Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2014 N 09АП-49312/2014 ПО ДЕЛУ N А40-63547/2013

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А40-63547/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2014 года
по делу N А40-63547/2013, принятое судьей Иевлевым П.А.,
по заявлению ОАО "1470 Управление материально-технического обеспечения"


- к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7704270898, ОГРН 1097746680822);
- третьи лица: Министерство обороны РФ (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284),
- Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423);
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя Титова А.В. по дов. от 11.11.2013
от заинтересованного лица не явился, извещен
от третьих лиц:
Министерство обороны РФ Соколова С.Ю. по дов. от 19.05.2014
ДГИМ не явился, извещен

установил:

Открытое акционерное общество "Промышленно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "ПЭУ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - УФРС) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности ОАО "Промышленно-эксплуатационное управление" на земельный участок площадью 11 850 кв. м с кадастровым номером 77:08:0005005:7, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности ОАО "Промышленно-эксплуатационное управление" на земельный участок площадью 11 850 кв. м с кадастровым номером 77:08:0005005:7, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены Министерство обороны Российской Федерации; Департамент городского имущества г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением ФАС Московского округа от 20.02.2014 судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
УФРС обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель ссылается на то, что внесение изменений в передаточный акт от 2009 года приказом Минобороны от 20.01.2012 N 75 противоречит действующему законодательству. Указывает, что поскольку государственный регистратор не виноват в совершенной ошибке в передаточном акте, допущенной Минобороны, нарушение прав и интересов ОАО "ПЭУ" не может быть устранено выбранным способом защиты.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Ответчика заявил ходатайство о замене Истца его правопреемником ОАО "1470 Управление материально-технического обеспечения" в связи с реорганизацией путем присоединения, которое удовлетворено.
Представитель Ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
УФРС и Департамент городского имущества города Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, приказом Министра обороны РФ от 12.05.2009 г. N 370 утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ПЭУ", в который в том числе вошел земельный участок площадью 4,0 га по адресу: г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24. В отношении имущественного комплекса ФГУП, вошедшего в состав приватизируемого имущества, утвержден передаточный акт от 19.05.2009 г.
Приказом Министра обороны РФ от 20.01.2012 г. N 75 "О внесении изменений в приказ Министра обороны РФ 2009 года N 370" внесены изменения в приказ N 370 от 12.05.2009 г. "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Промышленно-эксплуатационное управление Министерства обороны РФ", а именно подраздел Приложения к Приказу N 370 1.1. "Земельные участки" раздела "Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Промышленно-эксплуатационное управление" дополнен п. 14, включающем сведения о земельном участке с кадастровым номером N 77:08:0005005:7 по адресу: г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24 площадью 11850 кв. м. Приказ N 75 является ненормативным правовым актом, принятым Министерством обороны РФ в пределах своей компетенции.
ОАО "ПЭУ" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением N 77-77-14/039/2012-633 от 29.11.2012 на государственную регистрацию права собственности ОАО "ПЭУ" на земельный участок площадью 11850 кв. м кадастровый номер 77:08:0005005:7 по адресу: г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24 (далее - земельный участок).
Решением Росреестра, оформленным письмом N 14/039/2012-633 от 15.03.2013, обществу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок по следующим причинам:
- - передаточный акт, содержащий сведения о приватизации земельного участка с кадастровым номером N 77:08:0005005:7 по адресу: г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24 площадью 11850 кв. м, отсутствует;
- - приказ Министра обороны РФ N 75 от 20.01.2012, которым внесены изменения в Приказ N 370 от 12.05.2009 г., а именно подраздел Приложения к приказу 1.1 "Земельные участки" раздела "Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Промышленно-эксплуатационное управление" дополнен п. 14, включающем сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005005:7 по адресу: г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24 площадью 11850 кв. м, противоречит действующему законодательству. Внесение изменений в передаточный акт после даты государственной регистрации предприятия не предусмотрено действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вынесение Приказа N 75 было обусловлено допущенной при оформлении Приказа N 370 технической ошибкой в части идентификации подлежащих приватизации земельных участков, расположенных под объектами недвижимого имущества ФГУП. В частности, земельный участок площадью 4 га, указанный в Приказе N 370 под кадастровым номером 77:08:05005:6 в действительности, состоял из двух участков под кадастровыми номерами 77:08:05005:6 площадью 27 891 кв. м и 77:08:05005:7 площадью 11850 кв. м соответственно (общая площадь участков около 4,0 га). Таким образом, приказ N 75 от 20.01.2012 г. не изменял состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, а лишь уточнял его характеристики.
Регистрирующим органом была осуществлена государственная регистрация права собственности ОАО "ПЭУ" на земельный участок по адресу г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24, кадастровый номер 77:08:05005:6, площадью 27 891 кв. м. В качестве документа-основания указан приказ Министра обороны РФ N 075 от 20.01.2012 г. Таким образом, регистрирующий орган при регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 77:08:05005:6 осуществил правовую экспертизу приказа и признал его соответствующим законодательству РФ.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Согласно ст. ст. 11 и 14 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, который определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования и т.д. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11, а также п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что приватизация недвижимости производится с одновременной приватизацией земельных участков, на которых они расположены. В силу статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.
Согласно ст. 37 Федерального закона N 178-ФЗ в редакции, действовавшей на момент приватизации, открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного этого унитарного предприятия.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также определено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В материалы дела представлены копии дел правоустанавливающих документов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:05005:6 и 77:08:05005:7.
В ходе рассмотрение спора судом установлено и отражено в судебном акте, что на земельном участке площадью 11850 кв. м с кадастровым номером 77:08:0005005:7 по адресу: г. Москва, ул. Тушинская, вл. 24 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "ПЭУ" на праве собственности, при этом объекты недвижимого имущества, принадлежащие 3-им лицам, отсутствуют. Указанное подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от 28.08.2014 N 2209.
Таким образом, доводы заявителя жалобы относительно невозможности внесения изменений в приказ о приватизации, а также не исполнения указаний суда кассационной инстанции носят необоснованный характер.
Является ошибочным довод Управления Росреестра о заинтересованности в результатах рассмотрения настоящего спора Росимущества и необходимости его привлечения к участию в деле. В соответствии с п. 1, пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ", Минобороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Таким образом, именно Минобороны России, привлеченное к участию в деле, является надлежащим представителем собственника - Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения имуществом подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Произвести замену Истца ОАО "Промышленно-эксплуатационное управление" его правопреемником ОАО "1470 Управление материально-технического обеспечения".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2014 года по делу N А40-63547/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА

Судьи
М.С.КОРАБЛЕВА
О.В.САВЕНКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)