Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2014 N 11АП-17515/2014 ПО ДЕЛУ N А55-12820/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N А55-12820/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 17 декабря 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 декабря 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Холодной С.Т., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Замотаев М.С., доверенность от 04 августа 2014 г.,
от ответчика - Вирт О.В., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 365,
от третьих лиц:
от Правительства Самарской области - Вирт О.В., доверенность от 09 января 2014 г. N 1-49/48,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2014 г. по делу N А55-12820/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аква Хаус" (ИНН 6317059244, ОГРН 1056317028558), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Правительство Самарской области, г. Самара,
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Аква Хаус" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик, Министерство) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом первой инстанции, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2 889 кв. м, кадастровый номер 63:01:021002:74, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств в собственность за плату, выраженного в решении N 12/4972 от 20.03.2012 г. и о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении заявителю в собственность указанного земельного участка на основании договора купли-продажи, заключенного по цене 4 678 519 руб. и в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда подготовить и направить заявителю проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2014 г. по делу N А55-12820/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2 889 кв. м, кадастровый номер 63:01:0210002:74 по адресу: г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием под установку временного павильона для хранения плавательных средств в собственность ООО "Аква Хаус" за плату, выраженное в решении N 12/4972 от 20.03.2012 г. На Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО "Аква Хаус" в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 280 от 26.12.2007 г. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционных жалобах ответчик и третье лицо - Правительства Самарской области просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считают, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Обществом заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного ст. 198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд. Ходатайство мотивировано тем, что оспариваемое решение не было направлено ответчиком по юридическому адресу Общества, в связи с чем о наличии оспариваемого решения Обществу стало известно 15.04.2014 г. на приеме в Министерстве имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При рассмотрении ходатайства заявителя о восстановлении процессуального срока на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления арбитражный суд первой инстанции обоснованно учел позицию Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 г., согласно пункту 1 статьи 6 которой каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Исходя из содержания статьи 2 АПК РФ и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, суды не должны формально относиться к рассмотрению дел и в каждом конкретном случае выяснять причины пропуска срока и если эти причины являются уважительными - восстанавливать срок.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда и то, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, отсутствие доказательств, подтверждающих направление оспариваемого решения Обществу по юридическому адресу, указанному в заявлении, наряду с почтовым адресом представителя, арбитражный суд первой инстанции обоснованно счел возможным в данном конкретном случае восстановить Обществу процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления, а поэтому доводы заявителей апелляционной жалобы о необоснованном восстановлении пропущенного срока отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств предоставлен ООО "Аква Хаус" на основании договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Самарской области, для целей не связанных со строительством, от 24.10.2008 г. N 1с/а, сроком до 15.08.2012 г.
Данный договор в установленном законом порядке прошел процедуру государственной регистрации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.01.2009 г. произведена запись регистрации N 63-63-01/289/2008-721.
30.01.2012 г. Общество обратилось в Правительство Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка.
Письмом от 20.03.2012 г. N 12/4972 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа явилось отсутствие целесообразности с учетом положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что земельный участок площадью 2 889 кв. м, кадастровый номер 63:01:021002:74, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, находится в собственности Самарской области.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Положениями ст. 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений с заявителем, полномочиями по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, обладает Правительство Самарской области.
В соответствии с п. 2.1 Порядка N 280 от 26.12.2007 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Правительство Самарской области заявление о предоставлении земельного участка. Заявление о предоставлении земельного участка регистрируется в управлении делопроизводства и документооборота аппарата Правительства Самарской области и не позднее следующего дня передается в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) для его проверки на соответствие требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка.
В этой связи является правомерным обращение Общества с заявлением о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка в Правительство Самарской области.
Довод ответчика о том, что в данном случае подлежит применению Порядок N 280 от 26.12.2007 является обоснованным.
Согласно п. 2.4 Порядка N 280 от 26.12.2007 Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в двухнедельный срок с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение государственного водного и государственного лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, документов, необходимых для его предоставления, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы были приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Самарской области министерство подготавливает в месячный срок письмо заявителю с указанием причин отказа и направляет его на рассмотрение Губернатора - председателя Правительства Самарской области.
В соответствии с п. 2.5. Порядка N 280 от 26.12.2007 после получения запрашиваемой информации при отсутствии оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка и при условии соответствия заявления и прилагаемых к нему документов установленным требованиям министерство в недельный срок обеспечивает публикацию в газете "Волжская коммуна", а также размещение на официальном сайте Правительства Самарской области информации о предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях.
Из пояснений представителя заинтересованного лица и отзыва следует, что министерством в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, документов, необходимых для его предоставления, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования направлены в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары и министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области межведомственные запросы. Однако ответы указанных органов на запросы в министерстве отсутствуют.
При этом доказательств, подтверждающих принятие оспариваемого решения на основании информации, представленной уполномоченными органами, препятствующей для предоставления земельного участка в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Самарской области, заинтересованным лицом суду не представлено.
В качестве оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка заинтересованным лицом указано на отсутствие волеизъявления собственника на продажу земельного участка, преимущественного права на выкуп, а также на нецелесообразность предоставления земельного участка.
Под препятствиями для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ и абзацем 5 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" понимается изъятие земельного участка из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельного участка; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Несмотря на то, что положения данных статей содержат императивные нормы, не подлежащие расширительному толкованию и запрещающие отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, указанных в данных нормах права, министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на ст. ст. 57, 34 Бюджетного кодекса РФ, пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, на отсутствие у него намерения в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Доводы ответчика об отсутствии у него волеизъявления на продажу земельного участка, а также о том, что бюджет Самарской области не дополучит денежные средства от аренды земельного участка, обосновано отклонены судом первой инстанции, поскольку противоречат Порядку N 280 от 26.12.2007.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы.
Довод ответчика об отсутствии у заявителя преимущественного права на выкуп земельного участка в связи с тем, что уведомлением от 09.07.2014 N 12/11549 министерство отказалось от договора аренды от 24.10.2008 г. N 1 с/а, действие которого будет прекращено с 10.10.2014 г., является не обоснованным.
Как указывалось выше, договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке, в связи с чем его действие будет прекращено с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним прекращения аренды. Кроме того, уведомление об отказе от договора аренды направлено Обществу после его обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Ссылка ответчика на наличие задолженности по арендной плате является несостоятельной, так как не может являться препятствием для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение требований п. 2.4 Порядка N 280 от 26.12.2007 Министерство не направило письмо с указанием причин отказа на рассмотрение Губернатора - председателя Правительства Самарской области.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2 889 кв. м, кадастровый номер 63:01:0210002:74 по адресу: г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием под установку временного павильона для хранения плавательных средств в собственность ООО "Аква Хаус" за плату, выраженное в решении N 12/4972 от 20.03.2012 г., не соответствует требованиям статей 28, 29, 34 Земельного кодекса РФ, ст. 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", Порядку предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденному постановлением Правительства Самарской области N 280 от 26.12.2007, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Вместе с тем суд первой инстанции обосновано счел возможным обязать Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО "Аква Хаус" в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 280 от 26.12.2007.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2014 г. по делу N А55-12820/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)