Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
при участии:
от истца- Степко Р.И. по доверенности от 21.04.2013 N 62,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2014 по делу N А32-37656/2013, принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания" Роснефть" - Научно-Технический Центр" (ОГРН 1042305704352/ ИНН 2310095895)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная служба регистрации государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьего лица: администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799 / ИНН 2310032246)
об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" (далее - ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная служба регистрации государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208027:98, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Рашпилевская,36/35, площадью 2512 кв. м, категория земель- земли населенных пунктов;
- - земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308022:30, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Фурманова, 1/8, площадью 3452 кв. м, категория земель- земли населенных пунктов;
- - земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305017:108, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Ленина, 44, площадью 2273 кв. м, категория земель- земли населенных пунктов, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, а также об обязании кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости изменения кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость, определенную по состоянию на 01.01.2011.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение суда, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, допущено не было. Доводы истца о нарушении его прав превышением установленной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости являются необоснованными. На момент заключения договора истцу были известны кадастровая стоимость земельного участка и размер арендной платы. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению поступлений в муниципальный бюджет.
В судебном заседании представитель ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная служба регистрации государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации муниципального образования город Краснодара, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121 - 123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.11.1997 между мэрией г. Краснодара (арендодатель) и ОАО "РосНИПИтермнефть" (арендатор) заключен договор аренды N 4300002629 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208027:98, площадью 1435 кв. м, расположенный по улице Мира, 36 для обслуживания административного здания (прилегающая территория) на срок до 05.11.2046.
В плане участка к договору аренды земельного участка от 24.11.1997 N 1807 указана общая площадь участка "РосНИПИтермнефть" - 2571,5 кв. м, из которых 1136,28 кв. м - участок N 1, предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование, 1435,22 кв. м - участок N 3, предоставлен в аренду на 49 лет для обслуживания административного здания (прилегающая территория). На чертеже участка от 11.01.1996 отражены участок N 1 площадью 1136,28 кв. м, предоставляемый в бессрочное пользование, и участок N 3 площадью 1435,22 кв. м, предоставляемый в аренду на 49 лет.
Впоследствии в связи с ликвидацией ОАО "РосНИПИтермнефть" последнее продало ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" административное здание по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Рашпилевская, 36/35, и уступило истцу по настоящему делу права и обязанности арендатора по договору аренды от 24.11.1997 N 4300002629 общей площадью 1435,22 кв. м по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, 36, для обслуживания административного здания по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Рашпилевская, 36/35.
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" на нежилое здание с пристройками общей площадью 3405,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, дом 36/ул. Рашпилевская, дом N 35, регистрация права собственности на здание произведена в ЕГРП 21.07.2008 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.08.2007.
В связи с приобретением права собственности на административное здание по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Рашпилевская, 36/35 в порядке статьи 35 Земельного кодекса РФ истцу перешло и право аренды на земельный участок, ранее предоставленный ОАО "РосНИПИтермнефть" для эксплуатации указанного здания вместе с правом на земельный участок, предоставленный правопредшественнику на праве постоянного бессрочного пользования, которые при сложении площадей образуют земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208027:98. Иных объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, на указанном земельном участке не имеется, участок расположен под принадлежащим истцу на праве собственности зданием. Данное обстоятельство очевидно из материалов отчета ЗАО "Бизнес-Фактор" от 17.10.2013 N 100113.02/1 (фотоматериалы, на которых изображен центральный офис ООО "НК "Роснефть" - НТЦ").
Как указано в пунктах 13, 14 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
В пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано также следующее. По смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года N 1756 утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208027:98 в размере 97624408 руб. 64 коп., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 20.06.2012 N 2343/12/12-369140 (т. 1 л.д. 52).
По договору аренды N 4300017289 от 11.04.2011 администрация г. Краснодар (арендодатель) предоставила ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" (арендатор) во временное владение и пользование из земель населенных пунктов земельный участок площадью 3452 кв. м по улице Фурманова, 1/8, кадастровый номер 23:43:0308022:30, участок предоставлен для эксплуатации зданий проходной, гаража.
Согласно пункту 2.2 договора размер ежегодной арендной платы может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в том числе в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. Изменение арендной платы осуществляется без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений в договор.
Договор аренды заключен на 49 лет, до 22.03.2060, зарегистрирован в Росреестре согласно штампу регистрации на первом листе договора, регистрация подтверждается также представленной истцом выпиской из ЕГРП от 02.04.2014 N 01/139/2014-460 (дата регистрации - 16.05.2011, номер регистрации 23-23-01/435/2011-001).
Истец также представил копии свидетельств о государственной регистрации права собственности ООО "НК "Роснефть" - НТЦ" на расположенные на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. Фурманова, 1/8 здания проходной литер А и гаража литер Б от 26.05.2005.
Согласно данным кадастрового паспорта от 25.02.2011 N 2343/12/11-70482 договор аренды от N 4300017289 от 11.04.2011 заключен в отношении земельного участка, находящегося на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Проанализировав содержание договора, а также положения статьи 35 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05.11.2002 N 532-КЗ, регулирующей полномочия органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области земельных отношений до разграничения государственной собственности на землю, апелляционный суд пришел к выводу, что настоящий договор заключен администрацией города Краснодар в пределах предоставленных по закону полномочий, что исключает субъектные пороки самого договора и подтверждает интерес истца в оспаривании кадастровой стоимости участка.
По данным кадастрового паспорта от 25.02.2011 N 2343/12/11-70482 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308022:30 составляет 37789803 руб. 44 коп. (том 1 л.д. 47).
В материалы дела представлен расчет арендной платы, согласно которому годовой размер арендной платы за арендованный земельный участок составляет 566847 руб. 05 коп. из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 37789803 руб. 44 коп. (37789803 руб. 44 коп. х 1,5= 566847 руб. 05 коп.).
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту от 29.12.2012 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0305017:108 расположен по адресу: г. Краснодар, ул. им. Ленина, 44, разрешенное использование - для эксплуатации 4-5 этажного многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества, участок поставлен на кадастровый учет 09.11.2012.
Истец подтвердил владение на праве собственности рядом помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. им. Ленина, 44, представив в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права собственности (общая долевая собственность) на нежилые помещения в здании (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2013 серия 23-АЛ N 915662 выдано взамен свидетельства N 215917 серия 23АА от 19.01.2005), от 13.09.2013 серия 23-АЛ N 915663 выдано взамен свидетельства N 317420 серия 23АА от 24.05.2005, серия 23-АМ N 070541 от 16.09.2013 выдано взамен свидетельства N 215945 серия 23 АА от 19.01.2005. На оборотной стороне упомянутых свидетельств указано на общее имущество в многоквартирном доме: земельный участок, земли населенных пунктов, для эксплуатации 4-5-этажного многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества, площадью 2273 кв. м. адрес: г. Краснодар, ул. им. Ленина, 44.
Таким образом, истец является участником долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0305017:108 площадью 2273 кв. м по ул. Ленина, 44 в г. Краснодаре как собственник части помещений в здании, и, соответственно, плательщиком земельного налога по земельному участку. Из фотоматериалов, приложенных к отчету ЗАО "Бизнес-Фактор" от 17.10.2013 N 100113.02/2 (том 2), усматривается наличие на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305017:108 здания, значительная часть помещений в котором расположены под вывеской "Роснефть".
По данным кадастрового паспорта от 29.12.2012 N 2343/12/12-944915 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305017:108 составляет 106327144 руб. 09 коп. (том 1 л.д. 44).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
При обращении в суд с настоящим иском, истцом представлены отчеты ЗАО "Бизнес-Фактор" об определении рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Согласно отчету ЗАО "Бизнес-Фактор" от 17.10.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308022:30 составила 6184000 рублей. Применительно к данному отчету представлено экспертное заключение N 89/03-14 некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", которым проведена нормативно-методическая экспертиза отчета N 100113.02/3/и, согласно которому методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов обоснованны, выполненные расчеты стоимости объекта оценки соответствуют применяемым подходам и методам, технических ошибок и замечаний, влияющих на итоговый результат, не выявлено, отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В соответствии с отчетом ЗАО "Бизнес-Фактор" от 17.10.2013 N 100113.02/1/и рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208027:98 по состоянию на 01.01.2011 составила 34095000 рублей. В отчете приводится методика исследования, обоснование примененного метода оценки, исследованы объекты-аналоги. Согласно экспертному заключению N 89/01-14 от 07.02.2014 некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" отчет N 100113.02/1/и соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Согласно отчету N 100113.02/2/и от 17.10.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305017:108 по состоянию на 01.01.2011 составляет 32671000 рублей. Обоснованность отчета, его соответствие законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждены экспертным заключением некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 07.02.2014 N 89/02-14.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
Доказательства, свидетельствующие о недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке ЗАО "Бизнес-Фактор" заявителем жалобы не представлены.
Из содержания решения Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2014 не усматривается, что суд принял решение о каких-либо правах и обязанностях муниципального образования "Город Краснодар".
В результате удовлетворения исковых требований общества, органы местного управления и субъекта РФ не лишаются субъективных прав, на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0308022:30, 23:43:0208027:98, 23:43:0305017:108 их рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела администрация муниципального образования город Краснодар выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению его от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на него не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2014 по делу N А32-37656/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799 / ИНН 2310032246) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
Н.Н.МИСНИК
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2014 N 15АП-10127/2014 ПО ДЕЛУ N А32-37656/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. N 15АП-10127/2014
Дело N А32-37656/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
при участии:
от истца- Степко Р.И. по доверенности от 21.04.2013 N 62,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2014 по делу N А32-37656/2013, принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания" Роснефть" - Научно-Технический Центр" (ОГРН 1042305704352/ ИНН 2310095895)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная служба регистрации государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьего лица: администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799 / ИНН 2310032246)
об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" (далее - ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная служба регистрации государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208027:98, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Рашпилевская,36/35, площадью 2512 кв. м, категория земель- земли населенных пунктов;
- - земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308022:30, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Фурманова, 1/8, площадью 3452 кв. м, категория земель- земли населенных пунктов;
- - земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305017:108, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Ленина, 44, площадью 2273 кв. м, категория земель- земли населенных пунктов, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, а также об обязании кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости изменения кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость, определенную по состоянию на 01.01.2011.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение суда, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, допущено не было. Доводы истца о нарушении его прав превышением установленной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости являются необоснованными. На момент заключения договора истцу были известны кадастровая стоимость земельного участка и размер арендной платы. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению поступлений в муниципальный бюджет.
В судебном заседании представитель ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная служба регистрации государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации муниципального образования город Краснодара, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121 - 123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.11.1997 между мэрией г. Краснодара (арендодатель) и ОАО "РосНИПИтермнефть" (арендатор) заключен договор аренды N 4300002629 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208027:98, площадью 1435 кв. м, расположенный по улице Мира, 36 для обслуживания административного здания (прилегающая территория) на срок до 05.11.2046.
В плане участка к договору аренды земельного участка от 24.11.1997 N 1807 указана общая площадь участка "РосНИПИтермнефть" - 2571,5 кв. м, из которых 1136,28 кв. м - участок N 1, предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование, 1435,22 кв. м - участок N 3, предоставлен в аренду на 49 лет для обслуживания административного здания (прилегающая территория). На чертеже участка от 11.01.1996 отражены участок N 1 площадью 1136,28 кв. м, предоставляемый в бессрочное пользование, и участок N 3 площадью 1435,22 кв. м, предоставляемый в аренду на 49 лет.
Впоследствии в связи с ликвидацией ОАО "РосНИПИтермнефть" последнее продало ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" административное здание по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Рашпилевская, 36/35, и уступило истцу по настоящему делу права и обязанности арендатора по договору аренды от 24.11.1997 N 4300002629 общей площадью 1435,22 кв. м по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, 36, для обслуживания административного здания по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Рашпилевская, 36/35.
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" на нежилое здание с пристройками общей площадью 3405,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, дом 36/ул. Рашпилевская, дом N 35, регистрация права собственности на здание произведена в ЕГРП 21.07.2008 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.08.2007.
В связи с приобретением права собственности на административное здание по адресу: г. Краснодар, ул. Мира/Рашпилевская, 36/35 в порядке статьи 35 Земельного кодекса РФ истцу перешло и право аренды на земельный участок, ранее предоставленный ОАО "РосНИПИтермнефть" для эксплуатации указанного здания вместе с правом на земельный участок, предоставленный правопредшественнику на праве постоянного бессрочного пользования, которые при сложении площадей образуют земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208027:98. Иных объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, на указанном земельном участке не имеется, участок расположен под принадлежащим истцу на праве собственности зданием. Данное обстоятельство очевидно из материалов отчета ЗАО "Бизнес-Фактор" от 17.10.2013 N 100113.02/1 (фотоматериалы, на которых изображен центральный офис ООО "НК "Роснефть" - НТЦ").
Как указано в пунктах 13, 14 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
В пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано также следующее. По смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года N 1756 утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208027:98 в размере 97624408 руб. 64 коп., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 20.06.2012 N 2343/12/12-369140 (т. 1 л.д. 52).
По договору аренды N 4300017289 от 11.04.2011 администрация г. Краснодар (арендодатель) предоставила ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" (арендатор) во временное владение и пользование из земель населенных пунктов земельный участок площадью 3452 кв. м по улице Фурманова, 1/8, кадастровый номер 23:43:0308022:30, участок предоставлен для эксплуатации зданий проходной, гаража.
Согласно пункту 2.2 договора размер ежегодной арендной платы может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в том числе в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. Изменение арендной платы осуществляется без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений в договор.
Договор аренды заключен на 49 лет, до 22.03.2060, зарегистрирован в Росреестре согласно штампу регистрации на первом листе договора, регистрация подтверждается также представленной истцом выпиской из ЕГРП от 02.04.2014 N 01/139/2014-460 (дата регистрации - 16.05.2011, номер регистрации 23-23-01/435/2011-001).
Истец также представил копии свидетельств о государственной регистрации права собственности ООО "НК "Роснефть" - НТЦ" на расположенные на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. Фурманова, 1/8 здания проходной литер А и гаража литер Б от 26.05.2005.
Согласно данным кадастрового паспорта от 25.02.2011 N 2343/12/11-70482 договор аренды от N 4300017289 от 11.04.2011 заключен в отношении земельного участка, находящегося на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Проанализировав содержание договора, а также положения статьи 35 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05.11.2002 N 532-КЗ, регулирующей полномочия органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области земельных отношений до разграничения государственной собственности на землю, апелляционный суд пришел к выводу, что настоящий договор заключен администрацией города Краснодар в пределах предоставленных по закону полномочий, что исключает субъектные пороки самого договора и подтверждает интерес истца в оспаривании кадастровой стоимости участка.
По данным кадастрового паспорта от 25.02.2011 N 2343/12/11-70482 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308022:30 составляет 37789803 руб. 44 коп. (том 1 л.д. 47).
В материалы дела представлен расчет арендной платы, согласно которому годовой размер арендной платы за арендованный земельный участок составляет 566847 руб. 05 коп. из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 37789803 руб. 44 коп. (37789803 руб. 44 коп. х 1,5= 566847 руб. 05 коп.).
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту от 29.12.2012 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0305017:108 расположен по адресу: г. Краснодар, ул. им. Ленина, 44, разрешенное использование - для эксплуатации 4-5 этажного многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества, участок поставлен на кадастровый учет 09.11.2012.
Истец подтвердил владение на праве собственности рядом помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. им. Ленина, 44, представив в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права собственности (общая долевая собственность) на нежилые помещения в здании (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2013 серия 23-АЛ N 915662 выдано взамен свидетельства N 215917 серия 23АА от 19.01.2005), от 13.09.2013 серия 23-АЛ N 915663 выдано взамен свидетельства N 317420 серия 23АА от 24.05.2005, серия 23-АМ N 070541 от 16.09.2013 выдано взамен свидетельства N 215945 серия 23 АА от 19.01.2005. На оборотной стороне упомянутых свидетельств указано на общее имущество в многоквартирном доме: земельный участок, земли населенных пунктов, для эксплуатации 4-5-этажного многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества, площадью 2273 кв. м. адрес: г. Краснодар, ул. им. Ленина, 44.
Таким образом, истец является участником долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0305017:108 площадью 2273 кв. м по ул. Ленина, 44 в г. Краснодаре как собственник части помещений в здании, и, соответственно, плательщиком земельного налога по земельному участку. Из фотоматериалов, приложенных к отчету ЗАО "Бизнес-Фактор" от 17.10.2013 N 100113.02/2 (том 2), усматривается наличие на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305017:108 здания, значительная часть помещений в котором расположены под вывеской "Роснефть".
По данным кадастрового паспорта от 29.12.2012 N 2343/12/12-944915 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305017:108 составляет 106327144 руб. 09 коп. (том 1 л.д. 44).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, ООО "НК "Роснефть" - Научно-Технический Центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
При обращении в суд с настоящим иском, истцом представлены отчеты ЗАО "Бизнес-Фактор" об определении рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Согласно отчету ЗАО "Бизнес-Фактор" от 17.10.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308022:30 составила 6184000 рублей. Применительно к данному отчету представлено экспертное заключение N 89/03-14 некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", которым проведена нормативно-методическая экспертиза отчета N 100113.02/3/и, согласно которому методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов обоснованны, выполненные расчеты стоимости объекта оценки соответствуют применяемым подходам и методам, технических ошибок и замечаний, влияющих на итоговый результат, не выявлено, отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В соответствии с отчетом ЗАО "Бизнес-Фактор" от 17.10.2013 N 100113.02/1/и рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208027:98 по состоянию на 01.01.2011 составила 34095000 рублей. В отчете приводится методика исследования, обоснование примененного метода оценки, исследованы объекты-аналоги. Согласно экспертному заключению N 89/01-14 от 07.02.2014 некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" отчет N 100113.02/1/и соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Согласно отчету N 100113.02/2/и от 17.10.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305017:108 по состоянию на 01.01.2011 составляет 32671000 рублей. Обоснованность отчета, его соответствие законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждены экспертным заключением некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 07.02.2014 N 89/02-14.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
Доказательства, свидетельствующие о недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке ЗАО "Бизнес-Фактор" заявителем жалобы не представлены.
Из содержания решения Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2014 не усматривается, что суд принял решение о каких-либо правах и обязанностях муниципального образования "Город Краснодар".
В результате удовлетворения исковых требований общества, органы местного управления и субъекта РФ не лишаются субъективных прав, на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0308022:30, 23:43:0208027:98, 23:43:0305017:108 их рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела администрация муниципального образования город Краснодар выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению его от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на него не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2014 по делу N А32-37656/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799 / ИНН 2310032246) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
Н.Н.МИСНИК
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)