Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2014 N 08АП-8740/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3743/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. N 08АП-8740/2014

Дело N А70-3743/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8740/2014) Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.06.2014 по делу N А70-3743/2014 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1077203016956, ИНН 7203191674)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
о признании незаконным изложенного в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2 решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - представитель Коптелов Андрей Евгеньевич (паспорт, по доверенности N 16 от 14.01.2014 сроком действия до 31.12.2014);
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, извещен,

установил:

Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2 решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы, и об обязании предоставить данный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.06.2014 по делу N А70-3743/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Департамент отказал Управлению в предоставлении земельного участка по двум основаниям: самовольное занятие земельного участка и то, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования. По утверждению суда первой инстанции, самовольное занятие земельного участка не является основанием для отказа в предоставлении этого земельного участка. Однако суд посчитал отказ Департамента обоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования, им пользуется неограниченный круг лиц, в здании, находящемся рядом с участком, располагается не только Управление, но и другие юридические лица.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что отказ Департамента является незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок не относится к территории общего пользования. Податель жалобы ссылается на Постановление Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п, из содержания которого не следует право Департамента самопроизвольно устанавливать основания для отказа в предоставлении земельного участка. Считает, что какие-либо основания для отказа, предусмотренные, в том числе Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п, отсутствовали. В здании располагается юридическое лицо ООО "Вепрь", вход в помещения данного юридического лица расположен не на территории испрашиваемого земельного участка. При этом, испрашиваемый земельный участок необходим для размещения транспорта, как сотрудников Управления, так и для его посетителей.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия Департамента имущественных отношений Тюменской области, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
От Департамента имущественных отношений Тюменской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлению на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение в строении (литера А), общая площадь 589, 3 кв. м, этаж 2 и 3, номера 1-16 на 2 этаже и номера 1-8 на 3 этаже, адрес объекта г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 72 НК 972662 от 04.07.2008 (т. д. 1 л.д. 19).
Как следует из распоряжения ТУ Росимущества в Тюменской области от 30.09.2013 N 227/03, у Управления в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возникло право ограниченного пользования долей земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430002:98 в размере 51/100 (230,52 кв. м). Указанный земельный участок расположен по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52, с разрешенным использованием - под существующие нежилые помещения, категория земель - земли населенных пунктов (т. д. 1 л.д. 15-18).
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430002:98 сформирован в границах почти по периметру здания.
У центрального входа в здание имеется прилегающая территория площадью 341 кв. м, которая огорожена декоративным кирпичным забором, въезд на него перекрыт шлагбаумом (т. д. 1 л.д. 94 и 95).
Ранее данный участок площадью 341 кв. м предоставлялся в безвозмездное срочное пользование ФГУ "Нижнеобьрыбвод" для организации парковки автотранспорта, что подтверждается решением Департамента имущественных отношений Тюменской области N 1285-з от 23.08.2010, схемой расположения земельного участка, договором безвозмездного срочного пользования земельным участком N 23-24/186 от 30.08.2010; актом приема-передачи от 30.08.2010 (л.д. 20-27).
Управление, которое в настоящее время занимает помещения (ранее в них располагалось ФГУ "Нижнеобьрыбвод"), 28.11.2013 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование того же земельного участка площадью 341 кв. м для тех же целей (т. д. 1 л.д. 8).
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил письмо от 13.01.2014 N 140113004/10-2, которым отказал Управлению в предоставлении в безвозмездное срочное пользование испрашиваемого земельного участка, в связи с самовольным занятием земельного участка, а также по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования.
Не согласившись с данным отказом, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
23.06.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что оно подлежит отмене исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Управление обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка площадью 341 кв. м для организации парковочных мест автотранспорта.
- В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 24 ЗК РФ, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;
- В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (пункт 1 статьи 20 ЗК РФ).
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, что имеет место быть в рассматриваемом случае, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из содержания статьи 34 ЗК РФ следует, что в данной статье заключены общие положения предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые конкретизируются в подзаконных нормативных актах.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение N 144-п).
Согласно пункту 9.12 Положения N 144-п, в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка, Департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
Письмом от 13.01.2014 N 140113004/10-2, ответчик сообщил Управлению об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с самовольным занятием земельного участка, а также по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный отказ является необоснованным исходя из следующего.
Что касается отказа Департамента в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах земель общего пользования.
В силу статьи 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие.
Как следует из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с понятием, данным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, ими может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары и т.п.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
27.12.2011 приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, согласно которым пешеходные зоны - участки территории населенного пункта, на которых осуществляется движение населения в прогулочных и культурно-бытовых целях, в целях транзитного передвижения и которые обладают определенными характеристиками: наличие остановок скоростного внеуличного и наземного общественного транспорта, высокая концентрация объектов обслуживания, памятников истории и культуры, рекреаций и т.п., высокая суммарная плотность пешеходных потоков. Пешеходные зоны могут формироваться на эспланадах, пешеходных улицах, пешеходных частях площадей населенного пункта.
Однако доказательств того, что испрашиваемый Управлением земельный участок расположен на территории, обозначенной красными линиями, Департаментом не представлено.
Напротив, в материалах дела имеется выкопировка из плана города Тюмени, предоставленная Администрацией города Тюмени Департаментом земельных отношений и градостроительства от 10.02.2014 (т. д. 1 л.д. 13), из которой следует, что испрашиваемый земельный участок расположен не на территории, обозначенной красными линиями, в связи с чем не относится к территории общего пользования.
Кроме того, 22.04.2014 Администрацией города Тюмени Департаментом земельных отношений и градостроительства в адрес Управления был направлен фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Тюмени с указанием ориентировочного местоположения испрашиваемого земельного участка (т. д. 1 л.д. 86-88).
Из представленной карты следует, что земельный участок находится в зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Как следует из пункта 1 статьи 16 Решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени", зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1 выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, определенные Генеральным планом для размещения многоэтажных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В указанной зоне возможно размещение объектов хранения легкового автотранспорта, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации (подпункт 8 пункта 2 статьи 16 Решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени").
Следовательно, принадлежность испрашиваемого участка к зоне Ж-1 предусматривает возможность размещения на данном участке автомобильной парковки.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Департаментом в материалы дела не представлено. Не представлено таких доказательств и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Более того, ранее, в 2010 году данный земельный участок площадью 341 кв. м предоставлялся в безвозмездное срочное пользование ФГУ "Нижнеобьрыбвод" для организации парковки автотранспорта, что подтверждается решением Департамента имущественных отношений Тюменской области N 1285-з от 23.08.2010, схемой расположения земельного участка, договором безвозмездного срочного пользования земельным участком N 23-24/186 от 30.08.2010; актом приема-передачи от 30.08.2010 (т. д. 1 л.д. 20-27).
Другим основанием для отказа Управлению в предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось, по утверждению Департамента, самовольное занятие этого земельного участка.
Как указано ранее, порядок принятия решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрен разделом 10 Постановления Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков", при этом указанным разделом, а также разделом 9 не предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении участков в аренду.
В силу пункта 9.12 Положения N 144-п в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
Доказательств отсутствия у заявителя права на данный земельный участок (например: участок не свободен от прав третьих лиц) в материалах дела не имеется.
Иных критериев для отказа в предоставлении земельного участка ни ЗК РФ, ни Положение N 144-п не содержит.
Поскольку земельный участок свободен от прав третьих лиц, расположен в территориальной зоне Ж-1, которая допускает размещение автостоянки, то препятствий для его предоставления Управлению не усматривается.
Суд первой инстанции указал, что в здании, находящемся рядом с участком, располагается не только Управление, но и другие юридические лица.
Однако такой вывод не подтвержден материалами дела. А как следует из пояснений Управления в здании находится юридическое лицо ООО "Вепрь", вход в помещения этого юридического лица расположен не на территории испрашиваемого земельного участка.
Доказательств обратного апелляционному суду не представлено.
Таким образом, оспариваемое решение Департамента (изложенное в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2) об отказе в предоставлении земельного участка является необоснованным, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования Управления об отмене такого решения подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела является основанием для отмены судебного акта.
В связи с чем апелляционная жалоба Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству подлежит удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины апелляционным судом не распределяются, в силу освобождения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.06.2014 по делу N А70-3743/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству удовлетворить. Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы, изложенное в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2.
Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области предоставить Нижнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству земельный участок в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы (номер кадастрового квартала 72:23:04 30 002), прилегающий к земельному участку по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52 (кадастровый номер 72:23:04 30 002:98), в безвозмездное срочное пользование для организации парковочных мест автотранспорта.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)