Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N А70-7620/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N А70-7620/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9914/2013) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05 сентября 2013 года по делу N А70-7620/2013 (судья С.Л.Макаров), принятое по иску закрытого акционерного общества "Союзтеплострой" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальному управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
третье лицо: Департамент имущественных отношений Тюменской области,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Решением от 05.09.2013 по делу N А70-7620/2013 Арбитражный суд Тюменской области исковые требования закрытого акционерного общества "Союзтеплострой" далее - ЗАО "Союзтеплострой", истец) удовлетворил в полном объеме, установив кадастровую стоимость земельного участка площадью 11 138 кв. м, с кадастровым номером 72:23:0214002:5462, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения (АБК, склад, мастерская, гараж), расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Бабарынка, 54, ул. Бабарынка, 54 строения 2, 3, равной его рыночной стоимости в размере 11 706 000 рублей по состоянию на 13 ноября 2012 года, обязав Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБК "ФКП Росреестра", ответчик) филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области внести изменения в сведения кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 138 кв. м, с кадастровым номером 72:23:0214002:5462, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения (АБК, склад, мастерская, гараж), расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Бабарынка, 54, ул. Бабарынка, 54 строения 2, 3, равной его рыночной стоимости в размере 11 706 000 рублей по состоянию на 13 ноября 2012 года.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области в пользу ЗАО "Союзтеплострой" взыскано 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требований истца, исходил из того, что действующим законодательством и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предусмотрена возможность установления рыночной стоимости земельного участка для целей кадастрового учета посредством предъявления иска в арбитражный суд. Судом проверен отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка и признано, что указанный земельный участок имеет действительную рыночную стоимость по состоянию на 13 ноября 2012 года в размере 11 706 000 руб.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, суд удовлетворил иск ЗАО "Союзтеплострой". При этом, в соответствии с постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, на заинтересованное лицо была возложена обязанность внести изменения в сведения о земельном участке относительно его стоимости с момента вступления в силу судебного акта по настоящему арбитражному делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда в части обязания внести изменения в сведения кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 138 кв. м, с кадастровым номером 72:23:0214002:5462, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения (АБК, склад, мастерская, гараж), расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Бабарынка, 54, ул. Бабарынка, 54 строения 2, 3, равной его рыночной стоимости в размере 11 706 000 рублей по состоянию на 13 ноября 2012 года, а также взыскания расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб., отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом первой инстанции необоснованно возложена обязанность по исполнению обжалуемого решения на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области.
По мнению ответчика, учитывая, что ответчик наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества (Устав о Федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденный Приказом Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) N П/331 от 01.09.2011), то взыскание с учреждения расходов истца по оплате государственной пошлины в сумме 4000 руб., противоречит подпункту 1.1 пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.
До начала судебного заседания от ЗАО "Союзтеплострой" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение арбитражного суда Тюменской области от 05.09.2013 в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области отменить, возложив судебные издержки по делу N А70-7620/2013 на истца, в остальной части решение оставить без изменения.
От Территориального управления Росреестра по Тюменской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу. Управление Росреестра по Тюменской области оставляет решение по заявленным требованиям на усмотрение суда. При этом, указывает на отсутствие каких-либо неправомерных действий (бездействий) со стороны с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от Территориального управления Росреестра по Тюменской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя управления, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ЗАО "Союзтеплострой", филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении (часть 3 статьи 156, часть 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", отсутствие в судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в обжалуемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражений по данному обстоятельству лица, участвующие в деле, не представили.
В связи с чем настоящее дело повторно рассматривается судом апелляционной инстанции только по доводам апелляционной жалобы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, и выйти за пределы заявленных доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не вправе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 673 от 19.07.1992 года ЗАО "Союзтеплострой" был предоставлен земельный участок общей площадью 1,9 га, находящийся по адресу: г. Тюмень, ул. Бабарынка для размещения производственной базы.
На данном земельном участке размещены нежилые строения, расположенные по адресу: г. Тюмень, ул. Бабарынка, 54, г. Тюмень, ул. Бабарынка, 54, строения 2, 3 собственником которых является ЗАО "Союзтеплострой".
На основании заявления ЗАО "Союзтеплострой" о предоставлении земельного участка в аренду, решениями Департамента имущественных отношений Тюменской области была утверждена схема расположения земельного участка под нежилые строения (АБК, склад, мастерская, гараж) по адресу: г. Тюмень, ул. Бабарынка, 54, ул. Бабарынка, 54, строения, 2,3.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 72623:0214002:5462.
Однако, ЗАО "Союзтеплострой" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не переоформлено.
Поскольку земельный участок является частью земельного участка, ранее предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, на котором расположены нежилые строения объекты, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в установленном законом порядке не прекращено, ЗАО "Союзтеплострой" вправе обратиться с настоящим иском в суд.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Союзтеплострой" ссылается на то, что Распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-п, "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:5462 определена в размере 118 848 585 рублей 90 копеек.
ЗАО "Бизнес - Аудит" произведена оценка рыночной стоимости земельного участка, по результатам которой составлен отчет 817-01-12 "Н" от 15.11.2012, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:5462 определена в размере 11 706 000 рублей.
ЗАО "Союзтеплострой", считая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, следствием чего является нарушение прав общества по выплате арендных платежей при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области.
05.09.2013 Арбитражный суд Тюменской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены в обжалуемой части, исходя из следующего.
В соответствии пунктом 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, на что правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности в РФ, введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела принято во внимание представление истцом отчета ЗАО "Бизнес - Аудит" N 817-01-12 "Н" от 15.11.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:5462, площадью 11 138 кв. м, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 13.11.2012 определена в размере 11 706 000 руб.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом действительной рыночной стоимости земельного участка в размере 11 706 000 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:5462, содержащаяся в государственном реестре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ЗАО "Союзтеплострой" по выплате арендных платежей при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка, суд первой инстанции посчитал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворив исковые требования ЗАО "Союзтеплострой", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, вопреки позиции подателя жалобы, считает, что судом первой инстанции правомерно была возложена обязанность по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, с момента вступления в силу решения суда по делу N А70-7620/2013 на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, как орган кадастрового учета.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит условий о моменте внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Однако согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке осуществляется по правилам искового производства со сбором и оценкой соответствующих доказательств.
Именно такое исковое заявление (об установлении рыночной стоимости), было подано в суд и рассмотрено в рамках настоящего дела.
Согласно статье 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Суд первой инстанции при вынесении решения верно определил, что требования истца об установлении кадастровой стоимости, о внесении рыночной стоимости земельного участка в размере 11 706 000 руб. в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости подлежат удовлетворению посредством возложения обязанности по осуществлению указанных действий на ФГБК "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области.
Утверждение ответчика о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в арбитражных судах, следовательно, на него необоснованно отнесены расходы по уплате государственной пошлины, основано на неверном толковании норм арбитражного процессуального и налогового законодательства.
По смыслу части 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
Следовательно, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. То есть, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться лицо, исполняющее функции государственного органа, освобожденное от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение лица, исполняющего функции государственного органа исполнительной власти, от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в его пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования ЗАО "Союзтеплострой" удовлетворены в полном объеме, суд первой инстанции правомерно взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области в пользу истца 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ "ФКП Росреестра" освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 05 сентября 2013 года по делу N А70-7620/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.Н.КУДРИНА

Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)