Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "26" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" марта 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ"): Баландюка Д.Р., представителя по доверенности от 23.01.2013, паспорт;
- от ответчика (департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Аксаментова Д.М., представителя по доверенности
от 12.01.2015 N 10,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" декабря 2014 года по делу N А33-15543/2014, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" (далее - заявитель, общество, ООО "ПРИЗМ") (ИНН 2463026754, ОГРН 1022402124678, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - ответчик, Департамент) (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, г. Красноярск) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 02.07.23014 N 26038 "О направлении информации", об обязании Департамента утвердить и выдать ООО "ПРИЗМ" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "17" декабря 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- - общество просило предоставить ему земельный участок для целей, не связанных со строительство, для обеспечения подъезда к зданию и складу общества, парковки общества, обслуживания канализационного колодца, а не для эксплуатации здания;
- - в соответствии с установленным порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, основания для отказа отсутствовали; обязанность по представлению вместе с заявлением документов, подтверждающих принадлежность ему сетей водопроводов, иных объектов, других правоподтверждающих документов действующим законодательством не предусмотрена;
- - правомерность требований общества подтверждается судебными актами по делу N А33-7716/2013, которые имеют преюдициальное значение.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.04.2005 N 1 ООО "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 412,50 кв. м, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2005 серии 24 ДТ N 008247.
На основании договора купли-продажи от 03.03.2010 обществу на праве собственности принадлежит нежилое двухэтажное здание общей площадью 117 кв. м, инв. N 04:401:001:002353680:0004, лит. Б, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2010 серии 24 ЕИ N 483255.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.09.2012 N 2187 ООО "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территориальная зона производственных предприятий 4 - 5 классов вредности (П.3), общая площадь 680 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.12.2012 серии 24 ЕК N 862557.
21.04.2014 ООО "ПРИЗМ" обратилось с заявлением в Департамент о предоставлении в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков), в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством - обслуживание сети канализации и канализационного колодца, обеспечивающих эксплуатацию зданий ООО "ПРИЗМ", расположенных на прилегающем земельном участке по адресу: г. Красноярск, октябрьский район, пер. Телевизорный, 9-А; обеспечения проезда грузового транспорта к зданиям и складу ООО "ПРИЗМ"; парковки автотранспорта на постоянной основе (без размещения временных сооружений).
Письмом от 02.07.2014 N 26038 "О направлении информации" на обращение о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, Департамент отказал ООО "ПРИЗМ" в предоставлении земельного участка.
В качестве оснований отказа Департаментом указано:
- - распоряжением администрации города Красноярска от 03.08.2012 N 4300-недв предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100223:32, общей площадью 680,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а для эксплуатации нежилых зданий и заключен договор купли-продажи от 11.09.2012 N 2187;
- - местоположение границ земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. С учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка, фактического землепользования.
Не согласившись с отказом Департамента, изложенным в письме от 02.07.2014 N 26038, ООО "ПРИЗМ" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого действий (бездействия) незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что в рассматриваемом споре отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя, ввиду следующих обстоятельств.
Согласно позиции общества у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок необходим обществу для обеспечения подъезда к зданию и складу общества, парковки общества, обслуживания канализационного колодца, а не для эксплуатации здания.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Далее, согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 утверждено и действует с 11.08.2011 Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение от 08.08.2011 N 325), которое устанавливает процедуры и критерии предоставления в аренду земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в собственности муниципального образования город Красноярск, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений (пункт 2).
Согласно пункту 3 Положения от 08.08.2011 N 325 источником опубликования информации о земельных участках, которые предоставляются в аренду, а также иной информации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации является сайт департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в сети Интернет.
Согласно пункту 4 Положения от 08.08.2011 N 325 земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в аренду по результатам торгов на право заключения договоров аренды земельных участков либо без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством. В пункте 5 указанного Положения от 08.08.2011 N 325 предусмотрено, что настоящее Положение не распространяется на предоставление земельных участков для огородничества, а также для размещения временных сооружений.
В соответствии с разделом 3 Порядка рассмотрения заявлений и принятия решений при отсутствии сформированного земельного участка (пункты 16 - 19) в заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местонахождение, испрашиваемое право на земельный участок. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Положения от 08.08.2011 N 325 решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, принимается в следующих случаях:
- - несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 17, 18 настоящего Положения;
- - если предоставление земельного участка в аренду в целях использования, указанных в заявлении, невозможно в соответствии с действующим законодательством;
- - наличия ранее поданного иным лицом заявления в соответствии с требованиями настоящего Положения;
- - невозможности образования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что обществу на основании договора купли-продажи от 03.03.2010 на праве собственности принадлежит нежилое двухэтажное здание общей площадью 117 кв. м, инв. N 04:401:001:002353680:0004, лит. Б, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2010 серии 24 ЕИ N 483255. На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.09.2012 N 2187 обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территориальная зона производственных предприятий 4 - 5 классов вредности (П.3), общая площадь 680 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а (свидетельство о государственной регистрации права от 10.12.2012 серии 24 ЕК N 862557).
Указанный земельный участок предоставлен обществу в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к правомерному выводу о том, что земельный участок, необходимый обществу для эксплуатации нежилых зданий, находящихся в собственности заявителя, на момент его выкупа уже был сформирован в границах, необходимых для его использования в целях обслуживания нежилых зданий.
Общество не представило доказательств того, что требования названной нормы не были соблюдены при предоставлении обществу земельного участка. Общество не оспорило результат определения местоположения границ земельного участка, его площадь, в соответствующем порядке не заявило о предоставлении ему земельного участка с иными характеристиками.
Суд апелляционной инстанции полагает, что надлежащая реализация положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации корреспондируется с требованием статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Доводы общества о том, земельный участок испрашивается им для целей, не связанных со строительством - обслуживание сети канализации и канализационного колодца, обеспечивающих эксплуатацию зданий ООО "ПРИЗМ", расположенных на прилегающем земельном участке, обеспечения проезда грузового транспорта к зданиям и складу ООО "ПРИЗМ", парковки автотранспорта на постоянной основе (без размещения временных сооружений), отклоняются судом апелляционной инстанции.
Заявляя о необходимости обслуживания сети канализации согласно акту раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 30.08.2010, ООО "ПРИЗМ" не представило соответствующих доказательств принадлежности ему сети канализации и канализационного колодца, обеспечивающих эксплуатацию зданий ООО "ПРИЗМ", расположенных на прилегающем земельном участке по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9-А.
Довод о том, что у общества отсутствует обязанность по представлению каких-либо доказательств, отклоняется судом, поскольку представление соответствующих документов обусловлено самим фактом испрашивания земельного участка. Неподтверждение причин, по которым обществом испрашивается земельный участок, предполагает наличие оснований для отказа в его предоставлении.
Обеспечение проезда грузового транспорта к зданиям и складу ООО "ПРИЗМ" как одно из оснований для предоставления ему земельного участка не подтверждается материалами дела.
Из материалов дела не следует, что сформированный обществу в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не обеспечивает эксплуатацию принадлежащего заявителю объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку общества на необходимость размещения парковки автотранспорта на постоянной основе (без размещения временных сооружений), поскольку заявитель не представил пояснений о характеристиках предполагаемого им сооружения, не указал будет ли оно является объектом недвижимого имущества, если оно не относится к временным сооружениям, какие работы предполагаются для его создания (организации).
Доводы общества о том, что правомерность требований общества подтверждается судебными актами по делу N А33-7716/2013, которые имеют преюдициальное значение, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку судами сделаны выводы относительно обоснованности доводов общества, а не установлены обстоятельства, на которые ссылается заявитель.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции полагает, что у Департамента в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением от 08.08.2011 N 325 имелись достаточные основания для отказа ООО "ПРИЗМ" в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя; государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена заявителем в установленном размере.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" декабря 2014 года по делу N А33-15543/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2015 ПО ДЕЛУ N А33-15543/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2015 г. по делу N А33-15543/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "26" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" марта 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ"): Баландюка Д.Р., представителя по доверенности от 23.01.2013, паспорт;
- от ответчика (департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Аксаментова Д.М., представителя по доверенности
от 12.01.2015 N 10,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" декабря 2014 года по делу N А33-15543/2014, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПРИЗМ" (далее - заявитель, общество, ООО "ПРИЗМ") (ИНН 2463026754, ОГРН 1022402124678, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - ответчик, Департамент) (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, г. Красноярск) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 02.07.23014 N 26038 "О направлении информации", об обязании Департамента утвердить и выдать ООО "ПРИЗМ" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "17" декабря 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- - общество просило предоставить ему земельный участок для целей, не связанных со строительство, для обеспечения подъезда к зданию и складу общества, парковки общества, обслуживания канализационного колодца, а не для эксплуатации здания;
- - в соответствии с установленным порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, основания для отказа отсутствовали; обязанность по представлению вместе с заявлением документов, подтверждающих принадлежность ему сетей водопроводов, иных объектов, других правоподтверждающих документов действующим законодательством не предусмотрена;
- - правомерность требований общества подтверждается судебными актами по делу N А33-7716/2013, которые имеют преюдициальное значение.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.04.2005 N 1 ООО "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 412,50 кв. м, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2005 серии 24 ДТ N 008247.
На основании договора купли-продажи от 03.03.2010 обществу на праве собственности принадлежит нежилое двухэтажное здание общей площадью 117 кв. м, инв. N 04:401:001:002353680:0004, лит. Б, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2010 серии 24 ЕИ N 483255.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.09.2012 N 2187 ООО "ПРИЗМ" на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территориальная зона производственных предприятий 4 - 5 классов вредности (П.3), общая площадь 680 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.12.2012 серии 24 ЕК N 862557.
21.04.2014 ООО "ПРИЗМ" обратилось с заявлением в Департамент о предоставлении в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков), в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством - обслуживание сети канализации и канализационного колодца, обеспечивающих эксплуатацию зданий ООО "ПРИЗМ", расположенных на прилегающем земельном участке по адресу: г. Красноярск, октябрьский район, пер. Телевизорный, 9-А; обеспечения проезда грузового транспорта к зданиям и складу ООО "ПРИЗМ"; парковки автотранспорта на постоянной основе (без размещения временных сооружений).
Письмом от 02.07.2014 N 26038 "О направлении информации" на обращение о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, Департамент отказал ООО "ПРИЗМ" в предоставлении земельного участка.
В качестве оснований отказа Департаментом указано:
- - распоряжением администрации города Красноярска от 03.08.2012 N 4300-недв предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100223:32, общей площадью 680,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а для эксплуатации нежилых зданий и заключен договор купли-продажи от 11.09.2012 N 2187;
- - местоположение границ земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. С учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка, фактического землепользования.
Не согласившись с отказом Департамента, изложенным в письме от 02.07.2014 N 26038, ООО "ПРИЗМ" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого действий (бездействия) незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что в рассматриваемом споре отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя, ввиду следующих обстоятельств.
Согласно позиции общества у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок необходим обществу для обеспечения подъезда к зданию и складу общества, парковки общества, обслуживания канализационного колодца, а не для эксплуатации здания.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Далее, согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2011 N 325 утверждено и действует с 11.08.2011 Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение от 08.08.2011 N 325), которое устанавливает процедуры и критерии предоставления в аренду земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в собственности муниципального образования город Красноярск, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений (пункт 2).
Согласно пункту 3 Положения от 08.08.2011 N 325 источником опубликования информации о земельных участках, которые предоставляются в аренду, а также иной информации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации является сайт департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в сети Интернет.
Согласно пункту 4 Положения от 08.08.2011 N 325 земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в аренду по результатам торгов на право заключения договоров аренды земельных участков либо без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством. В пункте 5 указанного Положения от 08.08.2011 N 325 предусмотрено, что настоящее Положение не распространяется на предоставление земельных участков для огородничества, а также для размещения временных сооружений.
В соответствии с разделом 3 Порядка рассмотрения заявлений и принятия решений при отсутствии сформированного земельного участка (пункты 16 - 19) в заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местонахождение, испрашиваемое право на земельный участок. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Положения от 08.08.2011 N 325 решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, принимается в следующих случаях:
- - несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 17, 18 настоящего Положения;
- - если предоставление земельного участка в аренду в целях использования, указанных в заявлении, невозможно в соответствии с действующим законодательством;
- - наличия ранее поданного иным лицом заявления в соответствии с требованиями настоящего Положения;
- - невозможности образования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что обществу на основании договора купли-продажи от 03.03.2010 на праве собственности принадлежит нежилое двухэтажное здание общей площадью 117 кв. м, инв. N 04:401:001:002353680:0004, лит. Б, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2010 серии 24 ЕИ N 483255. На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.09.2012 N 2187 обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территориальная зона производственных предприятий 4 - 5 классов вредности (П.3), общая площадь 680 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9а (свидетельство о государственной регистрации права от 10.12.2012 серии 24 ЕК N 862557).
Указанный земельный участок предоставлен обществу в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к правомерному выводу о том, что земельный участок, необходимый обществу для эксплуатации нежилых зданий, находящихся в собственности заявителя, на момент его выкупа уже был сформирован в границах, необходимых для его использования в целях обслуживания нежилых зданий.
Общество не представило доказательств того, что требования названной нормы не были соблюдены при предоставлении обществу земельного участка. Общество не оспорило результат определения местоположения границ земельного участка, его площадь, в соответствующем порядке не заявило о предоставлении ему земельного участка с иными характеристиками.
Суд апелляционной инстанции полагает, что надлежащая реализация положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации корреспондируется с требованием статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Доводы общества о том, земельный участок испрашивается им для целей, не связанных со строительством - обслуживание сети канализации и канализационного колодца, обеспечивающих эксплуатацию зданий ООО "ПРИЗМ", расположенных на прилегающем земельном участке, обеспечения проезда грузового транспорта к зданиям и складу ООО "ПРИЗМ", парковки автотранспорта на постоянной основе (без размещения временных сооружений), отклоняются судом апелляционной инстанции.
Заявляя о необходимости обслуживания сети канализации согласно акту раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации от 30.08.2010, ООО "ПРИЗМ" не представило соответствующих доказательств принадлежности ему сети канализации и канализационного колодца, обеспечивающих эксплуатацию зданий ООО "ПРИЗМ", расположенных на прилегающем земельном участке по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 9-А.
Довод о том, что у общества отсутствует обязанность по представлению каких-либо доказательств, отклоняется судом, поскольку представление соответствующих документов обусловлено самим фактом испрашивания земельного участка. Неподтверждение причин, по которым обществом испрашивается земельный участок, предполагает наличие оснований для отказа в его предоставлении.
Обеспечение проезда грузового транспорта к зданиям и складу ООО "ПРИЗМ" как одно из оснований для предоставления ему земельного участка не подтверждается материалами дела.
Из материалов дела не следует, что сформированный обществу в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не обеспечивает эксплуатацию принадлежащего заявителю объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку общества на необходимость размещения парковки автотранспорта на постоянной основе (без размещения временных сооружений), поскольку заявитель не представил пояснений о характеристиках предполагаемого им сооружения, не указал будет ли оно является объектом недвижимого имущества, если оно не относится к временным сооружениям, какие работы предполагаются для его создания (организации).
Доводы общества о том, что правомерность требований общества подтверждается судебными актами по делу N А33-7716/2013, которые имеют преюдициальное значение, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку судами сделаны выводы относительно обоснованности доводов общества, а не установлены обстоятельства, на которые ссылается заявитель.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции полагает, что у Департамента в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением от 08.08.2011 N 325 имелись достаточные основания для отказа ООО "ПРИЗМ" в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя; государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена заявителем в установленном размере.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" декабря 2014 года по делу N А33-15543/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)