Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2015 ПО ДЕЛУ N А05-6946/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N А05-6946/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 2 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2014 года по делу N А05-6946/2014 (судья Филипьева А.Б.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" (ОГРН 1052901029499, ИНН 2901134300; 163059, город Архангельск, улица Кировская, дом 4; далее - ООО "УК "Соломбалалес") обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) о признании незаконным и отмене решения, выраженного в письме от 07.02.2014 N 204-04-32/732, об отказе в выдаче согласия ООО "УК "Соломбалалес" на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 08.02.2008 N 250 с обществом с ограниченной ответственностью "Соломбальская лесная компания" (далее - ООО "СЛК").
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ООО "СЛК".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Соломбалалес" не согласилось с этим решением суда и подало на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
ООО "СЛК" в отзыве поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "УК "Соломбалалес".
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Адара" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 08.02.2008 N 250 (далее - договор N 250; листы дела 9 - 13). Соглашением от 17.05.2010 к этому договору арендодатель изменен на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области (листы дела 21 - 26).
По соглашению от 06.12.2011, заключенному на основании распоряжения Министерства от 15.11.2011 N 364р о выдаче согласия арендодателя на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, общество с ограниченной ответственностью "Адара" передало ООО "УК "Соломбалалес" права и обязанности арендатора по данному договору (листы дела 62, 63).
ООО "УК "Соломбалалес" письмом от 23.01.2014 N 08-59 обратилось в Министерство с просьбой дать согласие на переход к ООО "СЛК" прав и обязанностей по рассматриваемому договору (лист дела 8). В ответ Министерство письмом от 07.02.2014 N 204-04-32/732 (лист дела 27) в даче такого согласия отказало со ссылкой на подпункт "ж" пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) в Архангельской области в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых передано органам государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 14.07.2009 N 22-пп (далее - Порядок выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп), ввиду неисполнения договорных обязательств по выполнению противопожарных работ за 2011-2013 годы и имеющейся неустойки.
Не согласившись с этим отказом, ООО "УК "Соломбалалес" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено этим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено этим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление такого полномочия в области лесных отношений, как предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Выдача согласия на сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) в Архангельской области в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых передано органам государственной власти Архангельской области, осуществляется на основании Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп Министерством.
Исходя из приведенных норм права отказ Министерства выдать согласие на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка носит гражданско-правовой характер, несмотря на то, что в этом отказе присутствуют публично-правовые элементы.
В связи с этим признается необоснованным довод Министерства о том, что выдача такого согласия является его исключительным правом.
Министерство выдает такое согласие не произвольно, а на основании Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп.
Так, данный Порядок, согласно преамбуле к утвердившему его постановлению правительства Архангельской области от 14.07.2009 N 22-пп, издан в целях повышения эффективности управления лесами, защиты прав лиц, использующих леса, охраны окружающей среды и соблюдения требований антикоррупционного законодательства.
С учетом названных целей Министерство, в силу пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп, обязано отказать в выдаче согласия только в случаях, прямо им предусмотренных, в остальных случаях Министерство обязано выдать такое согласие.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в выдаче испрашиваемого согласия Министерством указан подпункт "ж" пункта 7 данного Порядка - существенные или неоднократные нарушения договора аренды, которые выразились в неполном выполнении ООО "УК "Соломбалалес" договорных обязательств по объемам противопожарных мероприятий за 2011-2013 годы и в имеющейся неустойке.
В частности, указанное нарушение договорных обязательств выразилось в невыполнении обязанности арендатора по установке предупредительных (противопожарных) аншлагов в ежегодном объеме 15 штук до начала пожароопасного периода.
Согласно пункту 3.4.10 договора N 250 арендатор обязан соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности.
Приложением 6 к договору N 250 установлены объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке (лист дела 20). В данном приложении установлены виды мероприятий по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах, по воспроизводству лесов, а также их ежегодный объем, в том числе предусмотрена установка предупредительных (противопожарных) аншлагов в ежегодном объеме 15 штук до начала пожароопасного периода.
Таким образом, ООО "УК "Соломбалалес" как арендодатель в силу договора N 250 обязан выполнять ежегодную установку предупредительных (противопожарных) аншлагов в объеме 15 штук.
На основании изложенного является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что установка предупредительных аншлагов не является условием договора N 250.
Правомерен вывод суда первой инстанции о том, что нарушения указанных обязательств за 2011 год не могли быть положены в основу оспариваемого отказа, поскольку ООО "УК "Соломбалалес" приобрело права и обязанности арендатора лишь 06.12.2011 (соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка заключено 06.12.2011; листы дела 62, 63).
Вместе с тем в последующие периоды ООО "УК "Соломбалалес" не выполнило установку предупредительных (противопожарных) аншлагов в ежегодном объеме 15 штук, а именно в 2012 году установлено 14 аншлагов, в 2013 году установлено 13 аншлагов.
Материалами дела подтверждается и со стороны ООО "УК "Соломбалалес" не оспаривается факт неисполнения им указанных договорных обязательств.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что невыполнение объема работ по соблюдению правил пожарной безопасности в течение 2 лет подряд следует квалифицировать как неоднократное нарушение условий договора N 250, что послужило в соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп основанием для отказа в даче согласия на совершение сделки с арендными правами относительно арендуемого лесного участка.
Ввиду этого отклоняются доводы апелляционной жалобы ООО "УК "Соломбалалес" о том, что недовыполнение в незначительном объеме одного из видов противопожарных мероприятий не могло явиться основанием для отказа в даче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору N 250.
Кроме того, на момент принятия Министерством оспариваемого отказа (07.02.2014) в отношении ООО "УК "Соломбалалес" была введена такая процедура банкротства, как внешнее управление (определение Арбитражного суда Архангельской области от 20.01.2014 по делу N А05-433/2013).
Согласно пункту 1 статьи 101 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 101 Закона о банкротстве сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления, совершаются внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Указанные в настоящем пункте сделки могут заключаться внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), если возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Рассматриваемая сделка по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка связана не только с отчуждением имущества должника, но также и с уступкой прав требования, переводом долга по данному договору аренды. Поэтому органы управления ООО "УК "Соломбалалес" (его внешний управляющий) могут совершать данную сделку исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), выраженного в письменной форме. Это согласие является документом, подтверждающим полномочия внешнего управляющего ООО "УК "Соломбалалес" на совершение данной сделки.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп к заявлению арендатора о выдаче согласия на совершение сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) прилагаются нотариально заверенные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком (арендными правами) (в случае необходимости).
Данная необходимость в рассматриваемом случае установлена Законом о банкротстве: согласно его статье 101 к заявлению внешнего управляющего ООО "УК "Соломбалалес" в Министерство о выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка подлежало приложению в качестве документа, подтверждающего полномочия этого внешнего управляющего на подачу данного заявления, письменное согласие собрания кредиторов (комитета кредиторов) на совершение этой сделки.
Однако данное согласие собрания кредиторов (комитета кредиторов) отсутствует. К заявлению внешнего управляющего ООО "УК "Соломбалалес" в Министерство оно не прилагалось (лист дела 8).
В силу подпункта "а" пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами не выдается в случае, если арендатор не представил все необходимые документы.
В отношении ООО "УК "Соломбалалес" в последующем была введена процедура конкурсного производства решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2014 по делу N А05-433/2013.
Таким образом, рассматриваемый отказ Министерства в выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка является законным. Заявление ООО "УК "Соломбалалес" удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку ООО "УК "Соломбалалес" при принятии апелляционной жалобы определением суда от 03.12.2014 предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с него подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2014 года по делу N А05-6946/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ

Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)