Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2014 ПО ДЕЛУ N А56-50933/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу N А56-50933/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Широкова Н.А. (доверенность от 04.06.2013)
от заинтересованных лиц: 1. Мануйлова О.П. (доверенность от 09.01.2014); Мануйлова О.П. (доверенность от 27.12.2013) 3. Ефремкин С.А. (доверенность от 09.01.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7127/2014) Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2014 по делу N А56-50933/2013 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по заявлению ООО "Росинвест"
заинтересованные лица: 1. Правительство Санкт-Петербурга, 2. Комитет по строительству, 3. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций"
о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга и об обязании принять решение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Росинвест" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, пр. Маршала Жукова, участок 1 (северо-западнее дома N 60 корпус 1 литера А по пр. Маршала Жукова) для проектирования и строительства объекта бытового обслуживания (комплекса бытового обслуживания), и об обязании его принять решение о предоставлении указанного земельного участка для проектирования и строительства объекта бытового обслуживания (комплекса бытового обслуживания) путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет по строительству) и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - СПбГУ "Управление инвестиций").
Решением от 27.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство и Комитет по строительству, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, просят решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, указывая, что вопреки выводам суда первой инстанции в отсутствие градостроительного регламента у Правительства отсутствовала возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемого Обществом земельного участка. Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам Комитета и Правительства о нарушении порядка информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также о том, что проект постановления о предоставлении земельного участка в Правительство не поступал.
СПбГУ "Управление инвестиций" поддержало доводы апелляционной жалобы, просило решение отменить, полагая, что заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный пунктом 4 ст. 198 АПК РФ для обжалования бездействия Правительства.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось с заявлением от 14.10.2009 в СПбГУ "Управление инвестиций" о предоставлении земельного участка площадью 2800 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, напротив д. 60, для строительства объекта бытового обслуживания.
Постановлением Правительства от 23.03.2010 N 257 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Кировский район, пр. Маршала Жукова, участок 1 (северо-западнее дома N 60, корп. 1, литера А, по пр. Маршала Жукова) Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 3885 кв. м с кадастровым N 78:15:8434Б:21, расположенном по вышеуказанному адресу, в целях определения возможности размещения объекта бытового обслуживания (включая бани) (комплекс бытового обслуживания) в соответствии с утвержденным режимом использования земельного участка.
Во исполнение постановления от 23.03.2010 N 257 между КУГИ (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 14.05.2010 N 05/ЗКИ-05170 аренды указанного земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательских работ, сроком до 29.03.2011.
Распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 22.02.2011 N 57 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 12.10.10.2011 земельный участок сформирован, проведен его государственный учет с присвоением кад. N 78:15:8434Б:24 с видом разрешенного использования - для размещения объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного Постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 12.05.2012 о подготовке проекта Постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства, приложив документы согласно требованиям пункта 3.13 Положения N 1813.
В связи с истечением срока действия документов 12.10.2012 в дополнение к представленному 12.05.2012 заявлению Общество представило Отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 09.07.2012 и заключение СПбГУП "ГУИОН" от 11.10.2012, а также 19.11.2012, 23.11.2012, 10.2012.2012, 01.04.2013 и 02.04.2013 представило повторно выданные заключения КЗРиЗ, КУГИ, сведения из Управления Росреестра, ГУ МЧС от 10.01.2013, заключение КГИОП.
Ссылаясь на то, что пакет документов, необходимый и достаточный для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, передан Правительству, бездействие Правительства, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка для строительства, нарушает права Общества и не соответствует действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене исходя из следующего.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является наличие двух условий одновременно: несоответствие таких актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32).
Порядок предоставления земельных участков, распоряжение которыми осуществляет Санкт-Петербург, регулируется Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Согласно статье 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
Суд первой инстанции отклонил возражения Правительства со ссылкой на невозможность предоставления земельного участка ввиду отсутствия возможности определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства.
Суд первой инстанции, исходя из того, что на участке отсутствуют и к нему непосредственно не примыкают объекты культурного наследия, сделал вывод, что в данном случае не применимы положения пунктов 3 и 7 статьи 51, подпункт 1 пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, а также решение Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, в связи с чем посчитал незаконным бездействие Правительства по непринятию решения по заявлению Общества.
В то же время, судом первой инстанции не учтено, что спорный земельный участок частично расположен вне зон охраны объектов культурного наследия, а частично в зоне охраняемого ландшафта ЗОЛ 2-3 усадебных комплексов Петергофской дороги, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" входит в зону охраны объектов культурного наследия.
Общие положения о карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга и градостроительных регламентах установлены положениями статьи 2 главы 1 части 1 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее - Правила), утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 29-10). Частями 3 и 4 названной статьи определены земельные участки и объекты капитального строительства, в отношении которых Правилами установлены градостроительные регламенты, и на которые распространяется их действие, а также земельные участки, составляющие исключение. Согласно части 8 статьи 2 главы 1 части 1 Правил в отношении земельных участков и объектов капитального строительства применяются градостроительные регламенты, установленные для соответствующей территориальной зоны, в том числе предельные параметры в соответствии со схемой границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий, строений и сооружений.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22.06.2012 по делу N 3-102/12 отдельные положения законов Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 и от 16.02.2009 N 29-10, признанные решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года недействующими, определено считать признанными таковыми с момента вступления данного решения в законную силу - с 16.03.2012. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2012 N 78-АПГ12-19 указанное решение оставлено без изменения.
Таким образом, как обоснованно указали податели апелляционной жалобы, градостроительные регламенты, установленные Правилами в границах зон ЗОЛ 2-3, признаны недействующими.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, которые, в свою очередь, включаются в правила землепользования и застройки (п. 8, 9 ст. 1, п. 2 ст. 30 ГрК РФ). Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений, а в соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
До настоящего времени Правительством соответствующий документ не принят.
Кроме того, в отношении испрашиваемого участка отсутствует утвержденный в установленном порядке проект планировки территории, в соответствии с которым определялось разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства до принятия правил землепользования и застройки (подпункт 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка в установленном порядке не определен, у Правительства отсутствует обязанность принятия решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворены судом неправомерно, обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2013 по делу N А56-50933/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ООО "Росинвест" (адрес: 190000, Санкт-Петербург г., Декабристов ул., 6, пом. 10, ОГРН: 5067847503940) в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)