Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 (судья Стафеев С.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-6779/2014
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Водопроводная, д. 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574)
к администрации Тюменского муниципального района (6250498, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Московский тракт, д. 115, ИНН 7204095797, ОГРН 1067203000281) об оспаривании постановления от 05.02.2013 N 331.
Другие лица, участвующие в деле:
Каранкевич Елена Александровна, Белослудцева Ирина Ивановна, Департамент лесного комплекса Тюменской области.
В заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Шавалева Н.С. на основании доверенности от 09.06.2014 N 97/01-Д.
Суд
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконным постановления администрации от 05.02.2013 N 331 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509, площадью 1 500 кв. м под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, улица Богдана Хмельницкого, д. 3.
Заявленные требования мотивированы отсутствием полномочий для распоряжения спорным земельным участком, входящим в состав земель лесного фонда, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент), Каранкевич Елена Александровна и Белослудцева Ирина Ивановна.
Решением суда от 03.09.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Росимущества в поданной кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
По утверждению Управления Росимущества, в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации; у администрации отсутствовали полномочия на распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Администрация в представленных возражениях высказалась против удовлетворения кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации от 05.02.2013 N 331 был предоставлен в собственность гражданке Белослудцевой И.И. земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:509 площадью 1 500 кв. м под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, улица Богдана Хмельницкого, д. 35.
В последующем на основании договора купли-продажи от 03.09.2013 право собственности на жилой дом и вышеуказанный земельный участок перешло к гражданке Каранкевич Е.А.
Считая постановление администрации от 05.02.2013 N 331 о предоставлении в собственность земельного участка не соответствующим закону и нарушающим права и интересы Российской Федерации, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование предъявленных требований Управление Росимущества сослалось на то, что согласно полученной карте-схемы установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509 на земли лесного фонда, расположенные в квартале 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества, которые на основании лесоустройства 2011 года входят в состав земельного участка с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НМ 337531 от 25.12.2012.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия), решений, ненормативных правовых актов государственных орган необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого постановления требованиям законодательства, о недоказанности нарушения прав Российской Федерации оспариваемым решением, признав неподтвержденным факт наложения спорного земельного участка на лесные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Сделанные судами выводы основаны на правильной оценке доказательств и обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Судами установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что по результатам проведения кадастровых работ сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:509 (с точным определением границ такого участка) общей площадью 1500 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов.
При этом каких-либо упоминаний о наложении земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509 на лесной участок с кадастровым номером 72:17:0000000:39, а также о том, что спорный земельный участок в какой-либо части относится к землям лесного фонда Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости не содержит.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что границы Каменского сельского поселения, в состав которого входит с.Каменка (и, как следствие, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:509), определены Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения".
Принимая во внимание нормы статей 7, 8, 83 Земельного кодекса РФ, статей 7, 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", положения статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также учитывая то, что действия по межеванию земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509 и действия по постановке его на кадастровый учет, как и Закон Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения" в части установления границ Каменского сельского поселения, в установленном законом порядке не оспорены, а значит, являются действительными, суды пришли к выводу доказанности факта законного установления соответствующих границ спорного земельного участка и отнесения всей площади такого участка к землям населенных пунктов.
Управление Росимущества в подтверждения факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда представило составленные по результатам лесоустройства карты-схемы расположения и границ земельных участков.
Суды, оценив данные карты-схемы, являющиеся документами лесоустройства, правильно указали, что в отсутствие проведения кадастрового учета карты-схемы не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509 на земли лесного фонда, поскольку границы лесных участков, не прошедших кадастровый учет, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства; проведение лесоустроительных работ не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка.
Кроме того, материалами дела не подтверждается, что при формировании и постановке на кадастровой учет спорный земельный участок входил в состав лесного фонда.
С учетом изложенного, установленные судами обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого постановления администрации незаконным.
Суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены и не принимаются во внимание судом кассационной инстанции в виду их несостоятельности.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые являлись предметом исследования и надлежащей оценки в суде апелляционной инстанции, обоснованно были отклонены.
По существу приведенные Управлением Росимущества в обоснование своих доводов аргументы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушение или неправильное применение норм права, а фактически направлены на иную оценку представленных доказательств.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.03.2013 N 13031/12).
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А70-6779/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.03.2015 N Ф04-16507/2015 ПО ДЕЛУ N А70-6779/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2015 г. по делу N А70-6779/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 (судья Стафеев С.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-6779/2014
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Водопроводная, д. 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574)
к администрации Тюменского муниципального района (6250498, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Московский тракт, д. 115, ИНН 7204095797, ОГРН 1067203000281) об оспаривании постановления от 05.02.2013 N 331.
Другие лица, участвующие в деле:
Каранкевич Елена Александровна, Белослудцева Ирина Ивановна, Департамент лесного комплекса Тюменской области.
В заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Шавалева Н.С. на основании доверенности от 09.06.2014 N 97/01-Д.
Суд
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконным постановления администрации от 05.02.2013 N 331 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509, площадью 1 500 кв. м под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, улица Богдана Хмельницкого, д. 3.
Заявленные требования мотивированы отсутствием полномочий для распоряжения спорным земельным участком, входящим в состав земель лесного фонда, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент), Каранкевич Елена Александровна и Белослудцева Ирина Ивановна.
Решением суда от 03.09.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Росимущества в поданной кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
По утверждению Управления Росимущества, в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации; у администрации отсутствовали полномочия на распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Администрация в представленных возражениях высказалась против удовлетворения кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации от 05.02.2013 N 331 был предоставлен в собственность гражданке Белослудцевой И.И. земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:509 площадью 1 500 кв. м под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, улица Богдана Хмельницкого, д. 35.
В последующем на основании договора купли-продажи от 03.09.2013 право собственности на жилой дом и вышеуказанный земельный участок перешло к гражданке Каранкевич Е.А.
Считая постановление администрации от 05.02.2013 N 331 о предоставлении в собственность земельного участка не соответствующим закону и нарушающим права и интересы Российской Федерации, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование предъявленных требований Управление Росимущества сослалось на то, что согласно полученной карте-схемы установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509 на земли лесного фонда, расположенные в квартале 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества, которые на основании лесоустройства 2011 года входят в состав земельного участка с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НМ 337531 от 25.12.2012.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия), решений, ненормативных правовых актов государственных орган необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого постановления требованиям законодательства, о недоказанности нарушения прав Российской Федерации оспариваемым решением, признав неподтвержденным факт наложения спорного земельного участка на лесные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Сделанные судами выводы основаны на правильной оценке доказательств и обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Судами установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что по результатам проведения кадастровых работ сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:509 (с точным определением границ такого участка) общей площадью 1500 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов.
При этом каких-либо упоминаний о наложении земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509 на лесной участок с кадастровым номером 72:17:0000000:39, а также о том, что спорный земельный участок в какой-либо части относится к землям лесного фонда Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости не содержит.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что границы Каменского сельского поселения, в состав которого входит с.Каменка (и, как следствие, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:509), определены Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения".
Принимая во внимание нормы статей 7, 8, 83 Земельного кодекса РФ, статей 7, 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", положения статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также учитывая то, что действия по межеванию земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509 и действия по постановке его на кадастровый учет, как и Закон Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения" в части установления границ Каменского сельского поселения, в установленном законом порядке не оспорены, а значит, являются действительными, суды пришли к выводу доказанности факта законного установления соответствующих границ спорного земельного участка и отнесения всей площади такого участка к землям населенных пунктов.
Управление Росимущества в подтверждения факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда представило составленные по результатам лесоустройства карты-схемы расположения и границ земельных участков.
Суды, оценив данные карты-схемы, являющиеся документами лесоустройства, правильно указали, что в отсутствие проведения кадастрового учета карты-схемы не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:509 на земли лесного фонда, поскольку границы лесных участков, не прошедших кадастровый учет, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства; проведение лесоустроительных работ не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка.
Кроме того, материалами дела не подтверждается, что при формировании и постановке на кадастровой учет спорный земельный участок входил в состав лесного фонда.
С учетом изложенного, установленные судами обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого постановления администрации незаконным.
Суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены и не принимаются во внимание судом кассационной инстанции в виду их несостоятельности.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые являлись предметом исследования и надлежащей оценки в суде апелляционной инстанции, обоснованно были отклонены.
По существу приведенные Управлением Росимущества в обоснование своих доводов аргументы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушение или неправильное применение норм права, а фактически направлены на иную оценку представленных доказательств.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.03.2013 N 13031/12).
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А70-6779/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
В.В.СИРИНА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)