Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1615/2015

Требование: О возложении обязанности по проведению лесоустройства.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение требований лесного законодательства органом местного самоуправления проведение лесоустройства расположенных на землях населенных пунктов поселений не обеспечено. Нарушения правил пожарной безопасности в лесах создают реальную угрозу возникновения пожароопасной ситуации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. по делу N 33-1615/2015


В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Богатыревой Н.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Дорожко С.И., Дорожкиной О.Б.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края к администрации сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по проведению лесоустройства,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - главы сельского поселения "Село Хурба" К., апелляционному представлению И.о. прокурора Комсомольского района Хабаровского края Ревутского Д.А. на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 28 ноября 2014 года
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., выслушав прокурора Лазареву Н.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с иском администрации сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по проведению лесоустройства.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной проверки прокуратурой Комсомольского района Хабаровского края установлено, что в нарушение требований лесного законодательства, администрацией сельского поселения "село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края проведение лесоустройства расположенных на землях населенных пунктов поселения не обеспечено. Кроме того, не обеспечены разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на земле населенного пункта "Село Хурба". Нарушения правил пожарной безопасности в лесах создают реальную угрозу возникновения пожароопасной ситуации, поскольку согласно части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются, среди прочего, в соответствии лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Таким образом, бездействие органов местного самоуправления угрожает причинением вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем, просил возложить на администрацию сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязанность провести лесоустройство; проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории поселения, разработать лесохозяйственный регламент.
Определением суда от 14.11.2014 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края иск прокурора Комсомольского района Хабаровского края к администрации сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края удовлетворен частично.
На администрацию сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести лесоустройство, а именно проектирование лесопарков, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесопарков и лесных участков, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории поселения, разработать лесохозяйственный регламент.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель сельского поселения село Хурба" Комсомольского района Хабаровского края К., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указано на то, что выводы суда о наличии в генеральном плане сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского района Хабаровского края земель лесного фонда, лесопарков, не входящих в состав земель лесного фонда, находящегося в ведении КГКУ "Комсомольское лесничество", противоречат содержанию генерального плана, который не содержит подобных сведений. Кроме того, судом необоснованно приняты проектные решения, требующие реализации.
В апелляционном представлении с учетом поданных дополнений и.о. прокурора Комсомольского района Хабаровского края Ревутский Д.А. не соглашаясь с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального права, просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование указано на то, что судом не приняты во внимание положения ст. ст. 10, 68, 84 Лесного кодекса РФ и необоснованно отказано в возложении на ответчика обязанности по проведению таксации лесов. Выводы суда о необоснованности указанных требований не мотивированы и не содержат указаний на то, какие факты и доказательства послужили основанием для отказа в удовлетворении требований. Кроме того, необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по проектированию эксплуатации лесов, защитных резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, о закреплении на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защищенных участков лесов.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Комсомольского района Стародубов М.А. указал, что для постановки земельных участков на кадастровый учет необходимо проведение лесоустройства. В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ проведение лесоустройства администрацией сельского поселения "село Хурба" не выполнено, регистрация прав на земельные участки муниципального образования не проведена, не исполняются в полном объеме обязанности по решению вопросов местного значения, предусмотренные ст. 11 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, просил апелляционную жалобу главы сельского поселения оставить без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений на апелляционную жалобу, выслушав прокурора, поддержавшего доводы представления в части необходимости возложения обязанности по проведению таксации лесов, проверив решение суда в пределах доводов апелляционного представления, апелляционной жалобы и возражений на нее (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П; Определения от 27 июня 2000 года N 92-О и от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ К полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений и в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В силу ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:
Согласно ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ, лесничества и лесопарки также располагаются на землях: населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате проведенной проверки прокуратурой Комсомольского района Хабаровского края установлено, что в нарушение требований лесного законодательства, администрацией сельского поселения "село Хурба" проведение лесоустройства в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ лесов, расположенных на землях населенного пункта и не входящих в состав земель лесного фонда, находящегося в ведении КГКУ "Комсомольское лесничество", не обеспечено.
Согласно генеральному плану сельского поселения "село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края следует, что на территории сельского поселения имеются зеленые насаждения общего пользования, лесопарки, земли лесного фонда, в западной части поселения в лесхозе, эксплуатационные леса и защитные леса Комсомольского лесничества (п. 5.4) лесоустройство указанных объектов - лесопарков не проведено.
Удовлетворяя частично исковые требования суд первой инстанции, исходил из того, что администрацией сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края лесоустройство лесопарков и лесных участков на землях поселения не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, в связи, с чем суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 6, 19, 23, 67, 81 - 84, 102 Лесного кодекса РФ, Уставом сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, правомерно удовлетворил требования в данной части.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части отказа в удовлетворении требований о проведении таксации лесов, поскольку выводы суда в указанной части не мотивированы судом, противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 68 ЛК РФ, регламентирующей лесоустройство, лесоустройство включает в себя, в том числе, таксацию лесов.
- Лесной кодекс Российской Федерации впервые предусмотрел обязательное проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса), при этом правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 67);
- Лесоустроительная инструкция, утвержденная Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, в частности, предусматривает:
Проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (п. 3).
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 58 Инструкции, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Учитывая приведенные выше нормы закона, а также то, что администрацией сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района лесоустройство, включающее таксацию лесов, не проведено, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении в данной части исковых требований.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из вышеприведенных норм закона, бремя доказывания наличия обстоятельств, предусмотренных 68 Лесного кодекса РФ ГК РФ и наличия на территории сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района объектов лесоустройства.
Вместе с тем, доводы апелляционного представления о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме в перечне мероприятий, установленных ст. 68 Лесного кодекса РФ, не принимаются судебной коллегией, поскольку в материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о наличии на территории сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края лесов, не входящих в состав земель лесного фонда, находящегося в введении КГКУ "Комсомольское лесничество" и отвечающих установленных ст. 102, 108, 109 Лесного кодекса РФ критериям, а именно эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особо защитных участков леса, таких доказательств истцом не представлено, а содержащиеся в генеральном плане сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края сведения о наличии на территории сельского поселения эксплуатационных и защитных лесов относятся к лесным массивам, находящимся в ведении КГКУ "Комсомольское лесничество", также выполняющим обязанности по лесоустройству, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Доводы жалобы главы администрации сельского поселения о том, что сведения, содержащиеся в генеральном плане сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края, являются проектными, не освобождает от обязанности по организации и осуществлению муниципального лесного контроля, в том числе путем проведения лесоустройства в форме таксации лесов.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда о наличии на территории сельского поселения определенных категорий лесов содержанию генерального плана, не влекут отмену решения суда, поскольку в представленном в материалах дела генеральном плане сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края содержится информация о наличии на территории поселения лесных территорий, лесоустройство которых должно быть обеспечено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционном представлении, сводятся к несогласию с выводами суда, являлись предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 28 ноября 2014 года по делу по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края к администрации сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по проведению лесоустройства, в части отказа в удовлетворении требований о проведении таксации лесов, отменить, принять в этой части новое решение.
Возложить на администрацию сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность по проведению таксации лесов.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА

Судьи
С.И.ДОРОЖКО
О.Б.ДОРОЖКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)