Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
третьего лица (Гатиатулиной Галины Сергеевны) - Мадифурова Р.Р., доверенность от 24.04.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гатиатулиной Галины Сергеевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2014 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-3245/2014
по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, о признании недействительным постановления, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан г. Казань, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество" Республика Татарстан, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан г. Казань, Гизатуллин Ильнар Ильясович, г. Набережные Челны Республики Татарстан, Ахметшина Анна Ярославовна, г. Набережные Челны Республики Татарстан, Ахметшин Ринат Робертович, г. Набережные Челны Республики Татарстан, Аюпов Дмитрий Мубаракзянович, с. Нижние Челны Нижнекамского района Республики Татарстан, Шелеп Виктор Валерьевич, г. Набережные Челны Республики Татарстан, Гатиатулина Галина Сергеевна, г. Набережные Челны Республики Татарстан,
установил:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - заявитель, Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) о признании недействительными постановлений Исполкома и главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 20.06.2007 N 941, от 28.03.2012 N 996, от 16.04.2012 N 1140, от 16.04.2012 N 1141, от 28.03.2012 N 997, от 20.06.2007 N 932, от 20.06.2007 N 933, от 25.12.2008 N 1552, от 10.03.2009 N 208, от 16.01.2009 N 24, от 16.01.2009 N 23.
Определением от 14.02.2014 по делу N А65-25833/2013 арбитражный суд выделил требование о признании недействительным постановления Исполкома от 28.03.2012 N 997 в отдельное производство с присвоением делу номера А65-3245/2014 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014, заявление удовлетворено, постановление Исполкома от 28.03.2012 N 997 признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Гатиатулина Г.С. обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на и нарушение судом норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, Исполкомом 28.03.2012 было принято постановление N 997 "О предоставлении земельного участка в аренду", которым г. Гизатуллину Ильнару Ильясовичу предоставлен земельный участок площадью 1250 кв. м с кадастровым номером 16:39:102201:214, из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Малошильнинское сельское поселение, с. Большая Шильна, в аренду сроком на сорок девять лет.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним права и обязанности по данному земельному участку последовательно передавались в пользу: Ахметшиной А.Я. по договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от 07.06.2012, Аюпову Д.М. по договору перенайма от 13.02.2013, Ахметшину Р.Р. по договору перенайма от 07.08.2013, Шелеп В.В. по договору перенайма от 16.10.2013, Гатиатулиной Г.С. по договору перенайма от 17.02.2014.
Управление Росимущества, полагая, что земельный участок в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства от 1991-1992, 2003 годов входит в состав земель лесного фонда Российской Федерации, считая нарушенными права и законные интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102201:303, 16:39:102201:304, которые были образованы из земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:214, входят в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку Исполком не обладал полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда, а также землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 утверждены правила проведения лесоустройства.
Согласно статье 102 Лесного кодекса Российской Федерации лесопарковые зоны относятся к защитным лесам.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом ГКУ "Елабужское лесничество", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2009 N 151, земли лесного фонда, находящиеся на территории ГКУ "Елабужское лесничество", кварталов 114 - 119, по целевому назначению являются защитными, категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон.
Нормами Лесного законодательства предусматривается усиленный правовой режим охранных лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Как установлено судами, следует из материалов кадастрового дела земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:214 образован из земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:120.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:214 размежеван, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102201:303, 16:39:102201:304.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:120 входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, квартал 117 (выделы 1, 2) является землями лесного фонда и собственностью Российской Федерации, что подтверждено свидетельством от 23.12.2009 серии 16-АЕ N 148307.
Согласно межевому плану на земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:713, в результате кадастровых работ было уточнено местоположение границы и площадь земельного участка, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение уточненных границ земельного участка определено на основании материалов лесоустройства 2003 года.
Площадь земельного участка в результате уточнения границ составила 2553 кв. м, что на 22 745 кв. м меньше площади по данным ГКН.
Уменьшение площади связано с наложением границы г. Набережные Челны и, в том числе, земельного участка с кадастровыми номерами 16:39:102201:303, 16:39:102201:304 (с категорией "земли населенных пунктов") на земли государственного лесного фонда.
Изложенные обстоятельства подтверждают наложение земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:214 на земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности.
Ответчиком не были представлены доказательства перевода спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок и образованные из него земельные участки входят в состав земель лесного фонда, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией. Принадлежность спорных участков к составу земель лесного фонда Российской Федерации подтверждена данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" 1991 - 1992, 2003 годов.
В последующем, право собственности Российской Федерации на общие лесные участки, в состав которых входят спорные земельные участки, зарегистрировано в установленном порядке и выдано свидетельство о государственной регистрации права.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:217 по инициативе Исполкома был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, оформлен кадастровый план, внесена запись об отнесении его к землям населенных пунктов и присвоен кадастровый номер, не наделяет Исполком правом распоряжения данным земельным участком.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для распоряжения земельными участками, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации, с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
С 01.01.2010 не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования (часть 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Осуществленное без соблюдения предусмотренной законом процедуры, отнесение спорных участков к землям населенных пунктов, при осуществлении кадастрового учета, правообразующего значения не имеет.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Следовательно, ответчик в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации не был наделен полномочиями распоряжаться федеральной собственностью и передавать права пользования третьим лицам.
Довод Гатиатуллиной Г.С. о том, что между сторонами возник спор о границах земельных участков, обоснованно был признан судом первой и апелляционной инстанций ошибочным, поскольку в рамках настоящего дела рассматривался вопрос о правомерности распоряжения земельным участком ответчиком, но не спор о границах земельного участка.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление Исполкома от 28.03.2012 N 997 о предоставлении земельного участка в аренду подлежит признанию недействительным.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.06.2014 по делу N А65-12721/2013, от 06.08.2014 по делу N А65-16436/2013, от 11.12.2014 N А65-28533/2013.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу N А65-3245/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2014 N Ф06-18607/2013 ПО ДЕЛУ N А65-3245/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А65-3245/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
третьего лица (Гатиатулиной Галины Сергеевны) - Мадифурова Р.Р., доверенность от 24.04.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гатиатулиной Галины Сергеевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2014 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-3245/2014
по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, о признании недействительным постановления, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан г. Казань, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество" Республика Татарстан, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан г. Казань, Гизатуллин Ильнар Ильясович, г. Набережные Челны Республики Татарстан, Ахметшина Анна Ярославовна, г. Набережные Челны Республики Татарстан, Ахметшин Ринат Робертович, г. Набережные Челны Республики Татарстан, Аюпов Дмитрий Мубаракзянович, с. Нижние Челны Нижнекамского района Республики Татарстан, Шелеп Виктор Валерьевич, г. Набережные Челны Республики Татарстан, Гатиатулина Галина Сергеевна, г. Набережные Челны Республики Татарстан,
установил:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - заявитель, Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) о признании недействительными постановлений Исполкома и главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 20.06.2007 N 941, от 28.03.2012 N 996, от 16.04.2012 N 1140, от 16.04.2012 N 1141, от 28.03.2012 N 997, от 20.06.2007 N 932, от 20.06.2007 N 933, от 25.12.2008 N 1552, от 10.03.2009 N 208, от 16.01.2009 N 24, от 16.01.2009 N 23.
Определением от 14.02.2014 по делу N А65-25833/2013 арбитражный суд выделил требование о признании недействительным постановления Исполкома от 28.03.2012 N 997 в отдельное производство с присвоением делу номера А65-3245/2014 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014, заявление удовлетворено, постановление Исполкома от 28.03.2012 N 997 признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Гатиатулина Г.С. обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на и нарушение судом норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, Исполкомом 28.03.2012 было принято постановление N 997 "О предоставлении земельного участка в аренду", которым г. Гизатуллину Ильнару Ильясовичу предоставлен земельный участок площадью 1250 кв. м с кадастровым номером 16:39:102201:214, из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Малошильнинское сельское поселение, с. Большая Шильна, в аренду сроком на сорок девять лет.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним права и обязанности по данному земельному участку последовательно передавались в пользу: Ахметшиной А.Я. по договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от 07.06.2012, Аюпову Д.М. по договору перенайма от 13.02.2013, Ахметшину Р.Р. по договору перенайма от 07.08.2013, Шелеп В.В. по договору перенайма от 16.10.2013, Гатиатулиной Г.С. по договору перенайма от 17.02.2014.
Управление Росимущества, полагая, что земельный участок в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства от 1991-1992, 2003 годов входит в состав земель лесного фонда Российской Федерации, считая нарушенными права и законные интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102201:303, 16:39:102201:304, которые были образованы из земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:214, входят в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку Исполком не обладал полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда, а также землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 утверждены правила проведения лесоустройства.
Согласно статье 102 Лесного кодекса Российской Федерации лесопарковые зоны относятся к защитным лесам.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом ГКУ "Елабужское лесничество", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2009 N 151, земли лесного фонда, находящиеся на территории ГКУ "Елабужское лесничество", кварталов 114 - 119, по целевому назначению являются защитными, категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон.
Нормами Лесного законодательства предусматривается усиленный правовой режим охранных лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Как установлено судами, следует из материалов кадастрового дела земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:214 образован из земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:120.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:214 размежеван, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102201:303, 16:39:102201:304.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:120 входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, квартал 117 (выделы 1, 2) является землями лесного фонда и собственностью Российской Федерации, что подтверждено свидетельством от 23.12.2009 серии 16-АЕ N 148307.
Согласно межевому плану на земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:713, в результате кадастровых работ было уточнено местоположение границы и площадь земельного участка, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение уточненных границ земельного участка определено на основании материалов лесоустройства 2003 года.
Площадь земельного участка в результате уточнения границ составила 2553 кв. м, что на 22 745 кв. м меньше площади по данным ГКН.
Уменьшение площади связано с наложением границы г. Набережные Челны и, в том числе, земельного участка с кадастровыми номерами 16:39:102201:303, 16:39:102201:304 (с категорией "земли населенных пунктов") на земли государственного лесного фонда.
Изложенные обстоятельства подтверждают наложение земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:214 на земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности.
Ответчиком не были представлены доказательства перевода спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок и образованные из него земельные участки входят в состав земель лесного фонда, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией. Принадлежность спорных участков к составу земель лесного фонда Российской Федерации подтверждена данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" 1991 - 1992, 2003 годов.
В последующем, право собственности Российской Федерации на общие лесные участки, в состав которых входят спорные земельные участки, зарегистрировано в установленном порядке и выдано свидетельство о государственной регистрации права.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:217 по инициативе Исполкома был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, оформлен кадастровый план, внесена запись об отнесении его к землям населенных пунктов и присвоен кадастровый номер, не наделяет Исполком правом распоряжения данным земельным участком.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для распоряжения земельными участками, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации, с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
С 01.01.2010 не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования (часть 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Осуществленное без соблюдения предусмотренной законом процедуры, отнесение спорных участков к землям населенных пунктов, при осуществлении кадастрового учета, правообразующего значения не имеет.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Следовательно, ответчик в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации не был наделен полномочиями распоряжаться федеральной собственностью и передавать права пользования третьим лицам.
Довод Гатиатуллиной Г.С. о том, что между сторонами возник спор о границах земельных участков, обоснованно был признан судом первой и апелляционной инстанций ошибочным, поскольку в рамках настоящего дела рассматривался вопрос о правомерности распоряжения земельным участком ответчиком, но не спор о границах земельного участка.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление Исполкома от 28.03.2012 N 997 о предоставлении земельного участка в аренду подлежит признанию недействительным.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.06.2014 по делу N А65-12721/2013, от 06.08.2014 по делу N А65-16436/2013, от 11.12.2014 N А65-28533/2013.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу N А65-3245/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)