Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Зверевой С.В. (доверенность от 24.02.2015),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-2781/2014
по заявлению открытого акционерного общества коммерческий "Волга-Кредит" банк, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании недействительным отказа от 07.11.2013 N 12-1/3282/11а в предоставлении земельного участка,
при участии третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары, г. Самара, закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, государственного бюджетного учреждения "Региональный центр недвижимости", г. Самара,
установил:
открытое акционерное общество коммерческий "Волга-Кредит" банк (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 07.11.2013 N 12-1/3282/11а в предоставлении в аренду земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары (далее - Департамент), закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, государственное бюджетное учреждение "Региональный центр недвижимости".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что со стороны Министерства отсутствуют какие-либо нарушения норм действующего законодательства, поскольку по испрашиваемому земельному участку проходят кабельные линии напряжением 6 кВ, а в соответствии с пунктом 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещено размещение автомобильных стоянок.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 10.03.2015 был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 17.03.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 по делу N А55-25719/2012 признаны незаконными заключение Департамента от 09.04.2012 N СП-9-5699-1-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказ Министерства от 22.05.2012 N 12-1/3682/11-а в предоставлении Банку земельного участка. Суд также обязал Департамент и Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Во исполнение указанного решения суда распоряжением Департамента от 31.07.2013 N РД-729 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 666 кв. м (в том числе земельный участок площадью 186 кв. м, находящийся в охранной зоне инженерных коммуникаций) по адресу: г. Самара, Ленинский район, между улицами Агибалова и Спортивной, рядом со зданием банка по улице Вилоновской, д. 138, под территорию, необходимую для обслуживания здания банка с целью размещения служебного транспорта, обеспечения подъезда служб охраны и инкассации к зданию банка.
На заявление Банка о предоставлении указанного земельного участка в аренду, Министерство письмом от 07.11.2013 N 12-1/3282/1102 отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что согласно сведениям ЗАО "Самарские городские электрические сети" по земельному участку проходят кабельные линии напряжением 6 кВ. Согласно пункту 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, размещение автомобильных стоянок в охранных зонах электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт запрещается.
Полагая, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушающим права и законные интересы Банка в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что информация обо всех обременениях, в том числе расположенных охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, в отношении испрашиваемого земельного участка уже была отражена и проанализирована при вынесении Департаментом распоряжения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка и постановки земельного участка на кадастровый учет, а отказ в предоставлении земельного участка после утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотивам наличия ограничения в виде нахождения на земельном участке объектов электросетевого хозяйства является недопустимым.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, согласно пункту 2 которых в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Помимо указанных ограничений, подпунктом "б" пункта 9 этих же Правил предусмотрено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещено, в том числе, размещать стоянки всех видов машин и механизмов.
Таким образом, предоставление земельного участка, расположенного в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, с целью размещения служебного транспорта, недопустимо, поскольку это прямо противоречит запрету, установленному нормами действующего законодательства.
В противном случае осуществление деятельности в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства, не связанной с эксплуатацией такого объекта, может привести к негативным последствиям как для граждан, так и для юридических лиц.
Из представленных в материалы дела распоряжения Департамента от 31.02.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка, кадастрового паспорта спорного земельного участка усматривается, что часть земельного участка расположена в охранной зоне инженерных коммуникаций. Из письма ЗАО "Самарские городские электрические сети", отзывов ЗАО "Самарские городские электрические сети" и Департамента по настоящему делу следует, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах охранных зон электросетевого кабеля 6 кВ.
Однако данные обстоятельства не были предметом исследования судебных инстанций. По настоящему спору суды вопрос о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах охранной зоны электросетевого кабеля 6 кВ не рассматривали; не устанавливали площадь соответствующего наложения испрашиваемого земельного участка на охранную зону электросетевого кабеля (полностью либо частично); не выясняли возможность использования земельного участка по назначению.
Вместе с тем такое выяснение в силу вышеприведенных норм права обязательно, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка предоставление земельного участка невозможно.
Вывод судов о том, что отказ в предоставлении земельного участка после утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотивам наличия ограничения в виде нахождения на земельном участке объектов электросетевого хозяйства является недопустимым, суд кассационной инстанции находит несостоятельным, как не основанный на действующем законодательстве.
Утверждение Банку схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том, или ином праве и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления данному лицу земельного участка.
Поскольку судами в должной мере не рассмотрены основания, препятствующие в предоставлении земельного участка, суд кассационной инстанции считает необходимым принятые по делу судебные акты отменить, как принятые по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для настоящего спора, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А55-2781/2014 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2015 N Ф06-21063/2013 ПО ДЕЛУ N А55-2781/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. N Ф06-21063/2013
Дело N А55-2781/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Зверевой С.В. (доверенность от 24.02.2015),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-2781/2014
по заявлению открытого акционерного общества коммерческий "Волга-Кредит" банк, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании недействительным отказа от 07.11.2013 N 12-1/3282/11а в предоставлении земельного участка,
при участии третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары, г. Самара, закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, государственного бюджетного учреждения "Региональный центр недвижимости", г. Самара,
установил:
открытое акционерное общество коммерческий "Волга-Кредит" банк (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 07.11.2013 N 12-1/3282/11а в предоставлении в аренду земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары (далее - Департамент), закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, государственное бюджетное учреждение "Региональный центр недвижимости".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что со стороны Министерства отсутствуют какие-либо нарушения норм действующего законодательства, поскольку по испрашиваемому земельному участку проходят кабельные линии напряжением 6 кВ, а в соответствии с пунктом 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещено размещение автомобильных стоянок.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 10.03.2015 был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 17.03.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 по делу N А55-25719/2012 признаны незаконными заключение Департамента от 09.04.2012 N СП-9-5699-1-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказ Министерства от 22.05.2012 N 12-1/3682/11-а в предоставлении Банку земельного участка. Суд также обязал Департамент и Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Во исполнение указанного решения суда распоряжением Департамента от 31.07.2013 N РД-729 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 666 кв. м (в том числе земельный участок площадью 186 кв. м, находящийся в охранной зоне инженерных коммуникаций) по адресу: г. Самара, Ленинский район, между улицами Агибалова и Спортивной, рядом со зданием банка по улице Вилоновской, д. 138, под территорию, необходимую для обслуживания здания банка с целью размещения служебного транспорта, обеспечения подъезда служб охраны и инкассации к зданию банка.
На заявление Банка о предоставлении указанного земельного участка в аренду, Министерство письмом от 07.11.2013 N 12-1/3282/1102 отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что согласно сведениям ЗАО "Самарские городские электрические сети" по земельному участку проходят кабельные линии напряжением 6 кВ. Согласно пункту 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, размещение автомобильных стоянок в охранных зонах электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт запрещается.
Полагая, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушающим права и законные интересы Банка в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что информация обо всех обременениях, в том числе расположенных охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, в отношении испрашиваемого земельного участка уже была отражена и проанализирована при вынесении Департаментом распоряжения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка и постановки земельного участка на кадастровый учет, а отказ в предоставлении земельного участка после утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотивам наличия ограничения в виде нахождения на земельном участке объектов электросетевого хозяйства является недопустимым.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, согласно пункту 2 которых в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Помимо указанных ограничений, подпунктом "б" пункта 9 этих же Правил предусмотрено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещено, в том числе, размещать стоянки всех видов машин и механизмов.
Таким образом, предоставление земельного участка, расположенного в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, с целью размещения служебного транспорта, недопустимо, поскольку это прямо противоречит запрету, установленному нормами действующего законодательства.
В противном случае осуществление деятельности в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства, не связанной с эксплуатацией такого объекта, может привести к негативным последствиям как для граждан, так и для юридических лиц.
Из представленных в материалы дела распоряжения Департамента от 31.02.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка, кадастрового паспорта спорного земельного участка усматривается, что часть земельного участка расположена в охранной зоне инженерных коммуникаций. Из письма ЗАО "Самарские городские электрические сети", отзывов ЗАО "Самарские городские электрические сети" и Департамента по настоящему делу следует, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах охранных зон электросетевого кабеля 6 кВ.
Однако данные обстоятельства не были предметом исследования судебных инстанций. По настоящему спору суды вопрос о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах охранной зоны электросетевого кабеля 6 кВ не рассматривали; не устанавливали площадь соответствующего наложения испрашиваемого земельного участка на охранную зону электросетевого кабеля (полностью либо частично); не выясняли возможность использования земельного участка по назначению.
Вместе с тем такое выяснение в силу вышеприведенных норм права обязательно, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка предоставление земельного участка невозможно.
Вывод судов о том, что отказ в предоставлении земельного участка после утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотивам наличия ограничения в виде нахождения на земельном участке объектов электросетевого хозяйства является недопустимым, суд кассационной инстанции находит несостоятельным, как не основанный на действующем законодательстве.
Утверждение Банку схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том, или ином праве и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления данному лицу земельного участка.
Поскольку судами в должной мере не рассмотрены основания, препятствующие в предоставлении земельного участка, суд кассационной инстанции считает необходимым принятые по делу судебные акты отменить, как принятые по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для настоящего спора, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А55-2781/2014 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)