Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-5937/2014
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок,
при участии третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения от 18.12.2013 N 01/586/2013-346 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Достоевского, с кадастровым номером 63:01:0000000:27376, площадью 45 068 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского; обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные законодательством о государственной регистрации, при этом из содержания кадастрового паспорта следует, что он изначально был образован для размещения объекта дорожного хозяйства - улица Достоевского.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что материалы дела не содержат доказательств формирования спорного земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории, а также с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог Департаментом, кроме того, улица, на котором расположен объект дорожного хозяйства, рассматривается исключительно в рамках адресной идентификации соответствующего объекта, что не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, более того, отсутствует соразмерность площади спорного земельного участка занимаемому объекту.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" муниципальному образованию городского округа Самара на праве собственности принадлежит объект дорожного хозяйства - улица Достоевского, назначение: Автомобильного транспорта, протяженность 2085 м, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского, в границах ул. Грибоедова до ул. Мелекесской, о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 16.07.2012 сделана запись регистрации N 63-63-01/518/2012-218.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.10.2013 N 63-00-102/13-561066 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:27376, площадью 45 068 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского, был сформирован и поставлен на кадастровый учет 23.10.2013, относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование - занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Достоевского.
Департамент управления имуществом обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 06.11.2013 о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Достоевского, с кадастровым номером 63:01:0000000:27376, площадью 45 068 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского. К заявлению были приложены документы: доверенность от 17.12.2012, кадастровый паспорт земельного участка от 24.10.2013 N 63-00-102/13-561066, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2012 серии 63-АИ N 062120.
Уведомлением от 14.11.2013 N 01/586/2013-346 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию права собственности на земельный участок до 14.12.2013 по причине того, что согласно данным государственного кадастра недвижимости на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества, в связи с чем необходимо представить документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества.
Сообщением от 18.12.2013 N 01/586/2013-346 Управление Росреестра по Самарской области отказало в осуществлении вышеназванных регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Департамент управления имуществом считая, что указанное решение Управления Росреестра по Самарской области не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Достоевского, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 24.11.2011, указанный объект дорожного хозяйства - улица Достоевского, имеет назначение: сооружение автомобильного транспорта, протяженностью 2085 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского, в границах ул. Грибоедова до ул. Мелекесской.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Достоевского за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относящимся к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округ Самара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент выполняет функции собственника объекта дорожного хозяйства - улица Достоевского, и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для его эксплуатации.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, предусмотрено предоставление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, а в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание, что право муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Достоевского было зарегистрировано в установленном законом порядке, суды пришли к правильному выводу, что для государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, что и было исполнено Департаментом.
Судами также было принято во внимание, что нахождение объекта недвижимости на спорном земельном участке подтверждается сравнительным анализом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка. Данный факт также подтверждается ситуационным планом и схематическим планом объекта дорожного хозяйства - улица Достоевского.
Довод Министерства имущественных отношений Самарской области об отсутствии доказательств формирования земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также соразмерности площади спорного земельного участка занимаемого объекту недвижимости, судебной коллегией отклоняется.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность.
В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Нормы отвода земель определялись на основании "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии регулировались статьей 25 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьями 33, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, установив, что на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные статьями 17, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А55-5937/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
В.А.КАРПОВА
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2015 N Ф06-20142/2013 ПО ДЕЛУ N А55-5937/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. N Ф06-20142/2013
Дело N А55-5937/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-5937/2014
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок,
при участии третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения от 18.12.2013 N 01/586/2013-346 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Достоевского, с кадастровым номером 63:01:0000000:27376, площадью 45 068 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского; обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные законодательством о государственной регистрации, при этом из содержания кадастрового паспорта следует, что он изначально был образован для размещения объекта дорожного хозяйства - улица Достоевского.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что материалы дела не содержат доказательств формирования спорного земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории, а также с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог Департаментом, кроме того, улица, на котором расположен объект дорожного хозяйства, рассматривается исключительно в рамках адресной идентификации соответствующего объекта, что не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, более того, отсутствует соразмерность площади спорного земельного участка занимаемому объекту.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" муниципальному образованию городского округа Самара на праве собственности принадлежит объект дорожного хозяйства - улица Достоевского, назначение: Автомобильного транспорта, протяженность 2085 м, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского, в границах ул. Грибоедова до ул. Мелекесской, о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 16.07.2012 сделана запись регистрации N 63-63-01/518/2012-218.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.10.2013 N 63-00-102/13-561066 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:27376, площадью 45 068 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского, был сформирован и поставлен на кадастровый учет 23.10.2013, относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование - занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Достоевского.
Департамент управления имуществом обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 06.11.2013 о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Достоевского, с кадастровым номером 63:01:0000000:27376, площадью 45 068 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского. К заявлению были приложены документы: доверенность от 17.12.2012, кадастровый паспорт земельного участка от 24.10.2013 N 63-00-102/13-561066, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2012 серии 63-АИ N 062120.
Уведомлением от 14.11.2013 N 01/586/2013-346 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию права собственности на земельный участок до 14.12.2013 по причине того, что согласно данным государственного кадастра недвижимости на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества, в связи с чем необходимо представить документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества.
Сообщением от 18.12.2013 N 01/586/2013-346 Управление Росреестра по Самарской области отказало в осуществлении вышеназванных регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Департамент управления имуществом считая, что указанное решение Управления Росреестра по Самарской области не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Достоевского, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 24.11.2011, указанный объект дорожного хозяйства - улица Достоевского, имеет назначение: сооружение автомобильного транспорта, протяженностью 2085 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Достоевского, в границах ул. Грибоедова до ул. Мелекесской.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Достоевского за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относящимся к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округ Самара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент выполняет функции собственника объекта дорожного хозяйства - улица Достоевского, и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для его эксплуатации.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, предусмотрено предоставление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, а в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание, что право муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Достоевского было зарегистрировано в установленном законом порядке, суды пришли к правильному выводу, что для государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, что и было исполнено Департаментом.
Судами также было принято во внимание, что нахождение объекта недвижимости на спорном земельном участке подтверждается сравнительным анализом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка. Данный факт также подтверждается ситуационным планом и схематическим планом объекта дорожного хозяйства - улица Достоевского.
Довод Министерства имущественных отношений Самарской области об отсутствии доказательств формирования земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также соразмерности площади спорного земельного участка занимаемого объекту недвижимости, судебной коллегией отклоняется.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность.
В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Нормы отвода земель определялись на основании "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии регулировались статьей 25 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьями 33, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, установив, что на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные статьями 17, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А55-5937/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
В.А.КАРПОВА
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)