Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2015 N 18АП-2156/2015 ПО ДЕЛУ N А07-20815/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. N 18АП-2156/2015

Дело N А07-20815/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2015 года по делу N А07-20815/2014 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" - Шафиков И.С. (доверенность от 29.09.2014),
администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Михайленко А.В. (доверенность от 29.08.2013 N 01-05-2705/13), Байбулатов И.Р. (доверенность от 23.06.2014 N 01-05-1853/13),
отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации городского округа город Уфа - Михайленко А.В. (приказ от 06.08.2013 N 329 рк).

Общество с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" (далее - заявитель, ООО "ОмегаПлюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация ГО г. Уфа) с заявлением о признании незаконным решения, оформленного в форме письма от 22.09.2014 N 01-02/32040/11 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" в выдаче разрешения на строительство объекта "Административно-развлекательный комплекс" в мкр. Дема-9 Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан и обязании администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" путем выдачи разрешения на строительство объекта "Административно-торговый развлекательный комплекс в мкр. Дема-9 Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ГУАиГ администрации ГО г. Уфа) и отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - отдел градостроительного контроля администрации ГО г. Уфа).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.02.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить требования, заявленные обществом. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам.
В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на следующее:
- - арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке решения, не учтены нормы ст. 44, ч. 17 ст. 46, п. п. 1, 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку в данном случае, градостроительный план земельного участка N RU03308000-08-207/Ю, утвержденный постановлением администрации городского округа города Уфа от 26.05.2008 N 3025, предусматривает именно, предоставление земельного участка в мкр. Дема-9 Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для проектирования объекта "Административно-торговый развлекательный комплекс" на земельном участке, предоставленном по договору аренды от 29.12.2006 N 1771-06;
- - арбитражным судом первой инстанции неверно истолковано содержание пояснительной записки проекта застройки микрорайонов NN 8, 9 в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно разделу 5 которой, в расчете емкости объектов культурно-бытового назначения, под объектами соцкультбыта определены детские дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, аптека, помещения для физкультурно-оздоровительных занятий, бассейны, прачечные, химчистки, поликлиника и т.п. Между тем, в разделе 5 пояснительной записки, среди объектов соцкультбыта также упомянуты магазины продовольственных товаров, предприятия общественного питания, магазин кулинарии, рынок, торгово-выставочные залы, офисы, общественные уборные (раздел 4 "Расчет объектов культурно-бытового обслуживания. Микрорайон N 9"). Также является необоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что в разделе 6 проекта застройки микрорайонов был запланирован общественно-торговый центр, как самостоятельный объект, не относимый к объектам соцкультбыта. Между тем, в разделе 6 проекта застройки указано на то, что общественно-торговый комплекс представляет собою, многофункциональный комплекс, состоящий из торгово-выставочных, рыночных павильонов, административного здания, многоуровневой парковки и блока с объектами общественного питания - кафе, ресторанами, предприятиями бытового обслуживания. Соответственно общественно-торговый комплекс также относится к объектам соцкультбыта, что соотносится с положениями ч. 4 ст. 29.2 ГрК РФ. Во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, - решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2009 N 22/6 утверждены Нормативы градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Нормативы, утвержденные решением Совета ГО г. Уфа от 23.12.2009 N 22/6), - пунктом 2.5.1 которых, к учреждениям и предприятиям социально-культурной инфраструктуры отнесены учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и искусства, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи, научные и административные организации, и др. Приложением N 4 к Нормативам, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа от 23.12.2009 N 22/6, административно-торговые комплексы (АТК), мелкооптовые и розничные базы, ярмарки, предприятия общественного питания отнесены к объектам периодического обслуживания населения общегородского значения. "Кроме того, то обстоятельство, что рынок... является объектом соцкультбыта, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд может признать общеизвестным фактом и не нуждающимся в доказывании в соответствии с ч. 1 ст. 69 АПК РФ";
- - арбитражным судом первой инстанции не рассмотрен довод ООО "ОмегаПлюс" о том, что формулировка оспариваемого отказа администрации ГО г. Уфа, не предусмотрена, ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 28.06.2012 N 2908 (в частности, пунктом 2.14 данного Административного регламента), а, следовательно, арбитражным судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о соответствии указанных в оспариваемом решении в форме письма, основаниях для отказа в выдаче разрешения на строительство, положениям ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- - арбитражный суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство (решение в форме письма) полномочен подписывать первый заместитель главы администрации ГО г. Уфа Филиппов А.А., - что противоречит должностной инструкции указанного должностного лица, а также содержанию п. 2.2, таблице раздела 3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 28.06.2012 N 2908 (далее - Административный регламент, утвержденный решением главы администрации ГО г. Уфа от 28.06.2012 N 2908);
- - является необоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции, об окончании срока действия договора аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771-06, поскольку на момент обращения общества с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" с заявлением о выдаче разрешения на строительство, срок действия договора аренды земельного участка, не истек;
- - арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание положения ч. 2 ст. 33, п. 11 ч. 2 ст. 43.2 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 (далее - Правила, утвержденные решением Совета ГО г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4) (в редакции от 20.03.2013), - в соответствии с которыми, общественно-деловая зона ОД-3, предназначена для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей центры районного значения, и предусматривающая такие виды разрешенного использования в общественно-деловых зонах, как, предприятия торговли, в том числе: магазины; рынки; крупные торговые комплексы; торгово-выставочные комплексы; временные торговые объекты; временные объекты для обслуживания фестивалей, праздников; сезонные обслуживающие объекты; объекты обслуживания, связанные с целевым назначением зоны. В данном случае, виды разрешенного использования, указанные в градостроительном плане земельного участка N RU03308000-08-207/Ю, полностью соответствуют действующему градостроительному законодательству. Помимо изложенного, арбитражным судом первой инстанции не учтены положения ч. ч. 1, 5 ст. 49 ГрК РФ, в контексте которых, проектная документация для строительства объекта "Административно-торговый развлекательный комплекс" и результаты инженерных изысканий, получили положительное заключение негосударственной экспертизы от 11.09.2014 N 4-1-1-0002-14.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители администрации ГО г. Уфа и отдела градостроительного контроля администрации ГО г. Уфа пояснили, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
ГУАиГ администрации ГО г. Уфа, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, в судебное заседание уполномоченного представителя не направило.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.03.2015, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ГУАиГ администрации ГО г. Уфа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.03.2015, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности оспариваемого заявителем решения администрации ГО г. Уфа, выраженного в форме письма, наличия у должностного лица, принявшего оспариваемое решение, полномочий для его принятия, и отсутствия совокупности условий в целях удовлетворения заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, установлено арбитражным судом первой инстанции, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрацией ГО г. Уфа 20.12.2006 было вынесено постановление N 6482 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Уфимская строительная компания" земельных участков, находящихся в мкр. NN 8, 9 в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в аренду сроком на 3 года для инженерной подготовки территории, необходимой для строительства жилых домов". Данным постановлением утверждены проекты границ разделения земельного участка 02:55:05 03 40:0025, находящегося в государственной собственности на земельные участки 02:55:05 03 40:0025 (А), 02:55:05 03 40:0025 (Б), 02:55:05 03 40:0025 (В), 02:55:05 03 40:0025 (Г), 02:55:05 03 40:0025 (Д), установлены характеристики указанных земельных участков, в том числе земельного участка 02:55:05 03 40:0025 (Г), местоположение: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, мкр. NN 8, 9; категория земель - земли поселений; площадь земельного участка - 93647 кв. м, разрешенное использование - инженерная подготовка территории для строительства жилых домов.
В соответствии с п. 11.1 данного постановления застройщик обязывался использовать отведенные земельные участки в строгом соответствии со стройгенпланом.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации ГО г. Уфа (арендодателем), с обществом с ограниченной ответственностью "Уфимская строительная компания" (далее - ООО "Уфимская строительная компания") (арендатором) 29.12.2006 был заключен договор аренды земельного участка N 1771-06, в соответствии с которым, арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 02:55:05 03 40:0030 (ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:05 03 40:0025 (Г), расположенный по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, мкр. NN 8, 9, для использования в целях инженерной подготовки территории для строительства жилых домов, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющемуся его неотъемлемой частью, общей площадью 93647 кв. м (п. 1.1). Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 29.12.2006.
Между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации ГО г. Уфа и ООО "Уфимская строительная компания" 19.01.2007 к вышеупомянутому договору было заключено дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым, в пункт 1.1 договора аренды земельного участка внесены изменения, касающиеся цели использования земельного участка, а именно, назначение участка "для использования в целях инженерной подготовки территории для строительства жилых домов", изменено на редакцию "для использования в целях проектирования и строительства жилых домов и объектов соцкультбыта".
Постановлением главы администрации ГО г. Уфа от 26.05.2008 N 3025,на основании обращения ООО "Уфимская строительная компания", в соответствии со ст. ст. 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержден градостроительный план земельного участка в микрорайоне "Дема-9" в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования объекта "Административно-торговый развлекательный комплекс" на земельном участке, закрепленном договором аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771-06, с учетом дополнительного соглашения от 19.01.2007 N 1.
Администрацией ГО г. Уфа 01.09.2009 было вынесено постановление N 4293 о продлении срока действия договора аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771-06, в связи с чем, между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации ГО г. Уфа и ООО "Уфимская строительная компания" было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771-06, - которым срок действия договора аренды земельного участка был продлен до 20.12.2014.
В последующем, права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1776-06 были переданы обществом с ограниченной ответственностью "Уфимская строительная компания", на основании договора от 24.05.2010, обществу с ограниченной ответственностью "Мегастройсервис", а, в дальнейшем, общество с ограниченной ответственностью "Мегастройсервис" соответствующие права и обязанности передало по договору от 04.032013, обществу с ограниченной ответственностью "Омега", которое также, на основании договора от 28.03.2014 передало права и обязанности арендатора земельного участка, обществу с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс".
ООО "ОмегаПлюс" 12.09.2014 обратилось в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выдачи разрешения на строительство объекта "Административно-торговый развлекательный комплекс" в мкр. Дема-9 Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с приложением следующих документов: 1) договора аренды земельного участка N 1771/1-06 от 29.12.2006; 2) дополнительного соглашения от 19.01.2007 N 1 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771/1-06; 3) дополнительного соглашения от 05.11.2009 N 2 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771/1-06; 4) договора от 24.05.2010 передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771/1-06; 5) договора от 04.03.2013 N 2 передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771/1-06; 6) договор от 28.03.2014 N 3 передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 29.12.2006 N 1771/1-06; 7) постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20.12.2006 N 6482; 8) постановление главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01.09.2009 N 4293; 9) градостроительного плана земельного участка N RU03308000-08-207/Ю; 10) пояснительной записки 03.01-13-ПЗУ; 11) схемы планировочной организации земельного участка 03.01-13-ПЗУ; 12) проекта организации строительства 03.01-13-ПОС; 13) архитектурного решения 03.01-13-АР; 14) положительного заключения государственной экспертизы; 15) устава ООО "ОмегаПлюс"; 16) решения от 28.08.2013 N 1; 17) свидетельства о постановке на налоговый учет; 18) свидетельство о государственной регистрации юридического лица 02 N 007131283; 19) приказа о вступлении в должность от 28.08.2013.
Администрацией ГО г. Уфа, по результатам рассмотрения заявления ООО "ОмегаПлюс" 22.09.2014 было принято решение в форме письма N 01-02-32040/11 об отказе в выдаче разрешения на строительство. Указанное решение было принято первым заместителем главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Филипповым А.А., и мотивировано тем, что разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:050340:0030, является проектирование и строительство жилых домов и объектов соцкультбыта; в данных целях, указанный земельный участок предоставлялся в аренду, равно как, договором аренды была установлена обязанность арендатора по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, в связи с чем, у администрации ГО г. Уфа отсутствуют правовые основания для выдачи обществу с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" разрешения на строительство административно-торгового развлекательного комплекса, включающего рынок строительных материалов, вещевой рынок, продуктовый рынок.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, является несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ).
Действительно, согласно постановлению главы администрации городского округа город Уфа от 26.05.2014 N 3025 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка в микрорайоне "Дема-9" в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (т. 1, л.д. 22), утвержден градостроительный план соответствующего участка (т. 1, л.д. 23-44) для проектирования объекта "Административно-торговый развлекательный комплекс".
В то же время, общество с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" фактически испрашивало в администрации ГО г. Уфа разрешение на строительство, как объекта "административно-торговый развлекательный комплекс", рынка, а именно, одноэтажного здания рынка строительных материалов (корпус "А") с торговой площадью 3819,33 кв. м и площадью складов 2527,73 кв. м, и двух одноэтажных корпусов ("Б" и "В") вещевого и продуктового рынков, с общей торговой площадью 8717,72 кв. м и площадью фудкорта 1171,85 кв. м (стр. 11 положительного заключения негосударственной экспертизы, т. 1, л.д. 88). При этом из содержания положительного заключения негосударственной экспертизы, предоставленного обществом с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" (т. 1, л.д. 78-115) также следует, что предусмотрено три въезда-выезда на территорию административно-торгового развлекательного комплекса (фактически - рынка), а также открытая стоянка на 1193 автомашины для посетителей и работников торгового комплекса, разделенная на три части: рынок строительных материалов 382 м/м; вещевой рынок 388 м/м; продуктовый рынок 159 м/м. На странице 11 положительного заключения негосударственной экспертизы также указано, что "На проектируемом участке предусмотрено размещение административно-торгового развлекательного комплекса, хозяйственных площадок, открытой стоянки автомобилей на 1193 м/м, трансформаторной подстанции, очистных сооружений, газовой котельной".
Пунктом 75 статьи 1 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, дано следующее понятие разрешения на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Частью 1 статьи 34 Правил, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
В городском округе разрешение на строительство выдается уполномоченным структурным подразделением Администрации городского округа (ч. 2 ст. 34 Правил, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4).
Из имеющегося в материалах дела N А07-20815/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан градостроительного плана земельного участка N RU03308000-08-207/Ю (т. 1. л.д. 23-44) в числе прочего следует (стр. 5, 6, т. 1, л.д. 28, 29), что разрешенными видами использования земельного участка являются: Р-1: Для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха; ОД-3: Для широкого спектра застройки, формирующей центры районного назначения (что соответствует видам территориальных зон "общественно-деловые зоны" (ОД-1 - ОД-3) и "зоны рекреационного назначения" (Р-1 - Р-2), перечисленным в таблице части 3 статьи 41 Правил, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4)).
Это же следует, в отношении, из содержания пункта 3 части 1 статьи 43.2 Правил, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4.
Частью 2 статьи 43.2 Правил, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 установлено, что видами разрешенного использования в общественно-деловых зонах являются здания:
1) организации, учреждения управления;
2) многофункциональные деловые и обслуживающие здания;
3) кредитно-финансовые учреждения;
4) проектные, научно-исследовательские и изыскательские организации;
5) учреждения образования;
6) учреждения здравоохранения;
7) учреждения социальной защиты;
8) спортивно-зрелищные и физкультурно-оздоровительные сооружения;
9) учреждения культуры и искусства;
10) конфессиональные объекты;
11) предприятия торговли:
- - магазины;
- - рынки;
- - крупные торговые комплексы;
- - торгово-выставочные комплексы;
- - временные торговые объекты;
- - временные объекты для обслуживания фестивалей, праздников;
- - сезонные обслуживающие объекты;
- - объекты обслуживания, связанные с целевым назначением зоны;
12) предприятия общественного питания;
13) объекты бытового обслуживания;
14) центральные предприятия связи;
15) учреждения жилищно-коммунального хозяйства;
16) иные объекты.
Сообразно вышеизложенному, рынок, на строительство которого претендует общество с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс", относится к предприятиям торговли, но, не подпадает под определение "Административно-торговый развлекательный комплекс", и тем более, не может быть отнесен к объектам соцкультбыта.
Арбитражный суд первой инстанции при этом верно указал (в том числе, исходя из толкования объектов социально-культурного назначения, данного в статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), что, объекты соцкультбыта подразумевают под собой совокупность функций по социальному, культурному и бытовому обеспечению и обслуживанию населения. Проектируемый объект (рынок) таких функций не предполагает.
Помимо данного, надлежит учитывать следующее.
Имеющийся в материалах дела N А07-20815/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан кадастровый план земельного участка (т. 1, л.д. 49, 50), что разрешенным видом использования (назначения) данного земельного участка является - для инженерной подготовки территории для строительства жилых домов.
Изначально целевым назначением предоставления земельного участка в аренду, согласно п. 1.1 договора аренды от 29.12.2006 N 1771-06 (т. 1, л.д. 45), являлась инженерная подготовка территории для строительства жилых домов, и лишь в последующем, дополнительным соглашением от 19.01.2007 N 1 (т. 1, л.д. 53), целевое назначение было изменено, на использование в целях проектирования и строительства жилых домов и объектов соцкультбыта.
Сама по себе, возможность размещения в ОД-3, предприятий торговли (в том числе рынков), исходя из п. 11 ч. 2 ст. 43.2 Правил, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 при этом не означает, что лицо, претендующее на застройку территории с определенным целевым назначением ее использования, может осуществлять строительство любого, на свое усмотрение объекта, перечисленного в ч. 2 ст. 43.2 указанных Правил, вне зависимости от оговоренной цели использования.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Вышеперечисленное соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13.
Доводы подателя апелляционной инстанции об отсутствии у Филиппова А.А. полномочий по вынесению оспариваемого решения в форме письма, были предметом рассмотрения со стороны арбитражного суда первой инстанции, и данным доводам арбитражным судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 года N 11/4 в соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 9 статьи Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан утверждена структура администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в состав которой входит, в том числе, первый заместитель главы в подчинении которого находятся: Управление капитального строительства, Главное управление архитектуры и строительства, Управление по земельным ресурсам и Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений.
Постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.01..2006 N 158 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждено Положение об отделе градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение).
Отдел градостроительного контроля в своей деятельности непосредственно подчиняется главе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и курирующему вопросы строительства первому заместителю главы администрации, и осуществляет контроль за соблюдением участниками строительства обязательных требований градостроительного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан (с учетом постановления от 01.03.2006 N 895 "О внесении изменений в постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 158 от 31.01.2006".
В силу п. 2.2 Положения в задачи и функции отдела градостроительной деятельности входит, в числе прочего выдача в установленном законом порядке в соответствии с компетенцией разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию при наличии необходимого комплекта документации в соответствии с частью 7 статьи 51 и частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции постановления от 06.08.2009 N 3854 "О внесении изменений в постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 158 от 31.01.2006, с изм. от 01.03.2006").
Согласно п. 6.1 Положения, непосредственный контроль над деятельностью отдела градостроительной деятельности осуществляет администрация городского округа город Уфа в лице первого заместителя главы администрации, курирующего вопросы строительства.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2011 N 504 "О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.04.2011 N 2490 "Об организации предоставления муниципальных услуг", постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.06.2011 N 3594 "О Перечне муниципальных услуг", утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства".
С учетом данного, в том числе, пункта 2.2 Административного регламента, утвержденного решением главы администрации ГО г. Уфа от 28.06.2012 N 2908, у Филиппова А.А. наличествуют полномочия на принятие соответствующего решения, выраженного в форме письма.
Совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения требований ООО "ОмегаПлюс", в связи с этим, отсутствует.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2015 года по делу N А07-20815/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОмегаПлюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)