Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2015 N 13АП-5379/2015 ПО ДЕЛУ N А26-6242/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. по делу N А26-6242/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: до перерыва Горбачев В.В. (по паспорту), представитель Тумаков А.С. (по доверенности от 29.12.2014)
от заинтересованных лиц: 1,3) представители не явились, уведомлены, 2) до перерыва представитель Рыбачева О.В. (по доверенности от 24.04.2015),
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5379/2015) ИП Горбачева Вячеслава Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2015 по делу N А26-6242/2014 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по заявлению ИП Горбачева Вячеслава Владимировича
к Главе Республики Карелия А.П.Худилайнен, Правительству Республики Карелия, Администрации Главы Республики Карелия
3-е лицо: Администрация Деревянского сельского поселения
о признании незаконным бездействия Правительства и неправомерного отказа Правительства,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горбачев Вячеслав Владимирович (ОГРН: 311100131400046) (далее - Заявитель, Горбачев В.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к главе Республики Карелия в лице Администрации главы Республики Карелия и Правительству Республики Карелия (ОГРН: 1131001009424 (далее - Правительство) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, принятых арбитражным судом первой инстанции, о признании незаконным бездействия Правительства по переводу земельных участков и признании неправомерным отказа Правительства в переводе земельных участков из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов. В качестве восстановления нарушенного права Заявитель просит обязать Правительство выдать акт о переводе земельных участков в другую категорию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Деревянского сельского поселения.
Решением арбитражного суда от 23.01.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с названным решением, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил состоявшийся судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы Горбачев В.В. указывает, что Правительством неправомерно нарушен срок рассмотрения заявления. Спорные участки расположены на землях рекреационного назначения в соответствии с генеральным планом, утвержденным 25.12.2013 Советом Деревянского сельского поселения, которые относятся к землям особо охраняемых территорий. Ограничения перевода земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствуют.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, требования удовлетворить.
Представитель Правительства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Глава Республики Карелия, Администрация главы Республики Карелия, а также Администрация Деревянского сельского поселения своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 19.05.2015, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
После приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:20:064702:456 под строительство базы отдыха Горбачев В.В. в марте 2012 года обратился в Администрацию Прионежского муниципального района с заявлениями о переводе земельных участков, расположенных в Прионежском районе Республики Карелия в районе села Деревянное и сформированных с целью строительства объектов базы отдыха и автодороги к базе отдыха, с кадастровыми номерами 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682, 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387 из земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:683 - из земель запаса в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения.
Распоряжениями от 08.04.2013 N 184р-П, N 185р-П Правительство осуществило перевод земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682, 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, распоряжением от 15.04.2013 N 188р-П - перевод земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:683 из состава земель запаса в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения.
В дальнейшем распоряжением Правительства от 17.05.2013 N 265р-П названные выше распоряжения признаны утратившими силу в связи с отсутствием генерального плана Деревянского сельского поселения. Распоряжениями Правительства от 17.05.2013 N 267р-П, N 268р-П, N 269р-П отказано в переводе указанных земельных участков из состава земель запаса в испрашиваемые категории земель.
24.02.2014 Заявитель повторно обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель запаса в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, а также в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства базы отдыха и конно-спортивной базы.
13.05.2014 распоряжениями Правительства от N 247р-П, N 238р-П Горбачеву В.В. отказано в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682, 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов в связи с ограничением перевода земельных участков другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов, установленным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), в соответствии с частью 4 статьи 3, пунктом 1 статьи 4 указанного Закона.
Оспаривая длительное бездействие Правительства по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682, 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387 и отказ в переводе указанных земельных участков из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, Заявитель указывает, что ограничения перевода земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствуют.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Категории земель, на которые по целевому назначению подразделяются земли Российской Федерации, установлены пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установив, что в соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков последние отнесены к категории "земли запаса", и сославшись на статью 103 Земельного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал, что для использования земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682, 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387 необходим их перевод в другую категорию.
Как следует из части 2 статьи 10 Закона N 172-ФЗ, перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае: 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон; 3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
При этом порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании указанных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основанием для перевода земельного участка в земли особо охраняемых территорий в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 172-ФЗ является решение органа местного самоуправления о создании на территории соответствующего муниципального образования особо охраняемой территории.
Как следует из письма администрации Прионежского муниципального района от 09.12.2013 N 11393-1-16, порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, а также порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения на территории Прионежского муниципального района не установлены; решения о создании особо охраняемых территорий местного значения на территории Деревянского, Заозерского, Нововилговского, Шуйского сельских поселений не принимались.
Вопреки доводам Заявителя суд обоснованно указал, что определение на карте-схеме генерального плана Деревянского поселения функциональной зоны - ландшафтно-рекреационной территории само по себе не означает, что земли, расположенные на указанной территории, приобретают статус земель особо охраняемых территорий. Сведения о том, что на территории поселения созданы особо охраняемые территории, установлен порядок их использования и охраны в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации, в генеральном плане отсутствуют.
Правомерно сославшись на статьи 2, 4, 6 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", суд установил, что на территории Прионежского муниципального района отсутствуют туристско-рекреационные особые экономические зоны, созданные в установленном указанным Законом порядке.
Иных случаев, при которых возможен перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий, Земельный кодекс Российской Федерации и федеральные законы не предусматривают.
Констатировав отсутствие оснований, установленных частью 2 статьи 10 Закона N 172-ФЗ, при которых допускается перевод земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов, суд первой инстанции обоснованно указал на правомерность отказа в переводе земельных участков на основании статьи 4 Закона N 172-ФЗ.
При рассмотрении требования Горбачева В.В. о признании незаконным бездействия Правительства по переводу земельных участков суд первой инстанции обоснованно сослался на разъяснения, изложенные в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", и учитывая принятие Правительством по заявлению Горбачева В.В. решений, изложенных в распоряжениях, не усмотрел оснований для вывода о бездействии заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Я.В.БАРКАНОВА

Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
И.А.ТИМУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)