Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца (заявителя): Ерохов Л.И. (доверенность от 09.01.2014 г.)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от 3-го лица: Макшеева А.Е. (доверенность от 24.02.2014 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16822/2014) ЗАО "Лиговский 54" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2014 по делу N А56-34143/2010 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Лиговский 54"
по иску Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
к ООО "СТЭК"
3-е лицо: ЗАО "Лиговский 54"
о взыскании задолженности и пени по договору аренды,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга обратился в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "СТЭК" о взыскании задолженности и пеней по договору аренды от 12.07.2004 N 11/ЗК-02211 в размере 1003173,87 руб.
Определением от 15.12.2010 судом принято к производству встречное исковое заявление ООО "СТЭК" к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о взыскании 44787665 рублей 77 копеек. неосновательного обогащения.
Определением от 23.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Лиговский 54".
Определением от 23.03.2011 арбитражным судом утверждено мировое соглашение, заключенное между КУГИ Санкт-Петербург, ООО "СТЭК", ЗАО "Лиговский 54", производство по делу прекращено.
По условиям мирового соглашения от 23.03.2011, утвержденного определением арбитражного суда от 28.03.2011, Комитет отказался от заявленных требований в отношении взыскания с ООО "СТЭК" задолженности по арендной плате за период с 01.10.2008 по 30.06.2010 в размере 723 951,6 руб., пеней за просрочку вышеуказанного платежа в размере 279 222,27 руб. (всего - 1 003 173,87), а также признал правомерность встречных исковых требований, заявленных ООО ЗАО "Лиговский 54" (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании уплаченной в бюджет Санкт-Петербурга во исполнение пунктов 3.8, 4.2, 4.2.1, 6.1, 6.1.1 договора суммы денежных средств в размере 44 787 665,77 руб.
При этом в соответствии с пунктом 3 мирового соглашения, ООО "СТЭК" в связи с наличием задолженности перед ЗАО "Лиговский 54" в сумме 45 000 000 руб. на основании договора предынвестиционного займа N 27-02-0021 от 01.02.2008, заключенного между ООО "СТЭК" и ООО "КЕСКО", договора N 27-15-0003 уступки права требования от 31.03.2008, заключенного между ООО "КЕСКО" и ЗАО "Лиговский 54", уступил ЗАО "Лиговский 54" свое право требования к Комитету о возврате уплаченной в бюджет суммы денежных средств, указанной в п. 2 Мирового соглашения.
Удовлетворение Комитетом указанного в пункте 3 Мирового соглашения права требования ЗАО "Лиговский 54" осуществляется путем оказания Комитетом в рамках своей компетенции содействия в учете указанной в п. 2 мирового соглашения суммы денежных средств - 44787 665.77 руб. при формировании в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга инвестиционных условий при предоставлении в установленном порядке ЗАО "Лиговский 54" земельного участка по адресу: Лиговский пр., участок 1 (юго-восточнее дома N 56, лит. А, по Лиговскому пр.) ориентировочной площадью не более 0,41 га согласно прилагаемому плану границ земельного участка для осуществления инвестиционной деятельности в области развития гостиничной инфраструктуры.
Кроме того, в пункте 5 мирового соглашения Комитет и ООО "СТЭК" пришли к соглашению о прекращении договора, в связи с чем в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения Мирового соглашения должны были заключить соглашение о прекращении договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 12.07.2004 N 11/ЗК-02211, подписанного с ООО "СТЭК".
Определением от 26.05.2014 г. ЗАО "Литовский 54" было отказано в удовлетворении ходатайства о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение указанного мирового соглашения.
Не согласившись с определением от 26.05.2014 г., ЗАО "Литовский 54" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, считая, что Комитет ненадлежащим образом исполнил обязательства, предусмотренные мировым соглашением.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонил.
Податель жалобы о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, третьего лица и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 142 АПК РФ мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением. Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII АПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
Факт расторжения договора от 12.07.2004 N 11/ЗК-02211 сторонами не оспаривается.
Как установлено судом в определении, инвестиционной группой компаний КЕСКО, в состав которой входят ООО "СТЭК" и ЗАО "Литовский 54" на территории Санкт-Петербурга осуществлялась реализация инвестиционных проектов по строительству гостиничных комплексов.
ООО "СТЭК" не реализован инвестиционный проект в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 265 "О проектировании и строительстве развлекательно-оздоровительного комплекса с рестораном японской кухни по адресу: Адмиралтейский административный район, на пересечении Московского пр. и наб. р. Фонтанки (юго-западнее Московского пр. и наб. р. Фонтанки)", поскольку данный участок находился в границах зеленых насаждений общего пользования (Закон Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования").
С учетом указанных обстоятельств ООО "СТЭК" обратилось в суд с требованием о взыскании с Санкт-Петербурга убытков, в дальнейшем уступив право требования ЗАО "Лиговский 54".
По условиям мирового соглашения Комитет в рамках своей компетенции оказывает содействие в учете суммы убытков в 44 787 655,77 руб. при формировании в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга инвестиционных условий при предоставлении в установленном порядке ЗАО "Лиговский 54" земельного участка по адресу: Лиговский пр., уч. 1 (юго-восточнее дома 56, литера А, по Литовскому пр.) при реализации ЗАО "Лиговский 54" инвестиционного проекта по строительству гостиницы по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера А (далее - Участок).
В границах Участка расположены следующие объекты недвижимости:
- здание площадью 1351,6 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера В, относящееся к государственной собственности Санкт-Петербурга,
- здание площадью 46Л кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера Д, относящееся к государственной собственности Санкт-Петербурга,
- здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера А. часть помещений в котором принадлежала Санкт-Петербургу, а часть помещений площадью 1074,7 кв. м принадлежало ЗАО "Лиговский 54". Кроме того ЗАО "Лиговский 54" была оформлена доля в праве собственности на земельный участок под указанным зданием.
ЗАО "Лиговский 54" в 2010 году завершены изыскательские работы, Комитетом по строительству осуществлялась подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении ЗАО "Лиговский 54" Участка целевым образом для строительства гостиницы.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 13.12.2010 N 3978 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства.
При осуществлении ЗАО "Лиговский 54" работ по формированию Участка было выявлено следующее: Участок должен был быть сформирован путем объединения земельного участка, предоставленного ЗАО "Лиговский 54" для проведения изыскательских работ и земельного участка, на котором расположено здание по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера А, часть помещений в котором принадлежит Санкт-Петербургу, а часть помещений принадлежит ЗАО "Лиговский 54" и поскольку ЗАО "Лиговский 54" оформлена доля в праве собственности на земельный участок под вышеуказанным зданием, осуществить проведение кадастрового учета Участка в границах, утвержденных актом о выборе, не представляется возможным ввиду отсутствия в земельном законодательстве оснований, позволяющих объединять земельный участок частного собственника с землями, право собственности на которые не разграничено.
В результате было принято решение о консолидации прав Санкт-Петербурга на здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера А и земельный участок под ним путем заключения между ЗАО "Лиговский 54" и Санкт-Петербургом сделки купли-продажи (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2013 N 546 "О приобретении в собственность Санкт-Петербурга нежилых помещений, расположенных по адресу: Лиговский пр.. д. 56, литера А, а также доли в праве собственности на земельный участок по адресу: Литовский пр.. д. 56, литера А). Договор купли-продажи здания и доли участка был подписан ЗАО "Лиговский 54" в 2013 году без каких-либо замечаний или возражений.
В настоящий момент объект инвестирования находится в собственности Санкт-Петербурга. Земельный участок сформирован в соответствии с Актом о выборе.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" полномочия по принятию решений о предоставлении объектов и утверждению инвестиционных условий относятся к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 установлено, что подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта на инвестиционных условиях осуществляет Комитет по строительству Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций".
Комитет по управлению городским имуществом в рамках своей компетенции при подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Участка ЗАО "Лиговский 54" согласовал задание на оценку земельного участка с улучшениями по адресу: Лиговский пр., д. 56, литера А, В, Д, для целей определения рыночной стоимости права на заключение инвестиционного договора, дополнительно указав следующие условия:
- определить инвестиционную стоимость объекта оценки в соответствии с ходатайством Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (письмо от 31.05.2012 N 01-55-576/12-00) и протоколом совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга Р.Е. Филимонова от ЗОЛ 1.2010 N 173, т.е. с учетом функционального назначения результата инвестирования - гостиница и с учетом денежных средств ранее оплаченных в бюджет Санкт-Петербурга ООО "СТЭК" по Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 265.
Таким образом, в рамках подготовленного ЗАО "Лиговский 54" отчета по согласованному Комитетом заданию на оценку определена стоимость комплекса прав для предоставления Участка под строительство. Рыночная стоимость комплекса прав составляет 183 400 тыс. руб. Инвестиционная стоимость комплекса прав составляет 63 700 тыс. руб. При этом при определении инвестиционной стоимости комплекса прав фактически учтено функциональное назначение будущего объекта - гостиница, а также требование ЗАО "Лиговский 54" к Комитету о возврате уплаченных в бюджет Санкт-Петербурга денежных средств в размере 44 000 тыс. руб. и их зачета в счет реализации инвестиционного проекта на Участке (то есть будет произведен зачет ранее уплаченных сумм).
Комитетом по строительству подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении зданий и земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, лит. А. Данный проект согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга М.М.Оганесяна 25.12.2013.
В соответствии с Регламентом работы Правительства Санкт-Петербурга Комитетом по строительству проект был направлен на согласование в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.
Однако, по мнению Комитета финансов, в отчете об оценке неправомерно определены стоимостные показатели оценки (неверно произведена индексация денежных средств - платежей, уплаченных Инвестором в бюджет за 000 "СТЭК" по Постановлению Правительства СПб N 265 от 24.02.2004, и учтенных при составлении отчета об оценке), что может быть исправлено корректировкой отчета по инициативе ЗАО "Литовский 54" как заказчика отчета об оценке. Вместе с тем по вопросу выдачи нового задания на оценку или корректировке существующего задания на оценку ЗАО "Литовский 54" как заказчик отчета в Комитет не обращалось.
Также не может быть принят во внимание довод подателя жалобы о том, что Комитет не оказал содействие в решении вопроса о сносе аварийных объектов.
Условиями мирового соглашения предусмотрено лишь обязательство Комитета оказать содействие зачете суммы в 44 787 655,77 руб. при формировании в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга инвестиционных условий при предоставлении в установленном порядке, но не решение вопросов о сносе аварийных объектов.
При этом передаче на инвестиционных условиях подлежит земельный участок с существующими улучшениями - строениями литеры А. В, Д, что указано в задании на оценку объекта. Доказательств необходимости сноса объектов не представлено.
Кроме того, при условии подтверждения инвестором необходимости сноса объектов такое решение может быть принято Комитетом в порядке, установленном п. 3.18 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (в случае наличия на земельном участке находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга объектов капитального строительства, уничтожение которых является необходимым для создания результата инвестирования, при принятии на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга решения о согласовании проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях одновременно рассматривается вопрос о рекомендации КУГИ принять решение об уничтожении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и препятствующих созданию результата инвестирования, за исключением объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия), многоквартирных домов, а также объектов капитального строительства, обремененных вещными правами).
Порядок принятия соответствующего решения Комитетом определен распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 05.09.2011 N 131-р "О порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета по управлению городским имуществом при принятии решений об уничтожении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и препятствующих реализации инвестиционного проекта".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Применительно к разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 9.2 постановления от 25.12.2013 г. N 100 "Об утверждении инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной, кассационной инстанций)", апелляционный суд признал мотивированный отзыв на апелляционную жалобу соотносимым с проектом судебного акта и использовал его при изготовлении постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2014 г. по делу N А56-34143/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-34143/2010
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. по делу N А56-34143/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца (заявителя): Ерохов Л.И. (доверенность от 09.01.2014 г.)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от 3-го лица: Макшеева А.Е. (доверенность от 24.02.2014 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16822/2014) ЗАО "Лиговский 54" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2014 по делу N А56-34143/2010 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Лиговский 54"
по иску Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
к ООО "СТЭК"
3-е лицо: ЗАО "Лиговский 54"
о взыскании задолженности и пени по договору аренды,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга обратился в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "СТЭК" о взыскании задолженности и пеней по договору аренды от 12.07.2004 N 11/ЗК-02211 в размере 1003173,87 руб.
Определением от 15.12.2010 судом принято к производству встречное исковое заявление ООО "СТЭК" к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о взыскании 44787665 рублей 77 копеек. неосновательного обогащения.
Определением от 23.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Лиговский 54".
Определением от 23.03.2011 арбитражным судом утверждено мировое соглашение, заключенное между КУГИ Санкт-Петербург, ООО "СТЭК", ЗАО "Лиговский 54", производство по делу прекращено.
По условиям мирового соглашения от 23.03.2011, утвержденного определением арбитражного суда от 28.03.2011, Комитет отказался от заявленных требований в отношении взыскания с ООО "СТЭК" задолженности по арендной плате за период с 01.10.2008 по 30.06.2010 в размере 723 951,6 руб., пеней за просрочку вышеуказанного платежа в размере 279 222,27 руб. (всего - 1 003 173,87), а также признал правомерность встречных исковых требований, заявленных ООО ЗАО "Лиговский 54" (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании уплаченной в бюджет Санкт-Петербурга во исполнение пунктов 3.8, 4.2, 4.2.1, 6.1, 6.1.1 договора суммы денежных средств в размере 44 787 665,77 руб.
При этом в соответствии с пунктом 3 мирового соглашения, ООО "СТЭК" в связи с наличием задолженности перед ЗАО "Лиговский 54" в сумме 45 000 000 руб. на основании договора предынвестиционного займа N 27-02-0021 от 01.02.2008, заключенного между ООО "СТЭК" и ООО "КЕСКО", договора N 27-15-0003 уступки права требования от 31.03.2008, заключенного между ООО "КЕСКО" и ЗАО "Лиговский 54", уступил ЗАО "Лиговский 54" свое право требования к Комитету о возврате уплаченной в бюджет суммы денежных средств, указанной в п. 2 Мирового соглашения.
Удовлетворение Комитетом указанного в пункте 3 Мирового соглашения права требования ЗАО "Лиговский 54" осуществляется путем оказания Комитетом в рамках своей компетенции содействия в учете указанной в п. 2 мирового соглашения суммы денежных средств - 44787 665.77 руб. при формировании в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга инвестиционных условий при предоставлении в установленном порядке ЗАО "Лиговский 54" земельного участка по адресу: Лиговский пр., участок 1 (юго-восточнее дома N 56, лит. А, по Лиговскому пр.) ориентировочной площадью не более 0,41 га согласно прилагаемому плану границ земельного участка для осуществления инвестиционной деятельности в области развития гостиничной инфраструктуры.
Кроме того, в пункте 5 мирового соглашения Комитет и ООО "СТЭК" пришли к соглашению о прекращении договора, в связи с чем в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения Мирового соглашения должны были заключить соглашение о прекращении договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 12.07.2004 N 11/ЗК-02211, подписанного с ООО "СТЭК".
Определением от 26.05.2014 г. ЗАО "Литовский 54" было отказано в удовлетворении ходатайства о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение указанного мирового соглашения.
Не согласившись с определением от 26.05.2014 г., ЗАО "Литовский 54" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, считая, что Комитет ненадлежащим образом исполнил обязательства, предусмотренные мировым соглашением.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонил.
Податель жалобы о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, третьего лица и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 142 АПК РФ мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением. Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII АПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
Факт расторжения договора от 12.07.2004 N 11/ЗК-02211 сторонами не оспаривается.
Как установлено судом в определении, инвестиционной группой компаний КЕСКО, в состав которой входят ООО "СТЭК" и ЗАО "Литовский 54" на территории Санкт-Петербурга осуществлялась реализация инвестиционных проектов по строительству гостиничных комплексов.
ООО "СТЭК" не реализован инвестиционный проект в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 265 "О проектировании и строительстве развлекательно-оздоровительного комплекса с рестораном японской кухни по адресу: Адмиралтейский административный район, на пересечении Московского пр. и наб. р. Фонтанки (юго-западнее Московского пр. и наб. р. Фонтанки)", поскольку данный участок находился в границах зеленых насаждений общего пользования (Закон Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования").
С учетом указанных обстоятельств ООО "СТЭК" обратилось в суд с требованием о взыскании с Санкт-Петербурга убытков, в дальнейшем уступив право требования ЗАО "Лиговский 54".
По условиям мирового соглашения Комитет в рамках своей компетенции оказывает содействие в учете суммы убытков в 44 787 655,77 руб. при формировании в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга инвестиционных условий при предоставлении в установленном порядке ЗАО "Лиговский 54" земельного участка по адресу: Лиговский пр., уч. 1 (юго-восточнее дома 56, литера А, по Литовскому пр.) при реализации ЗАО "Лиговский 54" инвестиционного проекта по строительству гостиницы по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера А (далее - Участок).
В границах Участка расположены следующие объекты недвижимости:
- здание площадью 1351,6 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера В, относящееся к государственной собственности Санкт-Петербурга,
- здание площадью 46Л кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера Д, относящееся к государственной собственности Санкт-Петербурга,
- здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера А. часть помещений в котором принадлежала Санкт-Петербургу, а часть помещений площадью 1074,7 кв. м принадлежало ЗАО "Лиговский 54". Кроме того ЗАО "Лиговский 54" была оформлена доля в праве собственности на земельный участок под указанным зданием.
ЗАО "Лиговский 54" в 2010 году завершены изыскательские работы, Комитетом по строительству осуществлялась подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении ЗАО "Лиговский 54" Участка целевым образом для строительства гостиницы.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 13.12.2010 N 3978 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства.
При осуществлении ЗАО "Лиговский 54" работ по формированию Участка было выявлено следующее: Участок должен был быть сформирован путем объединения земельного участка, предоставленного ЗАО "Лиговский 54" для проведения изыскательских работ и земельного участка, на котором расположено здание по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера А, часть помещений в котором принадлежит Санкт-Петербургу, а часть помещений принадлежит ЗАО "Лиговский 54" и поскольку ЗАО "Лиговский 54" оформлена доля в праве собственности на земельный участок под вышеуказанным зданием, осуществить проведение кадастрового учета Участка в границах, утвержденных актом о выборе, не представляется возможным ввиду отсутствия в земельном законодательстве оснований, позволяющих объединять земельный участок частного собственника с землями, право собственности на которые не разграничено.
В результате было принято решение о консолидации прав Санкт-Петербурга на здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, литера А и земельный участок под ним путем заключения между ЗАО "Лиговский 54" и Санкт-Петербургом сделки купли-продажи (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2013 N 546 "О приобретении в собственность Санкт-Петербурга нежилых помещений, расположенных по адресу: Лиговский пр.. д. 56, литера А, а также доли в праве собственности на земельный участок по адресу: Литовский пр.. д. 56, литера А). Договор купли-продажи здания и доли участка был подписан ЗАО "Лиговский 54" в 2013 году без каких-либо замечаний или возражений.
В настоящий момент объект инвестирования находится в собственности Санкт-Петербурга. Земельный участок сформирован в соответствии с Актом о выборе.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" полномочия по принятию решений о предоставлении объектов и утверждению инвестиционных условий относятся к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 установлено, что подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта на инвестиционных условиях осуществляет Комитет по строительству Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций".
Комитет по управлению городским имуществом в рамках своей компетенции при подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Участка ЗАО "Лиговский 54" согласовал задание на оценку земельного участка с улучшениями по адресу: Лиговский пр., д. 56, литера А, В, Д, для целей определения рыночной стоимости права на заключение инвестиционного договора, дополнительно указав следующие условия:
- определить инвестиционную стоимость объекта оценки в соответствии с ходатайством Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (письмо от 31.05.2012 N 01-55-576/12-00) и протоколом совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга Р.Е. Филимонова от ЗОЛ 1.2010 N 173, т.е. с учетом функционального назначения результата инвестирования - гостиница и с учетом денежных средств ранее оплаченных в бюджет Санкт-Петербурга ООО "СТЭК" по Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 265.
Таким образом, в рамках подготовленного ЗАО "Лиговский 54" отчета по согласованному Комитетом заданию на оценку определена стоимость комплекса прав для предоставления Участка под строительство. Рыночная стоимость комплекса прав составляет 183 400 тыс. руб. Инвестиционная стоимость комплекса прав составляет 63 700 тыс. руб. При этом при определении инвестиционной стоимости комплекса прав фактически учтено функциональное назначение будущего объекта - гостиница, а также требование ЗАО "Лиговский 54" к Комитету о возврате уплаченных в бюджет Санкт-Петербурга денежных средств в размере 44 000 тыс. руб. и их зачета в счет реализации инвестиционного проекта на Участке (то есть будет произведен зачет ранее уплаченных сумм).
Комитетом по строительству подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении зданий и земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, лит. А. Данный проект согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга М.М.Оганесяна 25.12.2013.
В соответствии с Регламентом работы Правительства Санкт-Петербурга Комитетом по строительству проект был направлен на согласование в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.
Однако, по мнению Комитета финансов, в отчете об оценке неправомерно определены стоимостные показатели оценки (неверно произведена индексация денежных средств - платежей, уплаченных Инвестором в бюджет за 000 "СТЭК" по Постановлению Правительства СПб N 265 от 24.02.2004, и учтенных при составлении отчета об оценке), что может быть исправлено корректировкой отчета по инициативе ЗАО "Литовский 54" как заказчика отчета об оценке. Вместе с тем по вопросу выдачи нового задания на оценку или корректировке существующего задания на оценку ЗАО "Литовский 54" как заказчик отчета в Комитет не обращалось.
Также не может быть принят во внимание довод подателя жалобы о том, что Комитет не оказал содействие в решении вопроса о сносе аварийных объектов.
Условиями мирового соглашения предусмотрено лишь обязательство Комитета оказать содействие зачете суммы в 44 787 655,77 руб. при формировании в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга инвестиционных условий при предоставлении в установленном порядке, но не решение вопросов о сносе аварийных объектов.
При этом передаче на инвестиционных условиях подлежит земельный участок с существующими улучшениями - строениями литеры А. В, Д, что указано в задании на оценку объекта. Доказательств необходимости сноса объектов не представлено.
Кроме того, при условии подтверждения инвестором необходимости сноса объектов такое решение может быть принято Комитетом в порядке, установленном п. 3.18 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (в случае наличия на земельном участке находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга объектов капитального строительства, уничтожение которых является необходимым для создания результата инвестирования, при принятии на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга решения о согласовании проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях одновременно рассматривается вопрос о рекомендации КУГИ принять решение об уничтожении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и препятствующих созданию результата инвестирования, за исключением объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия), многоквартирных домов, а также объектов капитального строительства, обремененных вещными правами).
Порядок принятия соответствующего решения Комитетом определен распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 05.09.2011 N 131-р "О порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета по управлению городским имуществом при принятии решений об уничтожении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и препятствующих реализации инвестиционного проекта".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Применительно к разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 9.2 постановления от 25.12.2013 г. N 100 "Об утверждении инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной, кассационной инстанций)", апелляционный суд признал мотивированный отзыв на апелляционную жалобу соотносимым с проектом судебного акта и использовал его при изготовлении постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2014 г. по делу N А56-34143/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)