Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2007 ПО ДЕЛУ N А55-2296/2007

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2007 г. по делу N А55-2296/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлютовой Р.И.,
с участием:
- от заявителя - Фролов С.Г. доверенность от 5 февраля 2007 г. N 17;
- от заинтересованного лица - Дейер Н.В. доверенность от 24 января 2007 г. N Л-46/60, Бисярина Н.И. доверенность от 1 марта 2007 г. N Л-49/68;
- от третьего лица - Радаев А.Г. доверенность от 29 марта 2007 г. N 01/04-290,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2007 г. по делу N А55-2296/2007 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению
ООО "АвиаТренд", г. Самара,
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АвиаТренд", п. Сургут, Сергиевский район, Самарская обл. (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований (т. 1 л.д. 107-108), о признании незаконным решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - ответчик, Министерство), содержащегося в письме от 21 февраля 2007 г. N Л-21/313, Л-21/314 в части отказа в утверждении акта о выборе земельного участка площадью 66 219, 30 кв. м, расположенного по адресу: Московское шоссе в Кировском районе г. Самара, в проекте границ, отведенных заявителю постановлением Главы городского округа Самара от 04 октября 2006 г. N 2364, в части отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, указанного в постановлении Главы городского округа Самара от 04 октября 2006 г. N 2364, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем утверждения акта о выборе указанного земельного участка и путем предварительного согласования места размещения объекта, указанного в постановлении Главы городского округа Самара от 04 октября 2006 г. N 2364.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2007 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, содержащееся в письме от 21 февраля 2007 г. N Л-21/313, Л-21/314 в части отказа в утверждении акта о выборе земельного участка площадью 66 219, 30 кв. м, расположенного по адресу: Московское шоссе в Кировском районе города Самара в проекте границ, отведенных ООО "АвиаТренд" постановлением Главы городского округа Самара от 04 октября 2006 г. N 2364, признано незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, содержащееся в письме от 21 февраля 2007 г. N Л-21/313, Л-21/314 в части отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, указанного в постановлении Главы городского округа Самара от 04 октября 2006 г. N 2364. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем после получения решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта, указанного в постановлении Главы городского округа Самара от 04 октября 2006 г. N 2364, и после обращения в суд устранены некоторые допущенные нарушения путем представления документов, которые не были предметом рассмотрения Министерством при первоначальном обращении заявителя, в этой связи заявление ООО "АвиаТренд" подлежит рассмотрению Министерством с учетом представленных документов с принятием соответствующего решения.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в основу решения суда не могут быть положены доказательства, свидетельствующие об устранении некоторых нарушений после принятия обжалуемого решения, доказательств проведения информирования населения в установленном законом порядке согласно ч. 3 ст. 21 Земельного кодекса РФ в материалы дела не представлено, в судебном решении отсутствуют нормы законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения о признании незаконными решения Министерства, земельный участок расположен в рекреационной зоне, в соответствии с п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства заявил отказ от апелляционной жалобы.
Присутствующие в заседании суда представители заявителя, Администрации городского округа Самара заявили о согласии с заявленным отказом от апелляционной жалобы.
Согласно ст. 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если отказ от апелляционной жалобе был принят в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц, в этих случаях суд рассматривает дело по существу.
В данном случае арбитражный апелляционный суд считает отказ Министерства от апелляционной жалобы противоречащим закону, в связи с чем отказ не принят судом, апелляционная жалоба рассмотрена по существу.
По делу объявлялся перерыв с 10 сентября 2007 г. до 12 час. 45 мин. 12 сентября 2007 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением и.о. Главы городского округа Самара от 04 октября 2006 г. N 2364 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства торгово-офисного центра переменной этажности с подземным и наземным паркингами, расположенного по адресу: Московское шоссе в Кировском районе города Самары" ООО "АвиаТренд" утвержден проект границ земельного участка площадью 66 219, 30 кв. м для строительства торгово-офисного центра переменной этажности с подземным и наземным паркингом, расположенного по адресу: Московское шоссе, проспект Кирова, улица Стара-Загора в Промышленном районе города Самара (т. 1 л.д. 16).
15 декабря 2006 г. ООО "АвиаТренд" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о предоставлении для строительства указанного земельного участка.
14 сентября 2006 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в Администрацию городского округа Самара направлено заявление ООО "АвиаТренд" о предоставлении земельного участка площадью 8 га для размещения торгово-офисного центра переменной этажности с подземным и наземным паркингом, расположенного в границах улиц Ташкентской, Московского шоссе, Алма-Атинской в Кировском районе (т. 1 л.д. 65).
15 декабря 2006 г. ООО "АвиаТренд" обратилось к Министерству с заявлением о предоставлении земельных участков под размещение объекта жилого или общественного назначения (т. 1 л.д. 120, 126-129).
25 января 2007 г. письмом исх. N 02/02-46 Администрация городского округа Самара направила в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области постановление от 04 октября 2006 г. N 2364, проект границ вышеуказанного земельного участка, проект акта о выборе земельного участка для строительства (т. 1 л.д. 64).
21 февраля 2007 г. письмом N Л-21/313, Л-21/314 Министерство отказало заявителю в утверждении акта о выборе земельного участка, а также в предварительном согласовании места размещения объекта (т. 1 л.д. 91-97).
Основаниями для отказа являются неуказание в заявлении конкретного вида права, на котором находится испрашиваемый земельный участок, непредставление подлинных экземпляров документов (устава), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", осуществление согласований акта выбора земельного участка в части возможности использования земельного участка и обеспечения его инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами после издания постановления от 04 октября 2006 г. N 2364, расположение части земельного участка в рекреационной зоне Р-3, отсутствие сведений об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 3.9 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
В данном случае отказ Министерства по утверждению акта о выборе земельного участка, а также в предварительном согласовании места размещения объекта соответствует требованиям закона в связи со следующим.
Письмом от 30 мая 2007 г. N 27/378 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, рассмотрев обращение ответчика от 28 апреля 2007 г. N Л-21/313 о предоставлении ООО "АвиаТренд" земельных участков площадью 6,6 га и 5 га в границах улиц Ташкентская, Московское шоссе, Алма-Атинская в городском округе Самаре для размещения торгово-офисного центра переменной этажности с подземным и надземным паркингом, сообщило, что в соответствии с письмом Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара от 20 октября 2006 г. N 344, а также полученных разъяснений от Департамента лесного хозяйства Самарской области, испрашиваемые ООО "Авиатренд" земельные участки располагаются на территории лесопарка, в связи с чем Министерство природных ресурсов указало, что строительство торгово-офисного центра переменной этажности с подземным и надземным паркингом на указанных земельных участках запрещено.
Согласно ст. 105 Лесного кодекса в зеленых зонах, лесопарках запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
Пунктом 3 ст. 44 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (п. 2 ст. 59 Закона N 7-ФЗ).
Кроме того, ст. 61 указанного Закона, в свою очередь, предусматривает, что зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
С учетом изложенного, Министерство правомерно отказало заявителю в утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта со ссылкой на расположение земельного участка в рекреационной зоне.
Кроме того, Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно п. 3 ст. 31 Земельного кодекса и ст. 18 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства.
В данном случае в представленных в Министерство документах отсутствует информация, что информирование о предстоящем строительстве и изменении целевого назначения земельного участка проведено органом местного самоуправления, не представлены результаты информирования.
Это обстоятельство является основанием для отказа в согласовании акта выбора земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2005 г. N 2479/05.
Кроме того, в представленных в Министерство документах отсутствовали подлинные учредительные документы Общества, выписка из ЕГРЮЛ в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подтверждающая создание юридического лица.
Ссылка суда первой инстанции на то, что заявителем после получения оспариваемого решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта, указанного в постановлении Главы городского округа Самара от 04 октября 2006 г. N 2364, и после обращения в суд устранены некоторые допущенные нарушения путем представления документов, в частности, доказательства размещения в газете "Самарские извести" информации о проведении публичных слушаний, а также нотариально заверенные копии устава, копии разрешения Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, является неправомерной, так как в основу решения суда не могут быть положены доказательства, свидетельствующие об устранении некоторых нарушений после принятия обжалуемого решения.
С учетом изложенного, отказ Министерства в утверждении акта о выборе земельного участка, а также в предварительном согласовании места размещения объекта, соответствует требованиям закона, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя следует отказать полностью.
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а также недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал доказанными, решение суда в соответствии с пунктами 2, 3, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ следует отменить и в удовлетворении требований заявителя отказать.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2007 г. по делу N А55-2296/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с ООО "АвиаТренд", г. Самара, в пользу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, расходы по уплате госпошлины в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)