Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2014 N 10АП-11698/2014 ПО ДЕЛУ N А41-33613/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. по делу N А41-33613/14


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ООО "Стройпроект": Стасюк И.В., по доверенности от 16.06.2014; от Прокуратуры Московской области: Ионанидзе Д.О. (удостоверение); от Администрации Рузского муниципального района Московской области: Самаренко Я.В., по доверенности от 29.08.2014; от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройпроект" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2014 года по делу N А41-33613/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Прокуратуры Московской области к Администрации Рузского муниципального района Московской области, ООО "Стройпроект" о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки, третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

установил:

Прокуратура Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - Администрация), ООО "Стройпроект", (далее - ООО "Стройпроект", соответчик) о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки и просит суд:
- признать недействительным в силу его ничтожности Договор аренды земельного участка от 14.02.2014 года N 73, заключенный между Администрацией Рузского муниципального района Московской области и обществом с ограниченной ответственностью "Стройпроект".
- применить последствия недействительности ничтожности сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" вернуть, а администрацию Рузского муниципального района Московской области принять переданный по договору аренды земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:19326, площадью 63 795 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Колюбакинское, вблизи д. Аннино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2014 года по делу N А41-33613/14 требования Прокуратура Московской области удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "Стройпроект" обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца и Администрации против указанных доводов возражали.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей истца, ответчиков, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ООО "Стройпроект" в Администрацию Постановлением Администрации Рузского муниципального района Московской области от 11.02.2014 обществу предварительно согласовано место размещения карьера на земельном участке площадью 63795 кв. м, из земель государственной неразграниченной собственности, расположенном по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Колюбакинское, вблизи д. Аннино, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте.
Кроме того, указанным постановлением данный земельный участок отнесен к "землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", установлен иной вид разрешенного использования - "под разработку карьера".
В газете Рузского района Московской области "Красное Знамя" от 13 февраля 2014 года N 6 (11106) было размещено уведомление о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта общей площадью 63795 кв. м, под разработку карьера, категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", месторасположение земельного участка: сельское поселение Колюбакинское, вблизи д. Аннино.
В этот же день - 13 февраля 2014 года Администрацией Рузского муниципального района Московской области принято постановление N 742, согласно которому ООО "Стройпроект" в аренду предоставлялся земельный участок площадью 63795 кв. м, с кадастровым номером 50:19:0000000:19326, сроком на 49 лет под разработку карьера.
14.02.2014 года между Администрацией Рузского муниципального района Московской области и ООО "Стройпроект" заключен договор аренды земельного участка N 73, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок 50:19:0000000:19326, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Колюбакинское, вблизи д. Аннино, с разрешенным использованием: "для разработки карьера", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора аренды, срок аренды участка устанавливается с 14.02.2014 по 13.02.2063 на 49 лет.
Договор аренды N 73 был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 15.03.2014 в ЕГРП была внесена соответствующая регистрационная запись за номером 50-50-20/005/2014-609.
Прокуратура Московской области, посчитав, что при предоставлении в аренду спорного земельного участка были нарушены требования действующего законодательства и публичные интересы, в связи с чем, Договор аренды земельного участка является недействительным в силу его ничтожности, обратилась в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Из содержания части 1 статьи 28 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пункт 1 статьи 30 ЗК РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно п. 4 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания п. п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом исходя из содержания пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, регулирующего порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, до принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка на каком-либо праве органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена процедура предоставления земельного участка, соблюдение которой является обязательной при принятии решения о предоставлении земельного участка.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что процедура предоставления спорного земельного участка была нарушена, ввиду следующего.
По смыслу положений пунктов 3, 4 статьи 31, пункта 1 статьи 34 ЗК РФ публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Кроме того, на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами могут быть поданы документы на получение того же участка заявленные цели, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Ввиду вышеизложенного, исходя из системного толкования предусмотренных статьями 30, 31, 34 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть предоставлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для тех или иных целей.
В силу правила пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Судом первой инстанции установлено, что действия по информированию населения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, а также по принятию постановления о предоставлении земельного участка в аренду, были осуществлены в один и тот же день - 13.02.2014, а заключение самого договора аренды состоялось -14.02.2014.
Таким образом, в связи с нарушением порядка информирования о предстоящем предоставлении спорного земельного участка были нарушены права неограниченного круга лиц - возможных претендентов на предоставление спорного земельного участка.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона РФ "О недрах" недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Согласно п. 2.2 ст. 30 ЗК РФ предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.
Как указывалось ранее, между ответчиками был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19326 под разработку карьера.
В силу ст. 9 Закона РФ "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Статья 11 Закона РФ "О недрах" устанавливает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с положениями статьи 25.1 Закона "О недрах" земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При этом земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Согласно п. 1.2 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 31.12.2004 N 825/53, оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.
В соответствии с п. 1.3 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Московской области субъекты предпринимательской деятельности, получившие право пользования участками недр в установленном Законом Московской области порядке и имеющие намерение осуществлять пользование этими участками недр, обязаны получить лицензию.
В силу абз. 1 п. 1.4 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Московской области лицензия предоставляется для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что предоставление земельного участка необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участок на которые государственная собственность не разграничена, возможно только после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
ООО "Стройпроект" до предоставления ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19326 не выдавалась лицензия на пользование недрами и не оформлялся геологический отвод и (или) горный отвод, в связи с чем Администрация не имела право принимать решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду ООО "Стройпроект" и заключать в дальнейшем с ним договор аренды в целях разработки месторождения песчано-гравийной массы.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договор аренды земельного участка, заключенный в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19326, для разработки месторождения песчано-гравийной массы, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, регулирующего отношения в области недропользования.
В своей апелляционной жалобе ответчик указал, что спорный договор необоснованно был признан недействительным по иску Прокуратуры Московской области, так как интересы публично-правового образования данным договором не нарушаются.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Принимая во внимание, что Договор аренды земельного участка от 14.02.2014 года N 73 был заключен с нарушением требований действующего федерального законодательства, посягает на публичные интересы, так как не отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, оспариваемый Договор является недействительным в силу его ничтожности.
Согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Статья 167 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2014 года по делу N А41-33613/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)