Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича: Гущина О.Ю., представитель по доверенности от 22.11.2012 N 27АА 0209946;
- от Администрации города Хабаровска: Орел Ю.П., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.27-284; Соловьева И.И., представитель по доверенности от 09.12.2013 N 1.1.27-194
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 10.01.2014
по делу N А73-11122/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконными действий Администрации города Хабаровска, о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037, об обязании Администрации города Хабаровска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
установил:
Индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович (далее - ИП Пак В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска, выразившихся в вынесении незаконного заключения по результатам публичных слушаний и рекомендаций об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции, о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 "Об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства", обязании Администрации города Хабаровска вынести постановление о предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3 700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52, в виде превышения процента застройки на 28%.
Решением суда первой инстанции от 10.01.2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановление Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037, с учетом определения от 09.01.2014, "Об отказе в предоставлении Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства" признано недействительным.
На Администрацию города Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича от 25.04.2013 о разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
С Администрации города Хабаровска в пользу индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича взысканы судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 200 руб.
Индивидуальному предпринимателю Пак Вячеславу Владимировичу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 200 руб.
Не согласившись с судебным актом, Администрация города Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 "Об отказе в предоставлении Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства"; возложения обязанности на Администрацию города Хабаровска повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича от 25.04.2013 о разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства; взыскания с Администрации города Хабаровска в пользу индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича судебных расходов в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 200 руб., в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять в названной части новый судебный акт об отказе в этой части заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации поддержали в полном объеме доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просили отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части и принять в названной части новый судебный акт об отказе в этой части заявленных требований.
Представителями Администрации в заседании суда апелляционной инстанции заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - охранного свидетельства N 1390 от 20.12.2005, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 и части 5 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам, а также проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что согласно договору купли-продажи от 13.03.2006 N 871, свидетельствам о государственной регистрации права от 24.08.2010 27-АВ 457285, 27-АВ 457284, кадастровому паспорту Пак Вячеславу Владимировичу на праве собственности принадлежит Гостиница "Центральная", назначение: нежилое, общей площадью 5 965,8 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, лит.А, кадастровый (или условный) номер: 27-27-01/041/2005-652, а также земельный участок под здание, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 3700 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, кадастровый (или условный) номер: 27:23:0030213:5.
07.05.2013 Пак В.В. обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с заявлением от 25.04.2013 (вх.N 3684) о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5, расположенном по ул. Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 28% и организации публичных слушаний по данному вопросу.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 10.06.2013 N 2119 публичные слушания по вопросу предоставления Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по ул. Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 28% были назначены на 24.06.2013.
Постановление Администрации города Хабаровска от 10.06.2013 N 2119 и информация о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете "Хабаровские вести" 14.06.2013 N 88 (2695), размещено на официальном сайте Администрации города Хабаровска 10.06.2013.
24.06.2013 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по ул. Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 28%, по итогам проведения которых было принято решение, оформленное протоколом от 25.06.2013 N 44, по завершении срока приема предложений и замечаний подготовить заключение по вопросу возможности предоставления Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5, площадью 3700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 28%.
12.07.2013 Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки пришла к заключению рекомендовать Мэру города Хабаровска принять решение об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
07.08.2013 и.о. Мэра города Хабаровска было издано Постановление N 3037 "Об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства" по причине отсутствия согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная".
Не согласившись с действиями Администрации города Хабаровска, выразившимися в вынесении незаконного заключения по результатам публичных слушаний и рекомендаций об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции, а также с Постановлением Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
В силу части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься, в том числе вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
Порядок организации и проведения публичных слушаний в городском округе "Город Хабаровск" установлены в Положении о публичных слушаниях в городском округе "Город Хабаровск" (далее - Положение о публичных слушаниях), утвержденным Решением Хабаровской городской Думы от 22.11.2005 N 181.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 3 Положения о публичных слушаниях на слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 15 Положения о публичных слушаниях результаты слушаний оформляются следующими документами:
1) протоколами слушаний;
2) заключениями о результатах слушаний.
В силу статьи 17 Положения о публичных слушаниях на основании протоколов слушаний составляется заключение о результатах слушаний, в котором в числе прочего указываются сведения в обобщенном виде о поступивших предложениях и замечаниях к проекту муниципального правового акта, вынесенному на слушания, с указанием количества участников слушаний, подавших каждое предложение (замечание), за исключением предложений и замечаний, снятых подавшими (высказавшими) их участниками слушаний, а также предложения уполномоченного органа по учету поступивших предложений и замечаний к проекту муниципального правового акта, вынесенному на слушания.
Частью 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Пак В.В. от 25.04.2013 Администрацией города Хабаровска были назначены и 24.06.2013 проведены публичные слушания, по итогам которых 12.07.2013 Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки пришла к заключению - рекомендовать Мэру города Хабаровска принять решение об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
Заявление ИП Пак В.В. о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 суд обоснованно удовлетворил по следующим основаниям.
Судом установлено, что основанием для принятия Администрацией города Хабаровска оспариваемого постановления от 07.08.2013 N 3037 явилось отсутствие согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная", что, по мнению Администрации, является нарушением пункта 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315. По мнению Администрации, Министерство культуры Хабаровского края согласовало предпринимателю пристройку на дворовой территории. При этом согласования Министерства культуры Хабаровского края на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции в отношении пристройки (приспособления) со стороны главного фасада гостиницы "Центральная" на 28%, ни до, ни после проведения публичных слушаний предпринимателем, как считает Администрация, представлено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение о зонах охраны объектов культурного наследия), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
Согласование предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, с соответствующими органами государственной власти осуществляется до проведения публичных слушаний.
Между тем, порядок, сроки и последовательность действий по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" определены в Административном регламенте (далее - Административный регламент), утвержденном Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель подает (направляет) заявление о предоставлении такого разрешения с приложением схемы планировочной организации земельного участка с указанием места отклонения по отступу от границ земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность Заявителя либо личность и полномочия представителя физического или юридического лица на подачу заявления, и копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя.
Согласно пункту 2.6.2. Административного регламента Департамент запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, в порядке и сроки, установленные законодательством, следующие документы:
а) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок или объект капитального строительства;
б) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, и правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение;
в) копию кадастрового паспорта земельного участка, на котором предполагается строительство, реконструкция объекта, не соответствующего установленным параметрам строительства.
Для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, указанные в настоящем подпункте.
В силу пункта 2.6.3. Административного регламента если права на земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого испрашивается разрешение, не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то Заявитель представляет соответствующие правоустанавливающие документы самостоятельно.
Пунктом 2.6.4. Административного регламента предусмотрено, что в случае, если для предоставления муниципальной услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся Заявителем, при обращении за получением муниципальной услуги Заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие Заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию. Действие настоящего подпункта не распространяется на лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.
Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, согласно утвержденному Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336 Административному регламенту перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги - получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Указанный перечень не предусматривает предоставление Заявителем - получателем муниципальной услуги согласования разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг,
- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 14 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрено, что стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, в рассматриваемой ситуации Администрация города Хабаровска была не вправе требовать от предпринимателя представления согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная", предоставление которого не предусмотрено Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства" на территории городского округа "Город Хабаровск".
При этом, как правомерно посчитал суд, из содержания пункта 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, на несоблюдение которого ссылается Администрация, не следует, что согласование разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, с органом государственной власти субъекта Российской Федерации является обязанностью лица, обратившегося за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно пункту 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия согласование с органом государственной власти субъекта Российской Федерации возможности выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения является обязанностью органа местного самоуправления, к полномочиям которого как раз и относится подготовка и принятие решения по данному вопросу, что также подтверждается письмами Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска от 16.03.2012 N 01-40/2536, от 18.10.2013 N 01-40/14645, которыми Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска просил Министерство культуры Хабаровского края согласовать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52.
Следовательно, как правомерно признал суд, возложение Администрацией на предпринимателя обязанности самостоятельно согласовать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства с органом государственной власти субъекта Российской Федерации не соответствует пункту 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, а доводы Администрации о том, что согласования Министерства культуры Хабаровского края на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции в отношении пристройки (приспособления) со стороны главного фасада гостиницы "Центральная" на 28% предпринимателем ни до, ни после проведения публичных слушаний представлено не было, судом обоснованно отклонены как не основанные на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Ссылки Администрации на письма Министерства культуры Хабаровского края по спорному вопросу, в том числе на письмо от 11.11.2013 N 06.0025-5460 судом также отклонены как несостоятельные, в связи с отсутствием у предпринимателя обязанности согласовать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В силу части 3 статьи 34 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением суда от 21.11.2013 у Министерства культуры Хабаровского края были истребованы доказательства, имеющие значение для разрешения настоящего дела, а именно письменные пояснения о том, установлена ли в соответствии с требованиями действующего законодательства зона охраны объекта культурного наследия - памятника истории и культуры краевого значения - гостиница "Центральная", расположенная в г. Хабаровске по ул. Пушкина, 52; письменные пояснения о том, входит ли земельный участок, а также здание гостиницы "Центральная", расположенные по ул. Пушкина, 52, в границу зоны охраны объектов культурного наследия - площадь им. В.И.Ленина, письменные пояснения о том, расположено ли здание гостиницы "Центральная", а также земельный участок по ул. Пушкина, 52, в том числе участок, на котором ИП Пак В.В. планируется возведение пристройки к существующему зданию гостиницы со стороны ул. Пушкина вдоль главного фасада гостиницы "Центральная", в границах временной охранной зоны, установленной приказом ГУК "НПЦ по ОПИК" от 26.07.2005 N 42, ссылка на который была приведена Министерством культуры Хабаровского края в письме от 20.04.2012 N 06.00.25-1526, письменные пояснения о том, вправе ли Министерство культуры Хабаровского края согласовывать в порядке пункта 29 Постановления Правительства Российской Федерации разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства в процентном выражении площади застройки земельных участков, в том числе земельного участка, расположенного по ул. Пушкина, 52 в г. Хабаровске и т.д.
Письмом от 12.12.2013 N 06.00-24-6082 Министерство культуры Хабаровского края, в числе прочего сообщило, что здание по ул. Пушкина, 52 в г. Хабаровске является объектом культурного наследия (регионального) краевого значения, историческое наименование "Гостиница "Центральная", 1964 г.". Принято на государственную охрану постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 01.10.1998 N 280 "О постановке на государственную охрану как памятника истории и культуры краевого значения архитектурно-градостроительного комплекса площади им.Ленина в г. Хабаровске" как элемент градостроительного комплекса. Состоит из двух частей: исторического здания в стиле советской неоклассики и поздней дворовой пристройки, не являющейся объектом культурного наследия и соединенной с памятником переходом.
Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 29.12.1998 N 490 утвержден Проект зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Хабаровска, в соответствии с которым граница охранной зоны градостроительного комплекса площади им. В.И. Ленина проходит по левой части главного фасада здания-памятника со стороны ул. Пушкина, включая крыльцо главного входа. Участок землеотвода входит в нее (зону) частично. Дворовый участок вышеназванным проектом не отнесен к зонам охраны объектов культурного наследия (выкопировка из основного чертежа прилагается).
Приказом от 26.07.2005 N 42 ГУК "НПЦ по ОПИК", исполнявшего полномочия государственного органа по охране объектов культурного наследия до 2009, утверждена "Временная схема территорий и групповой охранной зоны объектов культурного наследия градостроительного комплекса площади им. В.И. Ленина", в соответствии с которой назначены территория, а также временная охранная зона здания-памятника, к которой отнесены участок дворовой территории и участок со стороны ул. Пушкина и Уссурийского б-ра (копия прилагается).
Временная охранная зона была установлена в соответствии с п. 5.3.3 "Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", утвержденной приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 N 33.
Данная Инструкция разработана согласно Закону СССР от 29.10.1976 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и "Положению об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865.
Вступление в силу статей 62, 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" отменяет действие вышеуказанных нормативных правовых актов СССР.
Статья 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ дает определение зон охраны объекта культурного наследия, их состава.
Понятия "временная охранная зона" по действующему законодательству не существует.
Приказ ГУК "НПЦ по ОПИК" от 26.07.2005 N 42 не отменен.
Как установлено судом, в силу комплекса объективных причин: отсутствие до 2010 института экспертов, отсутствие до 2013 экспертов на территории края, ограниченные возможности финансирования из краевого бюджета при значительной потребности в выполнении обследований, проектов зон охраны, экспертиз, проект зон охраны вышеуказанного объекта до настоящего времени не разработан и не утвержден в установленном порядке.
Таким образом, зоны охраны для объекта культурного наследия "Гостиница "Центральная" в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Судом также установлено, что проектируемая пристройка со стороны ул. Пушкина размещается в границах территории и временной охранной зоны здания-памятника, не входит в охранную зону комплекса площади им. В.И. Ленина. Высотный регламент Проектом зон охраны 1998 на данном участке не установлен. Входная группа находится в границах охранной зоны комплекса площади.
Зона охраны и градостроительный (высотный) регламент комплекса пл. Ленина утверждены постановлением Главы администрации Хабаровского края.
Министерство культуры края не наделено полномочиями по утверждению режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны.
Следовательно, согласно письму Министерства культуры Хабаровского края от 12.12.2013 N 06.00-24-6082 зоны охраны для объекта культурного наследия "Гостиница "Центральная" в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Проектируемая предпринимателем пристройка со стороны ул. Пушкина, 52 г. Хабаровска, как установил суд, не входит в охранную зону комплекса площади им. В.И. Ленина.
Понятие "временной охранной зоны", к которой Приказом ГУК "НПЦ по ОПИК" от 26.07.2005 N 42 отнесены участок дворовой территории и участок со стороны ул. Пушкина и Уссурийского бульвара, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не предусмотрено.
С учетом этого, по обоснованному выводу суда, пункт 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия к рассматриваемой ситуации не применим.
Кроме того, границы зон охраны объектов культурного наследия и ограничения использования расположенных в указанных зонах земельных участков и объектов капитального строительства установлены Проектом зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Хабаровска, который был утвержден Постановлением главы администрации Хабаровского края от 29.12.1998 N 490, а не Министерством культуры Хабаровского края.
В связи с этим, доводы Администрации о необходимости согласования отклонения от предельных параметров Министерством культуры Хабаровского края, которое не утверждало режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны, также, как правильно признал суд, нельзя признать правомерными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как установлено судом из заявления предпринимателя, оспариваемое постановление Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 нарушает права и законные интересы ИП Пак В.В. в осуществлении предпринимательской деятельности, получении разрешения на реконструкцию гостиницы "Центральная" и началу осуществления работ по ее реконструкции.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал недействительным постановление Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 "Об отказе в предоставлении Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства", удовлетворив в этой части требования предпринимателя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве правовосстановительной меры предприниматель при обращении в арбитражный суд указал на обязание Администрации города Хабаровска вынести постановление о предоставлении Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3 700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52, в виде превышения процента застройки на 28%.
Суд первой инстанции правомерно отклонил это требование, поскольку, как обоснованно признал суд, суды не вправе подменять органы, осуществляющие публичные полномочия.
Исходя из этого, в целях восстановления прав и законных интересов предпринимателя, суд посчитал необходимым обязать Администрацию города Хабаровска повторно рассмотреть заявление ИП Пака В.В. от 25.04.2013 о разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2014 по делу N А73-11122/2013 оставить без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2014 N 06АП-919/2014 ПО ДЕЛУ N А73-11122/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. N 06АП-919/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича: Гущина О.Ю., представитель по доверенности от 22.11.2012 N 27АА 0209946;
- от Администрации города Хабаровска: Орел Ю.П., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.27-284; Соловьева И.И., представитель по доверенности от 09.12.2013 N 1.1.27-194
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 10.01.2014
по делу N А73-11122/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконными действий Администрации города Хабаровска, о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037, об обязании Администрации города Хабаровска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
установил:
Индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович (далее - ИП Пак В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска, выразившихся в вынесении незаконного заключения по результатам публичных слушаний и рекомендаций об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции, о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 "Об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства", обязании Администрации города Хабаровска вынести постановление о предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3 700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52, в виде превышения процента застройки на 28%.
Решением суда первой инстанции от 10.01.2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановление Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037, с учетом определения от 09.01.2014, "Об отказе в предоставлении Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства" признано недействительным.
На Администрацию города Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича от 25.04.2013 о разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
С Администрации города Хабаровска в пользу индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича взысканы судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 200 руб.
Индивидуальному предпринимателю Пак Вячеславу Владимировичу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 200 руб.
Не согласившись с судебным актом, Администрация города Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 "Об отказе в предоставлении Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства"; возложения обязанности на Администрацию города Хабаровска повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича от 25.04.2013 о разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства; взыскания с Администрации города Хабаровска в пользу индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича судебных расходов в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 200 руб., в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять в названной части новый судебный акт об отказе в этой части заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации поддержали в полном объеме доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просили отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части и принять в названной части новый судебный акт об отказе в этой части заявленных требований.
Представителями Администрации в заседании суда апелляционной инстанции заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - охранного свидетельства N 1390 от 20.12.2005, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 и части 5 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам, а также проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что согласно договору купли-продажи от 13.03.2006 N 871, свидетельствам о государственной регистрации права от 24.08.2010 27-АВ 457285, 27-АВ 457284, кадастровому паспорту Пак Вячеславу Владимировичу на праве собственности принадлежит Гостиница "Центральная", назначение: нежилое, общей площадью 5 965,8 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, лит.А, кадастровый (или условный) номер: 27-27-01/041/2005-652, а также земельный участок под здание, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 3700 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, кадастровый (или условный) номер: 27:23:0030213:5.
07.05.2013 Пак В.В. обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с заявлением от 25.04.2013 (вх.N 3684) о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5, расположенном по ул. Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 28% и организации публичных слушаний по данному вопросу.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 10.06.2013 N 2119 публичные слушания по вопросу предоставления Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по ул. Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 28% были назначены на 24.06.2013.
Постановление Администрации города Хабаровска от 10.06.2013 N 2119 и информация о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете "Хабаровские вести" 14.06.2013 N 88 (2695), размещено на официальном сайте Администрации города Хабаровска 10.06.2013.
24.06.2013 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по ул. Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 28%, по итогам проведения которых было принято решение, оформленное протоколом от 25.06.2013 N 44, по завершении срока приема предложений и замечаний подготовить заключение по вопросу возможности предоставления Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5, площадью 3700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 28%.
12.07.2013 Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки пришла к заключению рекомендовать Мэру города Хабаровска принять решение об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
07.08.2013 и.о. Мэра города Хабаровска было издано Постановление N 3037 "Об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства" по причине отсутствия согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная".
Не согласившись с действиями Администрации города Хабаровска, выразившимися в вынесении незаконного заключения по результатам публичных слушаний и рекомендаций об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции, а также с Постановлением Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
В силу части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься, в том числе вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
Порядок организации и проведения публичных слушаний в городском округе "Город Хабаровск" установлены в Положении о публичных слушаниях в городском округе "Город Хабаровск" (далее - Положение о публичных слушаниях), утвержденным Решением Хабаровской городской Думы от 22.11.2005 N 181.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 3 Положения о публичных слушаниях на слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 15 Положения о публичных слушаниях результаты слушаний оформляются следующими документами:
1) протоколами слушаний;
2) заключениями о результатах слушаний.
В силу статьи 17 Положения о публичных слушаниях на основании протоколов слушаний составляется заключение о результатах слушаний, в котором в числе прочего указываются сведения в обобщенном виде о поступивших предложениях и замечаниях к проекту муниципального правового акта, вынесенному на слушания, с указанием количества участников слушаний, подавших каждое предложение (замечание), за исключением предложений и замечаний, снятых подавшими (высказавшими) их участниками слушаний, а также предложения уполномоченного органа по учету поступивших предложений и замечаний к проекту муниципального правового акта, вынесенному на слушания.
Частью 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Пак В.В. от 25.04.2013 Администрацией города Хабаровска были назначены и 24.06.2013 проведены публичные слушания, по итогам которых 12.07.2013 Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки пришла к заключению - рекомендовать Мэру города Хабаровска принять решение об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
Заявление ИП Пак В.В. о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 суд обоснованно удовлетворил по следующим основаниям.
Судом установлено, что основанием для принятия Администрацией города Хабаровска оспариваемого постановления от 07.08.2013 N 3037 явилось отсутствие согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная", что, по мнению Администрации, является нарушением пункта 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315. По мнению Администрации, Министерство культуры Хабаровского края согласовало предпринимателю пристройку на дворовой территории. При этом согласования Министерства культуры Хабаровского края на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции в отношении пристройки (приспособления) со стороны главного фасада гостиницы "Центральная" на 28%, ни до, ни после проведения публичных слушаний предпринимателем, как считает Администрация, представлено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение о зонах охраны объектов культурного наследия), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
Согласование предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, с соответствующими органами государственной власти осуществляется до проведения публичных слушаний.
Между тем, порядок, сроки и последовательность действий по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" определены в Административном регламенте (далее - Административный регламент), утвержденном Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель подает (направляет) заявление о предоставлении такого разрешения с приложением схемы планировочной организации земельного участка с указанием места отклонения по отступу от границ земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность Заявителя либо личность и полномочия представителя физического или юридического лица на подачу заявления, и копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя.
Согласно пункту 2.6.2. Административного регламента Департамент запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, в порядке и сроки, установленные законодательством, следующие документы:
а) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок или объект капитального строительства;
б) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, и правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение;
в) копию кадастрового паспорта земельного участка, на котором предполагается строительство, реконструкция объекта, не соответствующего установленным параметрам строительства.
Для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, указанные в настоящем подпункте.
В силу пункта 2.6.3. Административного регламента если права на земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого испрашивается разрешение, не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то Заявитель представляет соответствующие правоустанавливающие документы самостоятельно.
Пунктом 2.6.4. Административного регламента предусмотрено, что в случае, если для предоставления муниципальной услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся Заявителем, при обращении за получением муниципальной услуги Заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие Заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию. Действие настоящего подпункта не распространяется на лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.
Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, согласно утвержденному Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336 Административному регламенту перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги - получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Указанный перечень не предусматривает предоставление Заявителем - получателем муниципальной услуги согласования разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг,
- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 14 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрено, что стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, в рассматриваемой ситуации Администрация города Хабаровска была не вправе требовать от предпринимателя представления согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная", предоставление которого не предусмотрено Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства" на территории городского округа "Город Хабаровск".
При этом, как правомерно посчитал суд, из содержания пункта 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, на несоблюдение которого ссылается Администрация, не следует, что согласование разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, с органом государственной власти субъекта Российской Федерации является обязанностью лица, обратившегося за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно пункту 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия согласование с органом государственной власти субъекта Российской Федерации возможности выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения является обязанностью органа местного самоуправления, к полномочиям которого как раз и относится подготовка и принятие решения по данному вопросу, что также подтверждается письмами Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска от 16.03.2012 N 01-40/2536, от 18.10.2013 N 01-40/14645, которыми Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска просил Министерство культуры Хабаровского края согласовать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52.
Следовательно, как правомерно признал суд, возложение Администрацией на предпринимателя обязанности самостоятельно согласовать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства с органом государственной власти субъекта Российской Федерации не соответствует пункту 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, а доводы Администрации о том, что согласования Министерства культуры Хабаровского края на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции в отношении пристройки (приспособления) со стороны главного фасада гостиницы "Центральная" на 28% предпринимателем ни до, ни после проведения публичных слушаний представлено не было, судом обоснованно отклонены как не основанные на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Ссылки Администрации на письма Министерства культуры Хабаровского края по спорному вопросу, в том числе на письмо от 11.11.2013 N 06.0025-5460 судом также отклонены как несостоятельные, в связи с отсутствием у предпринимателя обязанности согласовать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В силу части 3 статьи 34 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением суда от 21.11.2013 у Министерства культуры Хабаровского края были истребованы доказательства, имеющие значение для разрешения настоящего дела, а именно письменные пояснения о том, установлена ли в соответствии с требованиями действующего законодательства зона охраны объекта культурного наследия - памятника истории и культуры краевого значения - гостиница "Центральная", расположенная в г. Хабаровске по ул. Пушкина, 52; письменные пояснения о том, входит ли земельный участок, а также здание гостиницы "Центральная", расположенные по ул. Пушкина, 52, в границу зоны охраны объектов культурного наследия - площадь им. В.И.Ленина, письменные пояснения о том, расположено ли здание гостиницы "Центральная", а также земельный участок по ул. Пушкина, 52, в том числе участок, на котором ИП Пак В.В. планируется возведение пристройки к существующему зданию гостиницы со стороны ул. Пушкина вдоль главного фасада гостиницы "Центральная", в границах временной охранной зоны, установленной приказом ГУК "НПЦ по ОПИК" от 26.07.2005 N 42, ссылка на который была приведена Министерством культуры Хабаровского края в письме от 20.04.2012 N 06.00.25-1526, письменные пояснения о том, вправе ли Министерство культуры Хабаровского края согласовывать в порядке пункта 29 Постановления Правительства Российской Федерации разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства в процентном выражении площади застройки земельных участков, в том числе земельного участка, расположенного по ул. Пушкина, 52 в г. Хабаровске и т.д.
Письмом от 12.12.2013 N 06.00-24-6082 Министерство культуры Хабаровского края, в числе прочего сообщило, что здание по ул. Пушкина, 52 в г. Хабаровске является объектом культурного наследия (регионального) краевого значения, историческое наименование "Гостиница "Центральная", 1964 г.". Принято на государственную охрану постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 01.10.1998 N 280 "О постановке на государственную охрану как памятника истории и культуры краевого значения архитектурно-градостроительного комплекса площади им.Ленина в г. Хабаровске" как элемент градостроительного комплекса. Состоит из двух частей: исторического здания в стиле советской неоклассики и поздней дворовой пристройки, не являющейся объектом культурного наследия и соединенной с памятником переходом.
Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 29.12.1998 N 490 утвержден Проект зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Хабаровска, в соответствии с которым граница охранной зоны градостроительного комплекса площади им. В.И. Ленина проходит по левой части главного фасада здания-памятника со стороны ул. Пушкина, включая крыльцо главного входа. Участок землеотвода входит в нее (зону) частично. Дворовый участок вышеназванным проектом не отнесен к зонам охраны объектов культурного наследия (выкопировка из основного чертежа прилагается).
Приказом от 26.07.2005 N 42 ГУК "НПЦ по ОПИК", исполнявшего полномочия государственного органа по охране объектов культурного наследия до 2009, утверждена "Временная схема территорий и групповой охранной зоны объектов культурного наследия градостроительного комплекса площади им. В.И. Ленина", в соответствии с которой назначены территория, а также временная охранная зона здания-памятника, к которой отнесены участок дворовой территории и участок со стороны ул. Пушкина и Уссурийского б-ра (копия прилагается).
Временная охранная зона была установлена в соответствии с п. 5.3.3 "Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", утвержденной приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 N 33.
Данная Инструкция разработана согласно Закону СССР от 29.10.1976 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и "Положению об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865.
Вступление в силу статей 62, 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" отменяет действие вышеуказанных нормативных правовых актов СССР.
Статья 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ дает определение зон охраны объекта культурного наследия, их состава.
Понятия "временная охранная зона" по действующему законодательству не существует.
Приказ ГУК "НПЦ по ОПИК" от 26.07.2005 N 42 не отменен.
Как установлено судом, в силу комплекса объективных причин: отсутствие до 2010 института экспертов, отсутствие до 2013 экспертов на территории края, ограниченные возможности финансирования из краевого бюджета при значительной потребности в выполнении обследований, проектов зон охраны, экспертиз, проект зон охраны вышеуказанного объекта до настоящего времени не разработан и не утвержден в установленном порядке.
Таким образом, зоны охраны для объекта культурного наследия "Гостиница "Центральная" в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Судом также установлено, что проектируемая пристройка со стороны ул. Пушкина размещается в границах территории и временной охранной зоны здания-памятника, не входит в охранную зону комплекса площади им. В.И. Ленина. Высотный регламент Проектом зон охраны 1998 на данном участке не установлен. Входная группа находится в границах охранной зоны комплекса площади.
Зона охраны и градостроительный (высотный) регламент комплекса пл. Ленина утверждены постановлением Главы администрации Хабаровского края.
Министерство культуры края не наделено полномочиями по утверждению режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны.
Следовательно, согласно письму Министерства культуры Хабаровского края от 12.12.2013 N 06.00-24-6082 зоны охраны для объекта культурного наследия "Гостиница "Центральная" в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Проектируемая предпринимателем пристройка со стороны ул. Пушкина, 52 г. Хабаровска, как установил суд, не входит в охранную зону комплекса площади им. В.И. Ленина.
Понятие "временной охранной зоны", к которой Приказом ГУК "НПЦ по ОПИК" от 26.07.2005 N 42 отнесены участок дворовой территории и участок со стороны ул. Пушкина и Уссурийского бульвара, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не предусмотрено.
С учетом этого, по обоснованному выводу суда, пункт 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия к рассматриваемой ситуации не применим.
Кроме того, границы зон охраны объектов культурного наследия и ограничения использования расположенных в указанных зонах земельных участков и объектов капитального строительства установлены Проектом зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Хабаровска, который был утвержден Постановлением главы администрации Хабаровского края от 29.12.1998 N 490, а не Министерством культуры Хабаровского края.
В связи с этим, доводы Администрации о необходимости согласования отклонения от предельных параметров Министерством культуры Хабаровского края, которое не утверждало режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны, также, как правильно признал суд, нельзя признать правомерными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как установлено судом из заявления предпринимателя, оспариваемое постановление Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 нарушает права и законные интересы ИП Пак В.В. в осуществлении предпринимательской деятельности, получении разрешения на реконструкцию гостиницы "Центральная" и началу осуществления работ по ее реконструкции.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал недействительным постановление Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 3037 "Об отказе в предоставлении Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства", удовлетворив в этой части требования предпринимателя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве правовосстановительной меры предприниматель при обращении в арбитражный суд указал на обязание Администрации города Хабаровска вынести постановление о предоставлении Пак В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3 700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52, в виде превышения процента застройки на 28%.
Суд первой инстанции правомерно отклонил это требование, поскольку, как обоснованно признал суд, суды не вправе подменять органы, осуществляющие публичные полномочия.
Исходя из этого, в целях восстановления прав и законных интересов предпринимателя, суд посчитал необходимым обязать Администрацию города Хабаровска повторно рассмотреть заявление ИП Пака В.В. от 25.04.2013 о разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2014 по делу N А73-11122/2013 оставить без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)