельного участка, осуществляет совместно с покупателем государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок.
Как следует из п. 5 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся.
Учитывая, что для участия в аукционе по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:29:0407001:4, 56:29:0408001:12, 56:29:0409001:7, 56:29:0410001:15, 56:29:0411001:13, 56:29:0412001:4, 56:29:0414006:1, 56:29:0414013:4, 56:29:0414014:9 поступила лишь одна заявка ООО "Чашкан" и торги признаны несостоявшимися, суд первой инстанции правомерно руководствовался п. 5.4.5 Положения, который устанавливает обязанность администрации района в двухнедельный срок подготовить проект распоряжения главы администрации муниципального образования о продаже земельного участка или предоставлении его в аренду и в недельный срок с момента принятия распоряжения и заключить договор купли-продажи или аренды земельного участка.
Исходя из того, что отказ от заключения договоров аренды нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, подлежат отклонению. Проведение повторных торгов в результате признания аукциона несостоявшимся является правом, а не обязанностью администрации Соль-Илецкого района,
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При подаче апелляционной жалобы администрацией Григорьевского сельсовета была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 8 000 руб., которая в силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.09.2008 по делу N А47-3829/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" - без удовлетворения.
Возвратить администрации муниципального образования "Сельское поселение Григорьевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру Соль-Илецкого отделения Сбербанка России N 4234 от 12.11.2008 государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 8 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Т.В.СОКОЛОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)