Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2014 ПО ДЕЛУ N А46-10573/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2014 г. по делу N А46-10573/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11064/2013) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 17.10.2013 по делу N А46-10573/2013 (судья Глазков О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом 1" (ИНН 5501094337, ОГРН 1065501047611)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
о признании незаконным решения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, изложенном в письме от 12.07.2013 N 14174; обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка примерной площадью 1491 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; признании незаконным решения о невозможности предоставления испрашиваемого о земельного участка для целей, не связанных со строительством изложенном в письме от 12.07.2013 N 14175; обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка примерной площадью 871 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Екатерина Витальевна (удостоверение, по доверенности N исх-ДИО/23275 от 05.12.2013 сроком действия на один год)
от общества с ограниченной ответственностью "Дом 1" - Грязнов Вячеслав Михайлович (паспорт, по доверенности б/н от 09.10.2013 сроком действия в течение трех лет),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дом 1" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Дом 1") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), попросило признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, изложенный в письме от 12.07.2013 N 14174, в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 1491 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать ООО "Дом 1" схему расположения земельного участка примерной площадью 1491 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории согласно заявлению ООО "Дом 1" от 10.06.2013 N 381; признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, изложенный в письме от 12.07.2013 N 14175, в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 871 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать ООО "Дом 1" схему расположения земельного участка примерной площадью 871 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории согласно заявлению ООО "Дом 1" от 10.06.2013 N 382.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.10.2013 по делу N А46-10573/2013 заявленные требования Общества удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, изложенный в письме от 12.07.2013 N 14174, в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 1491 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Суд обязал Департамент утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка примерной площадью 1491 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории согласно заявлению Общества от 10.06.2013 N 381.
Признан незаконным отказ Департамента, изложенный в письме от 12.07.2013 N 14175, в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 871 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Суд обязал Департамент утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка примерной площадью 871 кв. м в районе ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 в городе Омске, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории согласно заявлению Общества от 10.06.2013 N 382.
Этим же решением суда с Департамента в пользу Общества взыскана государственная пошлина в сумме 4 000 руб. Обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 12 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что орган местного самоуправления обязан был утвердить схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации) и выдать утвержденные схемы заявителю. Суд указал, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что действия Департамента осуществлены в рамках действующего законодательства. Податель жалобы утверждает, что решение об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане, Департаментом не принималось. Считает, что заявителем выбран неверный способ защиты нарушенного права.
От ООО "Дом 1" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Дом 1" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
10.06.2013 ООО "Дом 1" обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлениями N 381 о представлении в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка примерной площадью 1491 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Проспект Мира, 71, корпус 4 и N 382 о представлении в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка примерной площадью 871 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Проспект Мира, 71, корпус 4, под размещение некоммерческой парковки.
В ответ на указанные обращения Департамент письмами от 12.07.2013 N Исх-ДИО/14174 и N Исх-ДИО/14175 сообщил ООО "Дом 1" о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, было принято решение о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с необходимостью сохранения существующего пешеходного транзита (по заявлению N 381), наличие на участке инженерных коммуникаций и необходимости решения вопроса о размещении некоммерческих парковок в комплексе с объектами капитального строительства в границах представленного земельного участка (по заявлению N 382).
Полагая, что указанные отказы Департамента не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, ООО "Дом 1" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
17.10.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Департаментом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано ранее, Общество обратилось в Департамент с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Частью 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьи 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, существует определенная процедура предоставления земельных участков. Как следует из смысла указанных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление юридическим лицам в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет. То есть обязательным условием при решении вопроса о предоставлении юридическому лицу земельного участка является наличие утвержденной схемы расположения этого земельного участка.
В силу положений пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации лишь после получения заинтересованным лицом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка и его последующего представления в уполномоченный орган, последний принимает решение о возможности предоставления этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду.
Закон Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" регулирует отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства.
Как следует из пункта 1 статьи 10 указанного выше Закона, граждане и юридические лица (заявители), заинтересованные в предоставлении в собственность или в аренду земельных участков из земель, находящихся в собственности Омской области, для целей, не связанных со строительством, подают заявления, оформленные в соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и областного законодательства, в специально уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующей информации о наличии предлагаемых для предоставления в собственность или аренду земельных участков, находящихся в собственности Омской области. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, орган местного самоуправления на основании обращения специально уполномоченного органа с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, заявителю, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Департаментом в рассматриваемом случае был нарушен установленный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, порядок рассмотрения заявления Общества, поскольку Департамент не выдал Обществу схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а сразу рассмотрел по существу заявления Общества о предоставлении земельных участков в аренду, отказав в предоставлении Обществу испрашиваемых им земельных участков.
При этом из содержания процетированных выше норм права следует, что предоставление земельных участков осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Как указано ранее, для решения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо наличие утвержденной схемы расположения этого земельного участка.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению (отказу в предоставлении) испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
Иными словами, для целей заключения вывода о невозможности предоставить земельный участок лицу для целей, не связанных со строительством, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
Учитывая вышеизложенное, отказав Обществу в удовлетворении заявлений о предоставлении земельных участков, Департамент допустил нарушение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", поскольку такие отказы произведены без составления схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков.
Податель жалобы указывает, что решение об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане, им не принималось. Департаментом приняты решения о невозможности предоставить испрашиваемые земельные участки.
В рассматриваемом случае основаниями отказа являлись: необходимость сохранения существующего пешеходного транзита (т. д. 1 л.д. 15) и наличие на участке инженерных коммуникаций (т. д. 1 л.д. 16).
При этом из указанных выше норм законодательства не следует возможность отказа Обществу в предоставлении земельных участков по перечисленным основаниям.
Более того, письма не содержат ссылки на основании каких документов (доказательств) Департаментом сделаны выводы о существовании на истребуемых земельных участках пешеходного транзита и о наличие инженерных коммуникаций. При этом схемы расположения истребуемых земельных участков не составлялись, следовательно, не имеется оснований предполагать, что истребуемые земельные участки пересекаются с пешеходным транзитом и инженерными коммуникациями.
Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 10 указанного выше Закона, в случае если информация, указанная в заявлении, требует дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в двухнедельный срок со дня поступления заявления. При этом срок рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления необходимой дополнительной информации.
То есть в том случае, если при подаче заявления заявителем были допущены недочеты (информация требует дополнения или уточнения), то соответствующий орган дополнительно извещает об этом лицо, направившее заявление о предоставлении земельного участка. При этом на данной стадии законодательством не предусмотрено возможности отказа заявителю в предоставлении земельного участка.
Учитывая изложенные выше обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт.
В целом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 17.10.2013 по делу N А46-10573/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)