Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 01.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего: Гриднева А.Н.
судей: Леоновой Л.В., Нарусова М.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малиновской А.Н
при участии в заседании:
- от истца: Садыгова Элхана Дияса-оглы представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчиков:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- правительства Брянской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- Супоневской сельской администрации Брянского района Брянской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение арбитражного суда Брянской области от 10.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 г. по делу N А09-4494/2014
установил:
Садыгов Элхан Дияс-оглы (далее - истец, Садыгов Э.Д.оглы) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области), Правительству Брянской области (далее - Правительство), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Супоневской сельской администрации Брянского района Брянской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9 277 кв. м с кадастровым номером 32:02:0160507:64 в размере 4 818 678 руб., кадастровой стоимости земельного участка площадью 6 868 кв. м с кадастровым номером 32:020160507:63 в размере 3 567 390 руб., а также обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков (с учетом уточнения).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Брянского района.
Решением арбитражного суда Брянской области от 10.10.2014 (судья Матвеева Н.И.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 г. (судьи Тучкова О.Г., Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просило состоявшиеся судебные акты по делу N А09-4494/2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом заявитель указывает на непредставление заявителем при обращении в суд доказательств, обосновывающих его требования - рыночного отчета о стоимости земельных участков, а также полагает, что экспертное заключение по результатам проведенной экспертизы дополнений к ней не отражает реальную стоимость земельных участков.
В судебное заседание, проведенное путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии арбитражного суда Брянской области, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения сведений на сайте Арбитражного суда Центрального округа, явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, в связи со следующим.
Как установлено судами, Садыгову Элхану Диясу-оглы на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 32:02:0160507:64, площадью 9 277 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина; с кадастровым номером 32:02:0160507:63, площадью 6 868 кв. м, расположенный: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 11.10.2013 земельный участок с кадастровым номером 32:02:0160507:64, имел кадастровую стоимость: 7 791 752 руб. 30 коп., земельный участок с кадастровым номером 32:02:0160507:63, имел кадастровую стоимость: 5 768 433 руб. 20 коп.
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости с официального сайта Росреестра по состоянию на 28.04.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160507:63 составила 19 977 844 руб. 44 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160507:64 составила 26 985 215 руб. 91 коп.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Кассационная коллегия полагает, что суды обоснованно со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорных земельных участков, равной ее рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением экспертизы от 04.08.2014, проведенной экспертом ООО "Региональный центр оценки и экспертиз" Ломакиным С.Н. на основании определения суда.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В данном случае постановлением администрации Брянской области N 1112 от 30.11.2012 были утверждены результаты кадастровой оценки земель проведенной на 01.01.2010 г.
С целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 по ходатайству истца судом была назначена экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Региональный центр оценки и экспертиз" Ломакину Сергею Николаевичу.
Согласно заключению эксперта ООО "Региональный центр оценки и экспертиз" от 04.08.2014 N 5-07/14 величина рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 составила: земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160507:64 - 4 818 678 руб.; земельного участка с кадастровым номером 32:020160507:63 - 3 567 390 руб.
Вышеуказанное экспертное заключение, в отсутствие сомнений в обоснованности заключения экспертизы или наличия противоречий в выводах эксперта, было принято судом в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков.
Оспаривая достоверность экспертизы, Правительство Брянской области в нарушение ст. 65 АПК РФ не представило документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных участков является иной, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявило.
Определение рыночной стоимости спорного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2010) соответствует сложившейся арбитражной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11).
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение арбитражного суда Брянской области от 10.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 г. по делу N А09-4494/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ
Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.04.2015 ПО ДЕЛУ N А09-4494/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N А09-4494/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 01.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего: Гриднева А.Н.
судей: Леоновой Л.В., Нарусова М.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малиновской А.Н
при участии в заседании:
- от истца: Садыгова Элхана Дияса-оглы представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчиков:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- правительства Брянской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- Супоневской сельской администрации Брянского района Брянской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение арбитражного суда Брянской области от 10.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 г. по делу N А09-4494/2014
установил:
Садыгов Элхан Дияс-оглы (далее - истец, Садыгов Э.Д.оглы) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области), Правительству Брянской области (далее - Правительство), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Супоневской сельской администрации Брянского района Брянской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9 277 кв. м с кадастровым номером 32:02:0160507:64 в размере 4 818 678 руб., кадастровой стоимости земельного участка площадью 6 868 кв. м с кадастровым номером 32:020160507:63 в размере 3 567 390 руб., а также обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков (с учетом уточнения).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Брянского района.
Решением арбитражного суда Брянской области от 10.10.2014 (судья Матвеева Н.И.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 г. (судьи Тучкова О.Г., Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просило состоявшиеся судебные акты по делу N А09-4494/2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом заявитель указывает на непредставление заявителем при обращении в суд доказательств, обосновывающих его требования - рыночного отчета о стоимости земельных участков, а также полагает, что экспертное заключение по результатам проведенной экспертизы дополнений к ней не отражает реальную стоимость земельных участков.
В судебное заседание, проведенное путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии арбитражного суда Брянской области, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения сведений на сайте Арбитражного суда Центрального округа, явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, в связи со следующим.
Как установлено судами, Садыгову Элхану Диясу-оглы на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 32:02:0160507:64, площадью 9 277 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина; с кадастровым номером 32:02:0160507:63, площадью 6 868 кв. м, расположенный: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 11.10.2013 земельный участок с кадастровым номером 32:02:0160507:64, имел кадастровую стоимость: 7 791 752 руб. 30 коп., земельный участок с кадастровым номером 32:02:0160507:63, имел кадастровую стоимость: 5 768 433 руб. 20 коп.
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости с официального сайта Росреестра по состоянию на 28.04.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160507:63 составила 19 977 844 руб. 44 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160507:64 составила 26 985 215 руб. 91 коп.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Кассационная коллегия полагает, что суды обоснованно со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорных земельных участков, равной ее рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением экспертизы от 04.08.2014, проведенной экспертом ООО "Региональный центр оценки и экспертиз" Ломакиным С.Н. на основании определения суда.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В данном случае постановлением администрации Брянской области N 1112 от 30.11.2012 были утверждены результаты кадастровой оценки земель проведенной на 01.01.2010 г.
С целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 по ходатайству истца судом была назначена экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Региональный центр оценки и экспертиз" Ломакину Сергею Николаевичу.
Согласно заключению эксперта ООО "Региональный центр оценки и экспертиз" от 04.08.2014 N 5-07/14 величина рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 составила: земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160507:64 - 4 818 678 руб.; земельного участка с кадастровым номером 32:020160507:63 - 3 567 390 руб.
Вышеуказанное экспертное заключение, в отсутствие сомнений в обоснованности заключения экспертизы или наличия противоречий в выводах эксперта, было принято судом в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков.
Оспаривая достоверность экспертизы, Правительство Брянской области в нарушение ст. 65 АПК РФ не представило документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных участков является иной, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявило.
Определение рыночной стоимости спорного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2010) соответствует сложившейся арбитражной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11).
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение арбитражного суда Брянской области от 10.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 г. по делу N А09-4494/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ
Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)