Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель считает оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков завышенной.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Царевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Чмыхиной Е.И. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Чмыхиной Е.И. на решение Белгородского областного суда от 28 января 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя Чмыхиной Е.И. Уколова А.М., представителя администрации г. Белгорода Мосиенко Ю.В., губернатора Белгородской области и Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области Карасевой В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Чмыхина Е.И. обратилась в Белгородский областной суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <...> и <...>, расположенных по адресу: <...>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г., возложить на ответчика обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения об этой стоимости на 1 января 2014 г.
К участию в деле привлечены филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области), Управление Росреестра по Белгородской области, правительство Белгородской области, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, администрация города Белгорода, ИФНС России по г. Белгороду.
Решением Белгородского областного суда от 28 января 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Чмыхина Е.И. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять новый судебный акт.
Администрацией города Белгорода и правительством Белгородской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Чмыхиной Е.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители губернатора Белгородской области и Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области и администрации г. Белгорода в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы.
Представители филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области, ИФНС России по г. Белгороду и Управления Росреестра по Белгородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Чмыхина Е.И. является собственником земельных участков из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для строительства и эксплуатации оптовой базы, расположенных по адресу: <...>, с кадастровыми номерами: <...> площадью <...> кв. м, <...> площадью <...> кв. м, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности от 27 мая 2009 г. серии <...> N <...> и от 26 октября 2011 г. серии <...> N <...>.
Согласно данным кадастровых справок кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> руб. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 23 октября 2013 г. и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 31 января 2014 г. в размере <...> руб.
Считая данную кадастровую стоимость земельных участков завышенной, заявитель представила отчеты об определении рыночной стоимости объектов кадастрового учета N ОЦ-14-0266 от 2 апреля 2014 г. и N ОЦ-14-0278 от 4 апреля 2014 г., выполненные ООО "Научно-производственное предприятие контакт" и положительные экспертные заключения общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Экспертный совет N 2078/2014/3, N 2078/2014/1 от 3 июля 2014 г. на отчеты об оценке.
Согласно указанным отчетам по состоянию на 1 января 2011 г. вероятная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> руб., а земельного участка с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований Чмыхиной Е.И.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Белгородской области по состоянию на 1 января 2011 г. были утверждены постановлением правительства Белгородской области от 12 ноября 2012 г. N 448-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области".
Постановлением администрации г. Белгорода от 27 ноября 2014 г. N 236 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа "Город Белгород" (далее - постановление от 27 ноября 2014 г. N 236) утверждена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, в связи с чем прежняя кадастровая стоимость, которая была определена по состоянию на 1 января 2011 г., для целей налогообложения в будущих налоговых периодах применяться не может, таким образом, права заявителя не нарушены.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Постановлением от 27 ноября 2014 г. N 236 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа город Белгород по состоянию на 1 января 2014 г., которые будут применяться с 1 января 2015 г. постановление опубликовано 29 ноября 2014 г. в газете "Наш Белгород" N 90 и вступило в силу с момента опубликования, то есть 29 ноября 2014 г.
Чмыхина Е.А. обратилась в суд с настоящим заявлением в 2014 году и, поэтому в силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, вправе оспаривать ранее действовавшую кадастровую стоимость в целях применения рыночной стоимости с 1 января 2014 г.
Вместе с тем Судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения заявления Чмыхиной Е.А. не имеется.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, в случае изменения вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из кадастровых справок о рассматриваемых земельных участках, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена по состоянию на 23 октября 2013 г. и тогда же эти сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена и сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 31 января 2014 г.
Из отзывов ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области и дополнения к нему усматривается, что кадастровая стоимость земельных участков была изменена в связи с выявлением ошибочного применения удельного показателя кадастровой стоимости 5 группы функционального использования.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости земельных участков в данном случае является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, а именно 23 октября 2013 г. и 31 января 2014 г. соответственно.
Статьей 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Заявитель в обоснование уточненных требований представил отчеты об оценке земельных участков по состоянию на 1 января 2011 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчет не может служить допустимым доказательством, подтверждающим итоговую величину рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Белгородского областного суда от 28 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чмыхиной Е.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.07.2015 N 57-АПГ15-1
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, возложении обязанности внести в госкадастр недвижимости сведения об этой стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель считает оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков завышенной.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. N 57-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Царевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Чмыхиной Е.И. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Чмыхиной Е.И. на решение Белгородского областного суда от 28 января 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя Чмыхиной Е.И. Уколова А.М., представителя администрации г. Белгорода Мосиенко Ю.В., губернатора Белгородской области и Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области Карасевой В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Чмыхина Е.И. обратилась в Белгородский областной суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <...> и <...>, расположенных по адресу: <...>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г., возложить на ответчика обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения об этой стоимости на 1 января 2014 г.
К участию в деле привлечены филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области), Управление Росреестра по Белгородской области, правительство Белгородской области, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, администрация города Белгорода, ИФНС России по г. Белгороду.
Решением Белгородского областного суда от 28 января 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Чмыхина Е.И. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять новый судебный акт.
Администрацией города Белгорода и правительством Белгородской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Чмыхиной Е.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители губернатора Белгородской области и Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области и администрации г. Белгорода в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы.
Представители филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области, ИФНС России по г. Белгороду и Управления Росреестра по Белгородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Чмыхина Е.И. является собственником земельных участков из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для строительства и эксплуатации оптовой базы, расположенных по адресу: <...>, с кадастровыми номерами: <...> площадью <...> кв. м, <...> площадью <...> кв. м, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности от 27 мая 2009 г. серии <...> N <...> и от 26 октября 2011 г. серии <...> N <...>.
Согласно данным кадастровых справок кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> руб. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 23 октября 2013 г. и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 31 января 2014 г. в размере <...> руб.
Считая данную кадастровую стоимость земельных участков завышенной, заявитель представила отчеты об определении рыночной стоимости объектов кадастрового учета N ОЦ-14-0266 от 2 апреля 2014 г. и N ОЦ-14-0278 от 4 апреля 2014 г., выполненные ООО "Научно-производственное предприятие контакт" и положительные экспертные заключения общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Экспертный совет N 2078/2014/3, N 2078/2014/1 от 3 июля 2014 г. на отчеты об оценке.
Согласно указанным отчетам по состоянию на 1 января 2011 г. вероятная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> руб., а земельного участка с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований Чмыхиной Е.И.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Белгородской области по состоянию на 1 января 2011 г. были утверждены постановлением правительства Белгородской области от 12 ноября 2012 г. N 448-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области".
Постановлением администрации г. Белгорода от 27 ноября 2014 г. N 236 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа "Город Белгород" (далее - постановление от 27 ноября 2014 г. N 236) утверждена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, в связи с чем прежняя кадастровая стоимость, которая была определена по состоянию на 1 января 2011 г., для целей налогообложения в будущих налоговых периодах применяться не может, таким образом, права заявителя не нарушены.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Постановлением от 27 ноября 2014 г. N 236 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа город Белгород по состоянию на 1 января 2014 г., которые будут применяться с 1 января 2015 г. постановление опубликовано 29 ноября 2014 г. в газете "Наш Белгород" N 90 и вступило в силу с момента опубликования, то есть 29 ноября 2014 г.
Чмыхина Е.А. обратилась в суд с настоящим заявлением в 2014 году и, поэтому в силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, вправе оспаривать ранее действовавшую кадастровую стоимость в целях применения рыночной стоимости с 1 января 2014 г.
Вместе с тем Судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения заявления Чмыхиной Е.А. не имеется.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, в случае изменения вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из кадастровых справок о рассматриваемых земельных участках, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена по состоянию на 23 октября 2013 г. и тогда же эти сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена и сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 31 января 2014 г.
Из отзывов ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области и дополнения к нему усматривается, что кадастровая стоимость земельных участков была изменена в связи с выявлением ошибочного применения удельного показателя кадастровой стоимости 5 группы функционального использования.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости земельных участков в данном случае является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, а именно 23 октября 2013 г. и 31 января 2014 г. соответственно.
Статьей 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Заявитель в обоснование уточненных требований представил отчеты об оценке земельных участков по состоянию на 1 января 2011 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчет не может служить допустимым доказательством, подтверждающим итоговую величину рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Белгородского областного суда от 28 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чмыхиной Е.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)