Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы дачного некоммерческого товарищества "Дубовая роща", Лучининой Ирины Валерьевны, Куколиной Виктории Викторовны, Недашковской Надежды Александровны,
апелляционные производства N 05АП-4433/2014, N 05АП-4436/2014, N 05АП-4438/2014, N 05АП-4439/2014
на решение от 13.02.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-37954/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Дубовая роща" (ИНН 2543029013, ОГРН 1132543012689, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.06.2013)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: Лучинина Ирина Валерьевна, Куколина Виктория Викторовна, Недашковская Надежда Александровна,
об оспаривании отказа,
при участии:
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Якушева Т.А. по доверенности от 30.12.2013 N 20/37243, сроком до 31.12.2014;
- от ДНТ "Дубовая роща": представитель Личман Е.В. по доверенности от 11.06.2013, сроком на один год;
- от Куколиной В.В.: представитель Личман Е.В. по нотариальной доверенности от 22.01.2014 N 25 АА 1115265, сроком на три года;
- от Недашковской Н.А.: представитель Личман Е.В. по нотариальной доверенности от 16.01.2014 N 25 АА 115199, сроком на три года;
- от Лучининой И.В.: представитель Личман Е.В. по нотариальной доверенности от 21.01.2014 N 25 АА 1112546, сроком на три года;
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Дубовая роща" (далее - ДНТ "Дубровая роща", товарищество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) от 30.08.2013 N 20/03/02-09/22006 в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), и об обязании принять решение о предоставлении заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 15.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Лучинина Ирина Валерьевна (далее - третье лицо, Лучинина И.В.), Куколина Виктория Викторовна (далее - третье лицо, Куколина В.В.), Недашковская Надежда Александровна (далее - третье лицо, Недашковская Н.А.).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, товарищество и третьи лица обратились с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд. Решение суда считает незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В обоснование своих доводов указывают, что испрашиваемые земельные участки были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости по заявлениям граждан, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства. Поскольку департамент отказал в предоставлении данных земельных участков Лучининой И.В., Куколиной В.В. и Недашковской Н.А., то указанные лица решили реализовать свои права на ведение дачного хозяйства коллективным способом, в связи с чем вступили в члены ДНТ "Дубровая роща", которое обратилось в департамент за предоставлением земельных участков. С учетом изложенного заявитель и третьи лица не согласны с выводом суда первой инстанции о том, что правоотношения между гражданами и органами, осуществляющими публичные полномочия, к моменту обращения товарищества в департамент прекратились.
По мнению заявителей жалоб, суд первой инстанции не учел, что спорные земельные участки первоначально были поставлены на кадастровый учет 22.03.2010 с разрешенным использованием - для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). В этой связи отказ департамента по основаниям изменения существующего вида разрешенного использования земельных участков является незаконным и нарушающим права товарищества, так как приоритетным значением является тот факт, что данные земельные участки были сформированы и учтены в ГКН на основании Генерального плана ВГО до утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 с учетом изменений от 14.10.2011 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки, Правила N 462). Следовательно, данный вид разрешенного использования при отсутствии доказательств негативного влияния на окружающую среду, нарушения прав третьих лиц сохраняется для лиц, по заявлениям которых формировались данные земельные участки.
На основании изложенных доводов товарищество и третьи лица просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Департамент по тексту представленного отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражал против доводов апелляционных жалоб, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА) от 22.10.2009 N 786 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2500 кв. м в районе ул. Шевченко, 40 в г. Владивостоке на кадастровом плане территории Куколиной В.В. для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Распоряжениями УГА от 22.10.2009 N 788 и N 790 также были утверждены схемы расположения земельных участков площадью по 2500 кв. м каждый в районе ул. Шевченко, 46 в г. Владивостоке Недашковской Н.А. и Лучининой И.В., соответственно, для тех же целей.
Указанные земельные участки первоначально были поставлены на кадастровый учет 22.03.2010 и 23.03.2010 с присвоением кадастровых номеров 25:28:050058:226 (Куколина В.В.), 25:28:050058:227 (Недашковской Н.А.), 25:28:050058:230 (Лучининой И.В.), а повторно - 30.04.2013 с присвоением кадастровых номером 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616.
Лучинина И.В., Куколина В.В., Недашковская Н.А. в числе других граждан вошли в состав товарищества, что отражено в протоколе общего собрания членов товарищества от 12.05.2013 N 1.
03.07.2013 ДНТ "Дубовая роща" подало в департамент, уполномоченный распоряжаться земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, заявление о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков общей площадью 7500 кв. м, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Шевченко, для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 30.08.2013 N 20/03/02-09/22006 департамент отказал в предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства, не предусмотрено.
Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 26.06.2013, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 1132543012689.
03.07.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616, приложив к заявлению кадастровые паспорта указанных земельных участков.
При этом формированием указанных земельных участков товарищество не занималось. Схемы расположения спорных земельных участков были утверждены УГА 22.10.2009 по заявлениям граждан Лучининой И.В., Куколиной В.В., Недашковской Н.А., которые впоследствии объединились в ДНТ. Этими же лицами осуществлялся кадастровый учет спорных земельных участков.
Согласно выводам департамента, содержащимся в оспариваемом отказе, а также пояснениям УГА, изложенным в письме 08.10.2013 N 22311сп, земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616 согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Указанный факт товариществом не оспаривается.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая оспариваемый отказ департамента законным и обоснованным, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ведения дачного хозяйства в зоне Ж-1.
Данные выводы суда первой инстанции поддерживаются апелляционной коллегией, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
По правилам пункта 4 статьи 30 названного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В силу пункта 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Закона N 66-ФЗ. В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Из пунктов 4, 5 статьи 14 этого же Закона следует, что садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 22, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Правил землепользования и застройки (в редакции решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462) ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, в частности, введена территориальная зона "Зона застройки индивидуальными жилыми домами, включая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4); абзац 2 пункта 1, абзацы 4, 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 23, предусматривающие ведение дачного хозяйства в зоне "застройки индивидуальными жилыми домами" (Ж-1), исключены.
Таким образом, поскольку в настоящее время территориальная зона Ж-1 в соответствии со статьей 23 Правил N 462 не содержит такого вида разрешенного использования как ведение садоводства и дачного хозяйства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1 в настоящее время отсутствует.
То обстоятельство, что ведение садоводства и дачного хозяйства ранее было отнесено к названной зоне, не может случить основанием для предоставления земельных участков в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Одновременно судебная коллегия отмечает, что сам факт постановки спорных земельных участков на кадастровый учет в рассматриваемом случае не имеет решающего значения, поскольку данные сведения, в том числе о виде разрешенного использования, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ (пункт 9 статьи 4, пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Более того, сведения о виде разрешенного использования, содержащиеся в реестре объектов недвижимости, должны соответствовать градостроительным регламентам (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Довод заявителей жалоб о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации как правового основания предоставления спорных земельных участков с учетом Правил землепользования и застройки в редакции, действовавшей до 18.10.2011, суд апелляционной инстанции считает ошибочным в силу следующего.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка на статью 4 ГК РФ несостоятельна.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что ДНТ "Дубовая роща" ранее не обращалось в департамент за предоставлением спорных земельных участков, в связи с чем правоотношения по поводу данных земельных участков вообще не могли возникнуть между департаментом и товариществом до внесения изменений в Правила N 462.
Учитывая, что отказ департамента не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные товариществом и третьими лицами в апелляционных жалобах, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влияющими на выводы суда первой инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2014 по делу N А51-37954/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2014 N 05АП-4433/2014 ПО ДЕЛУ N А51-37954/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. N 05АП-4433/2014
Дело N А51-37954/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 24 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы дачного некоммерческого товарищества "Дубовая роща", Лучининой Ирины Валерьевны, Куколиной Виктории Викторовны, Недашковской Надежды Александровны,
апелляционные производства N 05АП-4433/2014, N 05АП-4436/2014, N 05АП-4438/2014, N 05АП-4439/2014
на решение от 13.02.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-37954/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Дубовая роща" (ИНН 2543029013, ОГРН 1132543012689, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.06.2013)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: Лучинина Ирина Валерьевна, Куколина Виктория Викторовна, Недашковская Надежда Александровна,
об оспаривании отказа,
при участии:
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Якушева Т.А. по доверенности от 30.12.2013 N 20/37243, сроком до 31.12.2014;
- от ДНТ "Дубовая роща": представитель Личман Е.В. по доверенности от 11.06.2013, сроком на один год;
- от Куколиной В.В.: представитель Личман Е.В. по нотариальной доверенности от 22.01.2014 N 25 АА 1115265, сроком на три года;
- от Недашковской Н.А.: представитель Личман Е.В. по нотариальной доверенности от 16.01.2014 N 25 АА 115199, сроком на три года;
- от Лучининой И.В.: представитель Личман Е.В. по нотариальной доверенности от 21.01.2014 N 25 АА 1112546, сроком на три года;
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Дубовая роща" (далее - ДНТ "Дубровая роща", товарищество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) от 30.08.2013 N 20/03/02-09/22006 в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), и об обязании принять решение о предоставлении заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 15.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Лучинина Ирина Валерьевна (далее - третье лицо, Лучинина И.В.), Куколина Виктория Викторовна (далее - третье лицо, Куколина В.В.), Недашковская Надежда Александровна (далее - третье лицо, Недашковская Н.А.).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, товарищество и третьи лица обратились с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд. Решение суда считает незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В обоснование своих доводов указывают, что испрашиваемые земельные участки были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости по заявлениям граждан, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства. Поскольку департамент отказал в предоставлении данных земельных участков Лучининой И.В., Куколиной В.В. и Недашковской Н.А., то указанные лица решили реализовать свои права на ведение дачного хозяйства коллективным способом, в связи с чем вступили в члены ДНТ "Дубровая роща", которое обратилось в департамент за предоставлением земельных участков. С учетом изложенного заявитель и третьи лица не согласны с выводом суда первой инстанции о том, что правоотношения между гражданами и органами, осуществляющими публичные полномочия, к моменту обращения товарищества в департамент прекратились.
По мнению заявителей жалоб, суд первой инстанции не учел, что спорные земельные участки первоначально были поставлены на кадастровый учет 22.03.2010 с разрешенным использованием - для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). В этой связи отказ департамента по основаниям изменения существующего вида разрешенного использования земельных участков является незаконным и нарушающим права товарищества, так как приоритетным значением является тот факт, что данные земельные участки были сформированы и учтены в ГКН на основании Генерального плана ВГО до утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 с учетом изменений от 14.10.2011 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки, Правила N 462). Следовательно, данный вид разрешенного использования при отсутствии доказательств негативного влияния на окружающую среду, нарушения прав третьих лиц сохраняется для лиц, по заявлениям которых формировались данные земельные участки.
На основании изложенных доводов товарищество и третьи лица просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Департамент по тексту представленного отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражал против доводов апелляционных жалоб, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА) от 22.10.2009 N 786 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2500 кв. м в районе ул. Шевченко, 40 в г. Владивостоке на кадастровом плане территории Куколиной В.В. для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Распоряжениями УГА от 22.10.2009 N 788 и N 790 также были утверждены схемы расположения земельных участков площадью по 2500 кв. м каждый в районе ул. Шевченко, 46 в г. Владивостоке Недашковской Н.А. и Лучининой И.В., соответственно, для тех же целей.
Указанные земельные участки первоначально были поставлены на кадастровый учет 22.03.2010 и 23.03.2010 с присвоением кадастровых номеров 25:28:050058:226 (Куколина В.В.), 25:28:050058:227 (Недашковской Н.А.), 25:28:050058:230 (Лучининой И.В.), а повторно - 30.04.2013 с присвоением кадастровых номером 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616.
Лучинина И.В., Куколина В.В., Недашковская Н.А. в числе других граждан вошли в состав товарищества, что отражено в протоколе общего собрания членов товарищества от 12.05.2013 N 1.
03.07.2013 ДНТ "Дубовая роща" подало в департамент, уполномоченный распоряжаться земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, заявление о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков общей площадью 7500 кв. м, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Шевченко, для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 30.08.2013 N 20/03/02-09/22006 департамент отказал в предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства, не предусмотрено.
Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 26.06.2013, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 1132543012689.
03.07.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616, приложив к заявлению кадастровые паспорта указанных земельных участков.
При этом формированием указанных земельных участков товарищество не занималось. Схемы расположения спорных земельных участков были утверждены УГА 22.10.2009 по заявлениям граждан Лучининой И.В., Куколиной В.В., Недашковской Н.А., которые впоследствии объединились в ДНТ. Этими же лицами осуществлялся кадастровый учет спорных земельных участков.
Согласно выводам департамента, содержащимся в оспариваемом отказе, а также пояснениям УГА, изложенным в письме 08.10.2013 N 22311сп, земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050058:614, 25:28:050058:615, 25:28:050058:616 согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Указанный факт товариществом не оспаривается.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая оспариваемый отказ департамента законным и обоснованным, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ведения дачного хозяйства в зоне Ж-1.
Данные выводы суда первой инстанции поддерживаются апелляционной коллегией, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
По правилам пункта 4 статьи 30 названного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В силу пункта 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Закона N 66-ФЗ. В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Из пунктов 4, 5 статьи 14 этого же Закона следует, что садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 22, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Правил землепользования и застройки (в редакции решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462) ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, в частности, введена территориальная зона "Зона застройки индивидуальными жилыми домами, включая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4); абзац 2 пункта 1, абзацы 4, 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 23, предусматривающие ведение дачного хозяйства в зоне "застройки индивидуальными жилыми домами" (Ж-1), исключены.
Таким образом, поскольку в настоящее время территориальная зона Ж-1 в соответствии со статьей 23 Правил N 462 не содержит такого вида разрешенного использования как ведение садоводства и дачного хозяйства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1 в настоящее время отсутствует.
То обстоятельство, что ведение садоводства и дачного хозяйства ранее было отнесено к названной зоне, не может случить основанием для предоставления земельных участков в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Одновременно судебная коллегия отмечает, что сам факт постановки спорных земельных участков на кадастровый учет в рассматриваемом случае не имеет решающего значения, поскольку данные сведения, в том числе о виде разрешенного использования, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ (пункт 9 статьи 4, пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Более того, сведения о виде разрешенного использования, содержащиеся в реестре объектов недвижимости, должны соответствовать градостроительным регламентам (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Довод заявителей жалоб о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации как правового основания предоставления спорных земельных участков с учетом Правил землепользования и застройки в редакции, действовавшей до 18.10.2011, суд апелляционной инстанции считает ошибочным в силу следующего.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка на статью 4 ГК РФ несостоятельна.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что ДНТ "Дубовая роща" ранее не обращалось в департамент за предоставлением спорных земельных участков, в связи с чем правоотношения по поводу данных земельных участков вообще не могли возникнуть между департаментом и товариществом до внесения изменений в Правила N 462.
Учитывая, что отказ департамента не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные товариществом и третьими лицами в апелляционных жалобах, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влияющими на выводы суда первой инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2014 по делу N А51-37954/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)