Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 19 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-7804/2013, 05АП-7805/2013
на решение от 29.05.2013
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-9476/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Ульянова Александра Алексеевича (ИНН 253813394330, ОГРН 312254306100014, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 01.03.2012)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от администрации г. Владивостока: Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3769 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3587 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084;
- ИП Ульянов А.А., Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Ульянов Александр Алексеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока от 28.02.2013 N 61296/1у об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа", и о понуждении Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА, Управление) обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2013 решение администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 28.02.2013 N 61296/1У признано незаконным в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. На Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока возложена обязанность рассмотреть по существу обращение индивидуального предпринимателя Ульянова Александра Александровича о выбор земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в установленный законом срок.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация г. Владивостока и Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что акт о выборе земельного участка оформляется только в случае наличия всех согласований возможности размещения объекта недвижимости. Письмом Управления охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока от 17.01.2013 N 61296/1У в согласовании размещения склада на земельном участке в районе ул. Шевченко, 99, было отказано по причине не предоставления схемы подеревной съемки с пересчетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на участке.
Полагают, что для осуществления строительства необходим земельный участок, свободный от зеленых насаждений и естественной растительности. В рассматриваемом же случае необходимо будет осуществить незаконную вырубку деревьев и кустарников.
При таких обстоятельствах при отсутствии согласования со стороны Управления охраны окружающей среды и природопользования администрации возможности размещения дома отдыха семейного типа на земельном участке в районе ул. Шевченко, 99, у УГА администрации г. Владивостока не имелось оснований для выдачи акта выбора указанного земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
ИП Ульянов А.А., Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 19.08.2013. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении ст. 163 АПК РФ" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) информации о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 27.03.2012 предприниматель А.А. Ульянов обратился в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка ориентировочной площадью около 12000 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, район улицы Шевченко, 99, с предварительным согласованием места размещения объекта - дом семейного типа.
Письмом от 28.05.2012 департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель, не согласившись с решением департамента, оспорил его в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.08.2012 оно признанно незаконным, на департамент была возложена обязанность направить заявление предпринимателя с прилагаемыми документами в адрес администрации г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка для строительства.
Во исполнение указанного решение суда, департамент 09.11.2012 направил обращение заявителя в адрес администрации на исполнение.
В ответ на обращение департамента, орган местного самоуправления снял его с рассмотрения, поскольку предприниматель отказался предоставлять запрашиваемые документы (схему подеревной съемки с пересчетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на участке).
Не согласившись с решением администрации о снятии с рассмотрения обращения, расценив его как отказ, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности А.А. Ульянов обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для строительства урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Статья 31 ЗК РФ конкретизирует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции УГА согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Из материалов дела усматривается, что общество реализовало свое право на получение земельного участка в аренду для строительства объекта складского помещения и в порядке статьи 31 ЗК РФ обратилось с заявлением, которое было направлено департаментом в администрацию для обеспечения выбора земельного участка.
При этом заявление общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, представленное в департамент, соответствовало по форме и содержанию пункту 1 статьи 31 ЗК РФ.
В свою очередь, администрация посчитала невозможным осуществить выбор земельного участка применительно к спорной территории, ссылаясь на наличие на земельном участке зеленых насаждений и на непредставление заявителем схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на земельном участке.
Между тем, статьями 30 - 32 ЗК РФ не предусмотрена обязанность лица, испрашивающего земельный участок, предоставлять в орган местного самоуправления вышеуказанные документы.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом вся необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения запрашивается в соответствующих органах и организациях органом местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83 установлено, что указанные правила регулируют отношения между должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности, а также форм собственности (далее - юридические лица) и физическими лицами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений на территории города Владивостока.
В соответствии с пунктом 5.4 этих же правил согласование строительства объектов на участках, имеющих зеленые насаждения, проводится в три этапа: 1 этап - заказчиком при согласовании акта выбора площадки; 2 этап - проектной организацией (представителем заказчика) при разработке проектной документации (рабочего проекта, проекта) на строительство; 3 этап - заказчиком (подрядчиком) перед началом производства работ при оформлении порубочного талона, разрешения на право сноса или нарушения целостности растительного слоя.
Согласование акта выбора площадки (листа согласования) под проектирование зданий, сооружений или других объектов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При наличии на объекте (участке) растительности (деревья, кустарники, газон, цветники) к акту выбора площадки прикладывается эскиз застройки участка с нанесенными на нем зелеными насаждениями (пункт 5.5 Временных правил).
Пунктом 5.6 Правил N 83 предусмотрено, что согласование проектной документации производится при выполнении раздела "Благоустройство и озеленение" и (или) "Рекультивация территории и сохранение растительного слоя почвы" в соответствии со строительными нормами и правилами. Количество создаваемых зеленых насаждений не может быть меньше количества зеленых насаждений, попадающих под снос в результате реализации проектов.
При составлении проектов застройки, прокладки дорог, инженерных коммуникаций выполняется схема участка с указанием деревьев, которые подлежат вырубке, сохранению или пересадке в границах отведенного участка и производства работ по благоустройству (схема подеревной съемки), а при их отсутствии делаются об этом соответствующие оговорки. Каждое дерево нумеруется, его номер должен соответствовать номеру по ведомости. Кустарники указываются группами и нумеруются дробью: в числителе - номер кустарника, в знаменателе - количество штук в группе.
Таким образом, вопрос вырубки, сохранения или пересадки зеленых насаждений, решается уполномоченным органом на стадии согласования проектной документации и при обращении за получением порубочного талона.
Установить необходимость вырубки деревьев на стадии предварительного согласования места размещения объекта до определения вариантов размещения объекта и до утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами размещения объекта невозможно.
Следовательно, требование администрации о предоставлении схемы подеревной съемки с пересчетной ведомостью не основано на нормах права.
Что касается довода администрации и управления о невозможности обеспечения выбора земельного участка ввиду наличия на нем зеленых насаждений, то он судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 04.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила), на территории города выделяются рекреационные зоны (Р), в том числе: зона городских лесов и городских лесопарков; зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений; зона городских парков, скверов, бульваров.
Согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, спорный земельный участок, испрашиваемый обществом, расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2). Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, допускается размещение в ней домов и зон отдыха, к которым относится объект общества (основные виды разрешенного использования) - пункт 2 статьи 45 Правил.
При этом статья 31 ЗК РФ и пункт 2.8 Административного регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, не предусматривают возможности отказа в выборе земельного участка в зависимости от расположения на земельном участке зеленых насаждений.
Соответственно, нахождение на земельном участке зеленых насаждений не препятствует его формированию и выбору для целей строительства.
Ссылки администрации и управления в обоснование указанного довода на положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" коллегия не принимает в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 61 указанного Закона зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Вместе с тем, факт наличия на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не свидетельствует о том, что указанная территория относится к зеленому фонду, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность. Доказательств обратного администрацией и УГА в материалы дела не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение администрации, изложенное в письме от 28.02.2013 N 61296/1У, не соответствует статьям 30 - 32 ЗК РФ и нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования в данной части.
Вместе с тем, указав, что решение администрации, оформленное письмом от 28.02.2013 N 61296/1У не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия к оформлению прав на земельный участок, суд первой инстанции, применяя положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока рассмотреть по существу обращение предпринимателя о выборе земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в установленный законом срок.
Суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления не рассмотрел по существу обращения заявителя и принял решение о снятии его рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при определении способа восстановления нарушенного права заявителя не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Указанная в статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной, и подразумевает, в том числе проведение работ по формированию земельного участка. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
При этом, орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории, что прямо указано в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ.
Из содержания пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК следует, что такие варианты самостоятельно разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участке, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Соответственно, если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение и площадь испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
Обществом в полном соответствии с требованиями пунктов 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ представлены сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещения и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка, что нашло отражение в представленных в УГА администрации г. Владивостока графических материалах.
Принимая во внимание, что администрация г. Владивостока и Управление предложенный заявителем вариант не рассмотрели, своих предложений об уточнении границ площади участка обществу не направили, не предприняли действий к определению иных возможных вариантов размещения объекта, суд апелляционной инстанции считает, что надлежащим способом защиты нарушенного права в спорной ситуации является возложение на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанности обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
В свою очередь, обеспечение выбора земельного участка как первоначальный этап по формированию земельного участка в целях, связанных со строительством, предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена в соответствующей схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
При этом выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых или откорректированных границах, определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, выявление смежных землепользователей, а также экологических, градостроительных и иных ограничений подлежит выяснению именно при обеспечении выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает необходимым изменить решение арбитражного суда, обязав Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 12000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2013 по делу N А51-9476/2013 изменить в части способа восстановления нарушенного права.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2013 N 05АП-7804/2013 ПО ДЕЛУ N А51-9476/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2013 г. N 05АП-7804/2013
Дело N А51-9476/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 19 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-7804/2013, 05АП-7805/2013
на решение от 29.05.2013
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-9476/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Ульянова Александра Алексеевича (ИНН 253813394330, ОГРН 312254306100014, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 01.03.2012)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от администрации г. Владивостока: Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3769 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3587 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084;
- ИП Ульянов А.А., Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Ульянов Александр Алексеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока от 28.02.2013 N 61296/1у об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа", и о понуждении Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА, Управление) обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2013 решение администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 28.02.2013 N 61296/1У признано незаконным в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. На Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока возложена обязанность рассмотреть по существу обращение индивидуального предпринимателя Ульянова Александра Александровича о выбор земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в установленный законом срок.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация г. Владивостока и Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что акт о выборе земельного участка оформляется только в случае наличия всех согласований возможности размещения объекта недвижимости. Письмом Управления охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока от 17.01.2013 N 61296/1У в согласовании размещения склада на земельном участке в районе ул. Шевченко, 99, было отказано по причине не предоставления схемы подеревной съемки с пересчетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на участке.
Полагают, что для осуществления строительства необходим земельный участок, свободный от зеленых насаждений и естественной растительности. В рассматриваемом же случае необходимо будет осуществить незаконную вырубку деревьев и кустарников.
При таких обстоятельствах при отсутствии согласования со стороны Управления охраны окружающей среды и природопользования администрации возможности размещения дома отдыха семейного типа на земельном участке в районе ул. Шевченко, 99, у УГА администрации г. Владивостока не имелось оснований для выдачи акта выбора указанного земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
ИП Ульянов А.А., Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 19.08.2013. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении ст. 163 АПК РФ" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) информации о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 27.03.2012 предприниматель А.А. Ульянов обратился в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка ориентировочной площадью около 12000 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, район улицы Шевченко, 99, с предварительным согласованием места размещения объекта - дом семейного типа.
Письмом от 28.05.2012 департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель, не согласившись с решением департамента, оспорил его в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.08.2012 оно признанно незаконным, на департамент была возложена обязанность направить заявление предпринимателя с прилагаемыми документами в адрес администрации г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка для строительства.
Во исполнение указанного решение суда, департамент 09.11.2012 направил обращение заявителя в адрес администрации на исполнение.
В ответ на обращение департамента, орган местного самоуправления снял его с рассмотрения, поскольку предприниматель отказался предоставлять запрашиваемые документы (схему подеревной съемки с пересчетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на участке).
Не согласившись с решением администрации о снятии с рассмотрения обращения, расценив его как отказ, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности А.А. Ульянов обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для строительства урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Статья 31 ЗК РФ конкретизирует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции УГА согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Из материалов дела усматривается, что общество реализовало свое право на получение земельного участка в аренду для строительства объекта складского помещения и в порядке статьи 31 ЗК РФ обратилось с заявлением, которое было направлено департаментом в администрацию для обеспечения выбора земельного участка.
При этом заявление общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, представленное в департамент, соответствовало по форме и содержанию пункту 1 статьи 31 ЗК РФ.
В свою очередь, администрация посчитала невозможным осуществить выбор земельного участка применительно к спорной территории, ссылаясь на наличие на земельном участке зеленых насаждений и на непредставление заявителем схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на земельном участке.
Между тем, статьями 30 - 32 ЗК РФ не предусмотрена обязанность лица, испрашивающего земельный участок, предоставлять в орган местного самоуправления вышеуказанные документы.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом вся необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения запрашивается в соответствующих органах и организациях органом местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83 установлено, что указанные правила регулируют отношения между должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности, а также форм собственности (далее - юридические лица) и физическими лицами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений на территории города Владивостока.
В соответствии с пунктом 5.4 этих же правил согласование строительства объектов на участках, имеющих зеленые насаждения, проводится в три этапа: 1 этап - заказчиком при согласовании акта выбора площадки; 2 этап - проектной организацией (представителем заказчика) при разработке проектной документации (рабочего проекта, проекта) на строительство; 3 этап - заказчиком (подрядчиком) перед началом производства работ при оформлении порубочного талона, разрешения на право сноса или нарушения целостности растительного слоя.
Согласование акта выбора площадки (листа согласования) под проектирование зданий, сооружений или других объектов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При наличии на объекте (участке) растительности (деревья, кустарники, газон, цветники) к акту выбора площадки прикладывается эскиз застройки участка с нанесенными на нем зелеными насаждениями (пункт 5.5 Временных правил).
Пунктом 5.6 Правил N 83 предусмотрено, что согласование проектной документации производится при выполнении раздела "Благоустройство и озеленение" и (или) "Рекультивация территории и сохранение растительного слоя почвы" в соответствии со строительными нормами и правилами. Количество создаваемых зеленых насаждений не может быть меньше количества зеленых насаждений, попадающих под снос в результате реализации проектов.
При составлении проектов застройки, прокладки дорог, инженерных коммуникаций выполняется схема участка с указанием деревьев, которые подлежат вырубке, сохранению или пересадке в границах отведенного участка и производства работ по благоустройству (схема подеревной съемки), а при их отсутствии делаются об этом соответствующие оговорки. Каждое дерево нумеруется, его номер должен соответствовать номеру по ведомости. Кустарники указываются группами и нумеруются дробью: в числителе - номер кустарника, в знаменателе - количество штук в группе.
Таким образом, вопрос вырубки, сохранения или пересадки зеленых насаждений, решается уполномоченным органом на стадии согласования проектной документации и при обращении за получением порубочного талона.
Установить необходимость вырубки деревьев на стадии предварительного согласования места размещения объекта до определения вариантов размещения объекта и до утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами размещения объекта невозможно.
Следовательно, требование администрации о предоставлении схемы подеревной съемки с пересчетной ведомостью не основано на нормах права.
Что касается довода администрации и управления о невозможности обеспечения выбора земельного участка ввиду наличия на нем зеленых насаждений, то он судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 04.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила), на территории города выделяются рекреационные зоны (Р), в том числе: зона городских лесов и городских лесопарков; зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений; зона городских парков, скверов, бульваров.
Согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, спорный земельный участок, испрашиваемый обществом, расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2). Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, допускается размещение в ней домов и зон отдыха, к которым относится объект общества (основные виды разрешенного использования) - пункт 2 статьи 45 Правил.
При этом статья 31 ЗК РФ и пункт 2.8 Административного регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, не предусматривают возможности отказа в выборе земельного участка в зависимости от расположения на земельном участке зеленых насаждений.
Соответственно, нахождение на земельном участке зеленых насаждений не препятствует его формированию и выбору для целей строительства.
Ссылки администрации и управления в обоснование указанного довода на положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" коллегия не принимает в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 61 указанного Закона зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Вместе с тем, факт наличия на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не свидетельствует о том, что указанная территория относится к зеленому фонду, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность. Доказательств обратного администрацией и УГА в материалы дела не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение администрации, изложенное в письме от 28.02.2013 N 61296/1У, не соответствует статьям 30 - 32 ЗК РФ и нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования в данной части.
Вместе с тем, указав, что решение администрации, оформленное письмом от 28.02.2013 N 61296/1У не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия к оформлению прав на земельный участок, суд первой инстанции, применяя положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока рассмотреть по существу обращение предпринимателя о выборе земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в установленный законом срок.
Суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления не рассмотрел по существу обращения заявителя и принял решение о снятии его рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при определении способа восстановления нарушенного права заявителя не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Указанная в статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной, и подразумевает, в том числе проведение работ по формированию земельного участка. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
При этом, орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории, что прямо указано в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ.
Из содержания пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК следует, что такие варианты самостоятельно разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участке, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Соответственно, если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение и площадь испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
Обществом в полном соответствии с требованиями пунктов 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ представлены сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещения и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка, что нашло отражение в представленных в УГА администрации г. Владивостока графических материалах.
Принимая во внимание, что администрация г. Владивостока и Управление предложенный заявителем вариант не рассмотрели, своих предложений об уточнении границ площади участка обществу не направили, не предприняли действий к определению иных возможных вариантов размещения объекта, суд апелляционной инстанции считает, что надлежащим способом защиты нарушенного права в спорной ситуации является возложение на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанности обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
В свою очередь, обеспечение выбора земельного участка как первоначальный этап по формированию земельного участка в целях, связанных со строительством, предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена в соответствующей схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
При этом выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых или откорректированных границах, определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, выявление смежных землепользователей, а также экологических, градостроительных и иных ограничений подлежит выяснению именно при обеспечении выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает необходимым изменить решение арбитражного суда, обязав Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 12000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2013 по делу N А51-9476/2013 изменить в части способа восстановления нарушенного права.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 12 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта "дом отдыха семейного типа" в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)