Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК "Скорс" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.09.2014 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Иванова Н.Е.) по делу N А46-9376/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТК "Скорс" (644016, г. Омск, ул. Семиреченская, 93, ОГРН 1075507014296, ИНН 5507092456)
к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32, корп. 1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании незаконным решения.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ТК "Скорс" - Плотников В.В. по доверенности от 01.07.2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТК "Скорс" (далее - ООО "ТК "Скорс", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к администрации города Омска (далее - администрация), Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений) и Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - Департамент архитектуры), в котором просил:
1) признать незаконным изложенное в письме от 23.06.2014 N 09/8453 решение Департамента архитектуры об отказе в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855;
2) обязать Департамент архитектуры внести изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 и указать его в соответствии Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования);
3) обязать администрацию принять решение (постановление) о предоставление в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул. Дунаевского - ул. Луначарского в Кировском административном округе города Омска сроком на три года.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.07.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ООО "ТК "Скорс" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По утверждению ООО "ТК "Скорс", несоответствие формулировки вида разрешенного использования виду, указанному в перечне Правил землепользования, не может служить основанием для запрета уполномоченному органу принять решение о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель ООО "ТК "Скорс" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы 29.01.2015 было отложено на 17.02.2015 до 11 час. 00 мин.
После отложения судебного заседания присутствовавший в судебном заседании представитель ООО "ТК "Скорс" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу от участвующих в деле лиц не представлены в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает принятые судебные акты подлежащими отмене, исходя из следующего.
По материалам дела судами установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 17.08.2012 по делу N А46-18446/2012 на Главное управление по земельным ресурсам Омской области возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании ООО "ТК "Скорс" места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул. Дунаевского - ул. Луначарского в Кировском административном округе города Омска.
Во исполнение решения суда распоряжением от 29.10.2012 N 2426-р Главное управление по земельным ресурсам Омской области приняло решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердив акт о выборе земельного участка.
ООО "ТК "Скорс", проведя межевые работы, совершило действия по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 55:36:140102:5855.
В апреле 2014 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 для строительства.
Департамент архитектуры письмом от 23.06.2014 N 09/8453 сообщил о невозможности дальнейшего согласования проекта постановления администрации "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" земельного участка по улице Дунаевского в Кировском административном округе города Омска", поскольку вид разрешенного использования земельного участка, указанный в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855, отсутствует в перечне видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования.
Посчитав данный ответ Департамента архитектуры отказом в предоставлении в аренду спорного земельного участка, несоответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, ООО ТК "Скорс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, оставляя без удовлетворения заявленные требования общества, пришли к выводу о законности отказа в предоставлении в аренду спорного земельного участка, исходя из отсутствия в перечне видов разрешенного использования, установленном Правилами землепользования, такого вида разрешенного использования как "для строительства стояночных боксов, ремонтных боксов, складских помещений, автомобильных стоянок", указанного в кадастровом паспорте земельного участка.
Однако выводы судов не соответствуют нормам действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из приведенных норм права, для признания арбитражным судом незаконными оспариваемого ненормативного акта, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предусматривает, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что обществом соблюден предусмотренный законодательством порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (распоряжением Главного управления по земельным ресурсам от 29.10.2012 N 2426-р утвержден акт выбора земельного участка, принято решение о предварительном согласовании места размещения объектов, выполнены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера).
Обществом с подачей заявления о предоставлении земельного участка в аренду для строительства представлены документы, необходимые для оформления правоотношений на земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:5855.
При разрешении спора судами установлено, что основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка явилось то, что указанный в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 вид разрешенного использования (стояночный бокс, ремонтный бокс, складские помещения, автомобильная стоянка) отсутствует в перечне видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования.
Однако действующее земельное законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду несоответствие разрешенного использования в представленном кадастровом паспорте.
Указывая на то, что общество в 2014 году имело возможность осуществить постановку спорного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Правилами землепользования, утвержденными в 2008 году, суды не приняли во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства до утверждения и вступления в действие Правил землепользования.
Из пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу указанной нормы закона формирование спорного земельного участка, изготовление кадастрового паспорта осуществлено на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам от 29.10.2012 N 2426-р, которым предварительно согласовано место размещения объектов и утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объектов - стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки.
Следует отметить, что Главным управлением по земельным ресурсам названное распоряжение принято после вступления в силу Правил землепользования.
Между тем доказательств нарушения градостроительных норм, а также несоответствия Правилам землепользования (относительно вида разрешенного использования) при формировании спорного земельного участка и постановке его на кадастровый учет не представлено в материалы дела.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:5855 расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов 4-5 классов опасности (ПЗ), которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских предприятий 4-5 классов опасности, объектов транспорта, объектов оптовой и розничной торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ разрешается использование земельных участков, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих опасность использования спорного земельного участка для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Принимая во внимание приведенные нормы, орган местного самоуправления обязан был совершить необходимые действия с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с разрешенным использованием в соответствии с Правилами землепользования.
Исходя из того, что осуществлена процедура выбора земельного участка, утвержден акт выбора земельного участка, предварительно согласовано место размещения объектов, Департамент архитектуры и администрация в порядке осуществления процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта обязаны были совершить необходимые действия для установления вида разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования.
Признается ошибочным вывод судов о том, что требование об обязании Департамента архитектуры внести изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 в соответствии Правилами землепользования не является способом восстановления нарушенного права в понимании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что само по себе неоспаривание отдельно бездействия Департамента архитектуры по невнесению изменений о виде разрешенного использования спорного земельного участка, не означает невозможность рассмотрения заявленного требования общества. В рассматриваемом случае, требование общества об обязании Департамента архитектуры (имеющего соответствующие полномочия) совершить действия по внесению в Государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка связано с оспариваемым отказом в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку является основной причиной отказа в предоставлении земельного участка для строительства.
Кроме того, данное обстоятельство имеет значение при определении мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов общества.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В данном случае, принимая во внимание изложенные обстоятельства, признаются нарушенными права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, а именно, на приобретение земельного участка в аренду для строительства.
В силу установленных обстоятельств доказана совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признании незаконным решения государственного органа, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований ООО "ТК "Скорс" не имелось.
На основании изложенного принятые судами по делу решение и постановление подлежат отмене как незаконные.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить заявленные требования о признании незаконным отказа в предоставлении ООО ТК "Скорс" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855, изложенного в письме Департамента архитектуры от 23.06.2014 N 09/8453, обязании администрацию принять решение о предоставлении ООО ТК "Скорс" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 для строительства сроком на три года.
В связи с этим необходимо обязать Департамент архитектуры осуществить действия по внесению изменений в сведения государственного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 в соответствии с Правилами землепользования.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Поскольку удовлетворены заявленные обществом требования, кассационная жалоба, то понесенные обществом судебные расходы (уплата государственной пошлины по иску, при подаче апелляционной жалобы и кассационной жалобы) на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчиков.
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов.
С Департамента архитектуры и администрации в пользу ООО "ТК "Скорс" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлине по 4 000 руб. с каждого по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 01 января 2015 года вступает в силу новая редакция подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, согласно которой при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, увеличивается с 4 000 руб. до 6 000 руб.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче кассационной жалобы составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 3 000 руб.
В силу указанного и принимая во внимание, что при подаче кассационной жалобы ООО "ТК "Скорс" уплатило государственную пошлину в размере 2 000 руб., с общества подлежит довзысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А46-9376/2014 отменить.
Признать незаконным отказ в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855, изложенный в письме Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 23.06.2014 N 09/8453.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска осуществить действия по внесению изменений в сведения государственного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск, Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Обязать администрацию города Омска принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 для строительства сроком на три года.
Довзыскать с общества с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей за кассационную жалобу.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" 4 000 рублей судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Взыскать с администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" 4 000 рублей судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.02.2015 N Ф04-14738/2014 ПО ДЕЛУ N А46-9376/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А46-9376/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК "Скорс" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.09.2014 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Иванова Н.Е.) по делу N А46-9376/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТК "Скорс" (644016, г. Омск, ул. Семиреченская, 93, ОГРН 1075507014296, ИНН 5507092456)
к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32, корп. 1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании незаконным решения.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ТК "Скорс" - Плотников В.В. по доверенности от 01.07.2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТК "Скорс" (далее - ООО "ТК "Скорс", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к администрации города Омска (далее - администрация), Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений) и Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - Департамент архитектуры), в котором просил:
1) признать незаконным изложенное в письме от 23.06.2014 N 09/8453 решение Департамента архитектуры об отказе в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855;
2) обязать Департамент архитектуры внести изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 и указать его в соответствии Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования);
3) обязать администрацию принять решение (постановление) о предоставление в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул. Дунаевского - ул. Луначарского в Кировском административном округе города Омска сроком на три года.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.07.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ООО "ТК "Скорс" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По утверждению ООО "ТК "Скорс", несоответствие формулировки вида разрешенного использования виду, указанному в перечне Правил землепользования, не может служить основанием для запрета уполномоченному органу принять решение о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель ООО "ТК "Скорс" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы 29.01.2015 было отложено на 17.02.2015 до 11 час. 00 мин.
После отложения судебного заседания присутствовавший в судебном заседании представитель ООО "ТК "Скорс" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу от участвующих в деле лиц не представлены в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает принятые судебные акты подлежащими отмене, исходя из следующего.
По материалам дела судами установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 17.08.2012 по делу N А46-18446/2012 на Главное управление по земельным ресурсам Омской области возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании ООО "ТК "Скорс" места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки по ул. Дунаевского - ул. Луначарского в Кировском административном округе города Омска.
Во исполнение решения суда распоряжением от 29.10.2012 N 2426-р Главное управление по земельным ресурсам Омской области приняло решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердив акт о выборе земельного участка.
ООО "ТК "Скорс", проведя межевые работы, совершило действия по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 55:36:140102:5855.
В апреле 2014 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 для строительства.
Департамент архитектуры письмом от 23.06.2014 N 09/8453 сообщил о невозможности дальнейшего согласования проекта постановления администрации "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" земельного участка по улице Дунаевского в Кировском административном округе города Омска", поскольку вид разрешенного использования земельного участка, указанный в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855, отсутствует в перечне видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования.
Посчитав данный ответ Департамента архитектуры отказом в предоставлении в аренду спорного земельного участка, несоответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, ООО ТК "Скорс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, оставляя без удовлетворения заявленные требования общества, пришли к выводу о законности отказа в предоставлении в аренду спорного земельного участка, исходя из отсутствия в перечне видов разрешенного использования, установленном Правилами землепользования, такого вида разрешенного использования как "для строительства стояночных боксов, ремонтных боксов, складских помещений, автомобильных стоянок", указанного в кадастровом паспорте земельного участка.
Однако выводы судов не соответствуют нормам действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из приведенных норм права, для признания арбитражным судом незаконными оспариваемого ненормативного акта, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предусматривает, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что обществом соблюден предусмотренный законодательством порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (распоряжением Главного управления по земельным ресурсам от 29.10.2012 N 2426-р утвержден акт выбора земельного участка, принято решение о предварительном согласовании места размещения объектов, выполнены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера).
Обществом с подачей заявления о предоставлении земельного участка в аренду для строительства представлены документы, необходимые для оформления правоотношений на земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:5855.
При разрешении спора судами установлено, что основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка явилось то, что указанный в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 вид разрешенного использования (стояночный бокс, ремонтный бокс, складские помещения, автомобильная стоянка) отсутствует в перечне видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования.
Однако действующее земельное законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду несоответствие разрешенного использования в представленном кадастровом паспорте.
Указывая на то, что общество в 2014 году имело возможность осуществить постановку спорного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Правилами землепользования, утвержденными в 2008 году, суды не приняли во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства до утверждения и вступления в действие Правил землепользования.
Из пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу указанной нормы закона формирование спорного земельного участка, изготовление кадастрового паспорта осуществлено на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам от 29.10.2012 N 2426-р, которым предварительно согласовано место размещения объектов и утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объектов - стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки.
Следует отметить, что Главным управлением по земельным ресурсам названное распоряжение принято после вступления в силу Правил землепользования.
Между тем доказательств нарушения градостроительных норм, а также несоответствия Правилам землепользования (относительно вида разрешенного использования) при формировании спорного земельного участка и постановке его на кадастровый учет не представлено в материалы дела.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:5855 расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов 4-5 классов опасности (ПЗ), которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских предприятий 4-5 классов опасности, объектов транспорта, объектов оптовой и розничной торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ разрешается использование земельных участков, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих опасность использования спорного земельного участка для строительства стояночного бокса, ремонтного бокса, складских помещений, автомобильной стоянки.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Принимая во внимание приведенные нормы, орган местного самоуправления обязан был совершить необходимые действия с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с разрешенным использованием в соответствии с Правилами землепользования.
Исходя из того, что осуществлена процедура выбора земельного участка, утвержден акт выбора земельного участка, предварительно согласовано место размещения объектов, Департамент архитектуры и администрация в порядке осуществления процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта обязаны были совершить необходимые действия для установления вида разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования.
Признается ошибочным вывод судов о том, что требование об обязании Департамента архитектуры внести изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 в соответствии Правилами землепользования не является способом восстановления нарушенного права в понимании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что само по себе неоспаривание отдельно бездействия Департамента архитектуры по невнесению изменений о виде разрешенного использования спорного земельного участка, не означает невозможность рассмотрения заявленного требования общества. В рассматриваемом случае, требование общества об обязании Департамента архитектуры (имеющего соответствующие полномочия) совершить действия по внесению в Государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка связано с оспариваемым отказом в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку является основной причиной отказа в предоставлении земельного участка для строительства.
Кроме того, данное обстоятельство имеет значение при определении мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов общества.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В данном случае, принимая во внимание изложенные обстоятельства, признаются нарушенными права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, а именно, на приобретение земельного участка в аренду для строительства.
В силу установленных обстоятельств доказана совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признании незаконным решения государственного органа, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований ООО "ТК "Скорс" не имелось.
На основании изложенного принятые судами по делу решение и постановление подлежат отмене как незаконные.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить заявленные требования о признании незаконным отказа в предоставлении ООО ТК "Скорс" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855, изложенного в письме Департамента архитектуры от 23.06.2014 N 09/8453, обязании администрацию принять решение о предоставлении ООО ТК "Скорс" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 для строительства сроком на три года.
В связи с этим необходимо обязать Департамент архитектуры осуществить действия по внесению изменений в сведения государственного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 в соответствии с Правилами землепользования.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Поскольку удовлетворены заявленные обществом требования, кассационная жалоба, то понесенные обществом судебные расходы (уплата государственной пошлины по иску, при подаче апелляционной жалобы и кассационной жалобы) на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчиков.
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов.
С Департамента архитектуры и администрации в пользу ООО "ТК "Скорс" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлине по 4 000 руб. с каждого по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 01 января 2015 года вступает в силу новая редакция подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, согласно которой при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, увеличивается с 4 000 руб. до 6 000 руб.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче кассационной жалобы составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 3 000 руб.
В силу указанного и принимая во внимание, что при подаче кассационной жалобы ООО "ТК "Скорс" уплатило государственную пошлину в размере 2 000 руб., с общества подлежит довзысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А46-9376/2014 отменить.
Признать незаконным отказ в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855, изложенный в письме Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 23.06.2014 N 09/8453.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска осуществить действия по внесению изменений в сведения государственного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск, Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Обязать администрацию города Омска принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:5855 для строительства сроком на три года.
Довзыскать с общества с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей за кассационную жалобу.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" 4 000 рублей судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Взыскать с администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью ТК "Скорс" 4 000 рублей судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)