Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления изготовлена 23.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего А.Н.Гриднева
судей М.М.Нарусова, Л.В.Солодовой
при участии в заседании:
от истца:
- общества с ограниченной ответственностью "ФорПост" представитель не явился, истец о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от ответчика:
- ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области представитель не явился, ответчик о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- комитета по управлению имуществом Курской области представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- администрации Курской области представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- администрации города Курска представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФУП Росреестра" по Курской области, г. Курск, на решение Арбитражного суда Курской области от 15.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А35-8137/2013
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФорПост" (далее - ООО "ФорПост", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103210:4, из категории земель населенных пунктов, площадью 12242 кв. м, по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18п., установленную по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 8 268 247 руб. 00 коп., обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Курской области, администрация Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области, администрация города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.04.2014 по делу N А35-8137/2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 (судьи Поротиков А.И., Мокроусова Л.М., Ушаков И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит вышеназванные судебные акты отменить, направив дело на новое рассмотрение.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда Центрального округа, стороны в суд не явились. Кассационная инстанция считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, разрешившими спор, ООО "ФорПост" на праве собственности принадлежат четыре нежилых здания, а именно: нежилое здание, литер Б1, площадью 162,20 кв. м, нежилое здание, литер В, площадью 1231,6 кв. м, нежилое здание-склад, литер В1, площадью 900,8 кв. м, нежилое здание-магазин, литер Б, площадью 243,9 кв. м, расположенные по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18-п, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о государственной регистрации права от 09.08.2011 46 АИ N 055928, от 12.01.2012 N 46-АК 016983, от 14.06.2013 N 46 АО N 067940, от 14.06.2013 N 46 АО N 067939.
10.11.2011 на основании решений комитета по управлению имуществом Курской области от 10.10.2011 N 01-18/2178, от 07.11.2011 N 01-18/2416 между комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "ФорПост" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска N 3810-11ю.
Согласно п. 1.1. вышеуказанного договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103210:4, из категории земель населенных пунктов, площадью 12242 кв. м, по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18п., для производственных целей в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 12 242 кв. м.
Срок аренды участка устанавливается с 10.10.2011 по 09.10.2016. (п. 2.1 договора)
Размер арендной платы за участок составляет 2 928 445 руб. 20 коп. (п. 3.1. договора)
В соответствии с кадастровым паспортом вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка составляет 23 032 588 руб. 48 коп.
Не согласившись с результатами государственной кадастровой оценки земельного участка, истец заключил с ООО "Агро Плюс" договор об оценке имущества от 17.05.2013 N 417-11-01, в соответствии с которым был изготовлен отчет от 27.05.2013 N 417-11-01 об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 12242 кв. м с кадастровым номером 46:29:103210:4, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18п.
Согласно данному отчету рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2011 составила 8 268 247 руб. 00 коп.
Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" была проведена экспертиза отчета от 27.05.2013 N 417-11-01 и подготовлено экспертное заключение от 28.06.2013, согласно которому вышеуказанный отчет об оценке, подготовленный оценщиком Аникеевым А.Ю. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя исковые требования, обоснованно указали и руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области".
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103210:4, составил 1 881,44 руб./кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 23 032 588 руб. 48 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу.
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно представленному в материалы дела отчету N 417-11-01 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 с кадастровым номером 46:29:103210:4, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18п, составляет 8 268 247 руб.
Согласно заключению эксперта от 25.02.2014 N 25-Э/02/14, полученному в результате проведения судебной экспертизы, назначенной по ходатайству истца в ходе рассмотрения настоящего дела, отчет N 417-11-01 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что заключение эксперта N 25-Э/02/14 от 25.02.2014 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Указанное экспертное заключение не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, ответчиком и третьими лицами, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено, ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы в суде апелляционной инстанции не было заявлено, методика оценки не оспаривалась.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 25-Э/02/14 от 25.02.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 8 268 247 руб., установленной по состоянию на 01.01.2011.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов и основаны на ошибочной трактовке законодательства. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение арбитражного суда Курской области от 15.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А35-8137/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ
Судьи
М.М.НАРУСОВ
Л.В.СОЛОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2014 ПО ДЕЛУ N А35-8137/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. по делу N А35-8137/2013
Резолютивная часть постановления изготовлена 23.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего А.Н.Гриднева
судей М.М.Нарусова, Л.В.Солодовой
при участии в заседании:
от истца:
- общества с ограниченной ответственностью "ФорПост" представитель не явился, истец о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от ответчика:
- ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области представитель не явился, ответчик о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- комитета по управлению имуществом Курской области представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- администрации Курской области представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- администрации города Курска представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФУП Росреестра" по Курской области, г. Курск, на решение Арбитражного суда Курской области от 15.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А35-8137/2013
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФорПост" (далее - ООО "ФорПост", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103210:4, из категории земель населенных пунктов, площадью 12242 кв. м, по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18п., установленную по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 8 268 247 руб. 00 коп., обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Курской области, администрация Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области, администрация города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.04.2014 по делу N А35-8137/2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 (судьи Поротиков А.И., Мокроусова Л.М., Ушаков И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит вышеназванные судебные акты отменить, направив дело на новое рассмотрение.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда Центрального округа, стороны в суд не явились. Кассационная инстанция считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, разрешившими спор, ООО "ФорПост" на праве собственности принадлежат четыре нежилых здания, а именно: нежилое здание, литер Б1, площадью 162,20 кв. м, нежилое здание, литер В, площадью 1231,6 кв. м, нежилое здание-склад, литер В1, площадью 900,8 кв. м, нежилое здание-магазин, литер Б, площадью 243,9 кв. м, расположенные по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18-п, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о государственной регистрации права от 09.08.2011 46 АИ N 055928, от 12.01.2012 N 46-АК 016983, от 14.06.2013 N 46 АО N 067940, от 14.06.2013 N 46 АО N 067939.
10.11.2011 на основании решений комитета по управлению имуществом Курской области от 10.10.2011 N 01-18/2178, от 07.11.2011 N 01-18/2416 между комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "ФорПост" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска N 3810-11ю.
Согласно п. 1.1. вышеуказанного договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103210:4, из категории земель населенных пунктов, площадью 12242 кв. м, по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18п., для производственных целей в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 12 242 кв. м.
Срок аренды участка устанавливается с 10.10.2011 по 09.10.2016. (п. 2.1 договора)
Размер арендной платы за участок составляет 2 928 445 руб. 20 коп. (п. 3.1. договора)
В соответствии с кадастровым паспортом вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка составляет 23 032 588 руб. 48 коп.
Не согласившись с результатами государственной кадастровой оценки земельного участка, истец заключил с ООО "Агро Плюс" договор об оценке имущества от 17.05.2013 N 417-11-01, в соответствии с которым был изготовлен отчет от 27.05.2013 N 417-11-01 об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 12242 кв. м с кадастровым номером 46:29:103210:4, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18п.
Согласно данному отчету рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2011 составила 8 268 247 руб. 00 коп.
Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" была проведена экспертиза отчета от 27.05.2013 N 417-11-01 и подготовлено экспертное заключение от 28.06.2013, согласно которому вышеуказанный отчет об оценке, подготовленный оценщиком Аникеевым А.Ю. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя исковые требования, обоснованно указали и руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области".
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103210:4, составил 1 881,44 руб./кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 23 032 588 руб. 48 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу.
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно представленному в материалы дела отчету N 417-11-01 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 с кадастровым номером 46:29:103210:4, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 18п, составляет 8 268 247 руб.
Согласно заключению эксперта от 25.02.2014 N 25-Э/02/14, полученному в результате проведения судебной экспертизы, назначенной по ходатайству истца в ходе рассмотрения настоящего дела, отчет N 417-11-01 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что заключение эксперта N 25-Э/02/14 от 25.02.2014 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Указанное экспертное заключение не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, ответчиком и третьими лицами, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено, ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы в суде апелляционной инстанции не было заявлено, методика оценки не оспаривалась.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 25-Э/02/14 от 25.02.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 8 268 247 руб., установленной по состоянию на 01.01.2011.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов и основаны на ошибочной трактовке законодательства. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение арбитражного суда Курской области от 15.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А35-8137/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ
Судьи
М.М.НАРУСОВ
Л.В.СОЛОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)