Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2015 N 12АП-281/2015 ПО ДЕЛУ N А12-36385/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N А12-36385/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "25" февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "04" марта 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Грабко О.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Николай"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 декабря 2014 года по делу N А12-36385/2014 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Николай" (400009, г. Волгоград, ул. Пельше, 30 А, ОГРН 1103459002206, ИНН 3442109313)
к администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (400105, г. Волгоград, пр. Ленина, 119, ИНН 3442026353, ОГРН 1033400170286)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Николай", администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (почтовые уведомления N 95778, N 95779 приобщены к материалам дела),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Николай" (далее - ООО "Николай", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (далее администрация) о признании недействительным постановление N 258-п от 21.03.2014 г. "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона, расположенного по ул. им. генерала Штеменко, вблизи жилого дома N 34".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 декабря 2014 года по делу N А12-36385/2014 в удовлетворении требований ООО "Николай" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Николай" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Николай", администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 25.02.2014 комиссией в составе комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда обследован земельный участок, расположенный по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Штеменко, вблизи многоквартирного дома N 34.
Актом обследования земельного участка от 25.02.2014 N 2/67-14-КЗР установлено, что земельный участок, не имеющий ограждения, в Краснооктябрьском районе Волгограда по ул. им. Штеменко, вблизи многоквартирного дома N 34, используется для размещения и эксплуатации торгового павильона ориентировочной площадью 8 кв. м.
К акту приложены схема размещения земельного участка и фотоматериал.
Сведения о наличии правоустанавливающих документов на землю в комитете земельных ресурсов администрации Волгограда отсутствуют.
На объекте размещено уведомление N 43-14 от 06.03.2014 о фиксации самовольно установленного объекта, изготовленного из металлического профиля белого цвета с входной дверью и пластиковыми окнами, размер объекта 12 кв. м. Данным уведомлением лицу, осуществившему самовольное размещение (монтаж) объекта, предложено в срок до 11.03.2014 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта, демонтировать объект и вывезти его к месту его законного размещения или хранения.
Информация о выявленном объекте 06.03.2014 опубликована в официальном печатном издании газете "Городские вести" (л.д. 43).
14.03.2014 на заседании комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда (протокол N 4) принято решение о демонтаже (переносе) указанного нестационарного объекта.
21.03.2014 администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда принято постановление N 258-П "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона, расположенного по ул. им. генерала Штеменко, вблизи жилого дома N 34".
Пунктом 1 постановления от 21.03.2014 муниципальному бюджетному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района г. Волгограда" дано указание произвести демонтаж нестационарного объекта - павильона ориентировочной площадью 12,0 кв. м, расположенного на земельном участке по ул. генерала Штеменко, вблизи жилого дома N 34 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда не позднее 10 рабочих дней со дня издания настоящего постановления.
Пунктом 3 постановления N 258-П от 21.03.2014 контроль за исполнением настоящего постановления возложен на первого заместителя главы администрации В.И. Аксенова.
ООО "Николай", не согласившись с постановлением администрации от N 258-П от 21.03.2014 "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона, расположенного по ул. им. генерала Штеменко, вблизи жилого дома N 34", обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Пункт 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 16.06.2010 N 34/1010 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград" предусматривает, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация в лице ее структурных подразделений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Администрацией издано постановление от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы", в соответствии с которой должны располагаться все нестационарные объекты на территории Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2012 N 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда" Администрации Волгограда поручено до 05.02.2012 провести ревизионные мероприятия по выявлению самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда и подготовить правила демонтажа самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда. До 01.04.2012 обеспечить демонтаж самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда, которые могут способствовать возникновению чрезвычайных и пожароопасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью жителей Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 г. N 2811 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы.
В указанной Схеме под N 319, номер места на графической схеме - 1.484, включен объект - киоск, площадью 15 кв. м для реализации продовольственных или непродовольственных товаров.
Как правомерно указано судом первой инстанции, несмотря на наличие утвержденной Схемы, которая предусматривает размещение по адресу г. Волгоград, ул. им. генерала Штеменко, 34 киоска, площадью 15,0 кв. м заявителем не представлены доказательства, подтверждающие предоставление земельного участка по ул. Штеменко, вблизи жилого дома N 34 ООО "Николай" для размещения киоска.
Следовательно, у ООО "Николай" отсутствуют правовые основания для размещения принадлежащего ему объекта нестационарной торговли на спорном земельном участке.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утвержден порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
На основании пунктов 1, 3, 6, 9, 10, 16 Порядка регламентируется деятельность Администрации, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда (далее - администрации).
Сведения об объектах могут быть выявлены путем рассмотрения жалоб населения, при проведении совместных с органами внутренних дел рейдов по пресечению несанкционированной уличной торговли; при проведении администрациями, департаментом предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, иными отраслевыми структурными подразделениями администрации Волгограда и федеральными органами исполнительной власти других мероприятий в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Сведения о выявленных объектах направляются в администрации. Администрации вправе направлять в районные отделы полиции запросы об установлении собственников объектов.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда (далее - комиссии).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, при выявлении объекта самовольной постройки, администрации районов направляют в адрес комитета земельных ресурсов администрации требования о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект.
По результатам обследования и проверки наличия правовых оснований на занятие земельного участка под объект, в случае, если выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложения о добровольном демонтаже объекта в 5-дневный срок и доводит до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией, а также осуществляется публикация на официальном информационном портале Волгограда в разделе "Территориальные подразделения" сообщение собственнику добровольно демонтировать в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения.
В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка).
На основании решения комиссии администрации в 10-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта.
Администрации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта. При этом не позднее чем за три дня до дня осуществления демонтажа администрации доводят информацию о дате и времени начала работ до сведения собственника путем размещения соответствующего сообщения на объекте с фото- или видеофиксацией. В случае если владелец объекта известен информация о демонтаже дополнительно направляется администрациями по месту его нахождения заказным письмом с уведомлением (пункт 6 Порядка).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия администрации и оспариваемое постановление соответствуют установленному порядку, утвержденному администрацией Волгограда в Постановлении от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда".
Законность Постановления от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" была предметом судебного разбирательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу N А12-14507/2013 правовой акт признан соответствующим Конституции Российской Федерации, статьям 11, 209 Гражданского кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 оставлено без изменения.
Отсутствие у хозяйствующего субъекта правоустанавливающего документа на земельный участок, используемый для размещения торгового киоска, и разрешения на размещение этого киоска, выданного в соответствии с утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, влекут обязанность освободить земельный участок путем демонтажа и вывоза объекта торговли (услуг) по требованию администрации, осуществляющей полномочия по контролю за использованием земель на территории муниципального образования.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
ООО "Николай" правоустанавливающие документы на земельный участок судам не представлены.
Сведения о наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный по адресу г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. генерала Штеменко, вблизи жилого дома N 34 в комитете земельных ресурсов отсутствовали.
При таких обстоятельствах в соответствии с Порядком демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложения о добровольном демонтаже объекта размещается на самом объекте.
Кроме того, в официальном муниципальном печатном издании газете "Городские вести" опубликованы уведомления о предстоящем демонтаже спорного объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В связи с тем, что заявитель установил и эксплуатировал объект без правовых оснований на его размещение, и демонтаж в соответствии с Порядком демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда не предусматривает порядок изъятия имущества из собственности законного владельца, а регулирует порядок освобождения земельных участков путем демонтажа и временного перемещения самовольно установленных объектов движимого имущества, оспариваемое постановление является законным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы за подачу апелляционной жалобы относятся на ООО "Николай".
На основании определения суда от 20 января 2015 года обществу с ограниченной ответственностью "Николай" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 декабря 2014 года по делу N А12-36385/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
О.В.ГРАБКО
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)