Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Министерство имущественных и земельных отношений субъекта РФ ссылается на то, что на участки государственная собственность не разграничена, следовательно, полномочиями по распоряжению участками наделено Министерство.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от администрации города Твери Кузнецовой С.А. (доверенность от 29.05.2015), Аваева Д.В. (доверенность от 27.11.2014), рассмотрев 08.06.2015, 15.06.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации города Твери и министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу N А66-6148/2014 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.),
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - ТУ ФАУГИ), о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки, местоположение которых определено относительно ориентира, находящегося по адресу: г. Тверь, дер. Никифоровское:
- - площадью 37 746 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200186:31;
- - площадью 17 672 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200187:23;
- - площадью 26 388 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200188:17.
Решением от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционный суд, установив безусловные основания, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для отмены решения, определением от 23.12.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121, администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация).
Постановлением апелляционного суда от 20.02.2015 решение от 28.07.2014 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить обжалуемое постановление и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что поскольку спорные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочиями по распоряжению этими участками наделено Министерство; у судов отсутствовали основания для применения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), поскольку решением исполнительного комитета Тверского городского Совета народных депутатов от 28.10.1991 N 437-10 земельный участок площадью 32 га изъят у государственного сельскохозяйственного предприятия "Волжский государственный племенной конный завод" (далее - Завод).
Министерство в своей кассационной жалобе просит отменить обжалуемое постановление и удовлетворить исковые требования, указывая на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация Завода влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, в связи с чем основания, по которым в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены записи о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, отпали.
В отзыве на кассационные жалобы ТУ ФАУГИ просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на то, что собственность на спорные участки разграничена на основании Постановления N 3020-1 и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), доказательств отказа Завод от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок либо его изъятия в материалы дела не представлено.
В судебном заседании 08.06.2015 объявлен перерыв до 15.06.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 131-11, а также выданного Заводу государственного акта N ТВО-10-30-242 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2450 га в границах, указанных на чертеже, для ведения сельского хозяйства, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0200186:31, 69:40:0200187:23, 69:40:0200188:17, о чем в ЕГРП 13.12.2013 сделаны записи N 69-69-02/057/2013-274, 69-69-02/057/2013-275, 69-69-02/057/2013-277.
Министерство, ссылаясь на то, что Российская Федерация незаконно зарегистрировала право собственности на спорные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и в отношении которых Комитетом по управлению имуществом Тверской области приняты распоряжения от 06.10.2009 N 1931, 1932 и от 18.06.2010 N 1631 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды, что препятствует распоряжению земельными участками, обратилось в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункт 7 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что право государственной собственности на спорные участки разграничено, а ликвидация Завода не прекращает права федеральной собственности. Также суд указал, что истец не представил доказательств, подтверждающих наделение его полномочиями законного владеющего собственника спорных участков.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с абзацем 4 пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Министерство, оспаривая право федеральной собственности на земельные участки, не заявляет о наличии у муниципального образования или Тверской области права собственности на эти объекты, а также не является их законным владельцем.
В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии (пункт 7 раздела IV).
Согласно уставу, зарегистрированному решением Малого совета Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993, Завод относился исключительно к федеральной собственности, а также не являлся правопреемником юридических лиц.
Как следует из приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (далее - Минсельхозпрод России) от 26.09.1996 N 261, Завод находился в ведении департамента животноводства и племенного дела Минсельхозпрода России.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.06.2006 по делу N А66-4008/2006 Завод признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Суд апелляционной инстанции, установив, что спорные земельные участки образованы из земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Заводу, являвшемуся федеральным государственным предприятием, сделал правильный вывод о том, что они относятся к федеральной собственности в силу пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. При этом указанное право возникло в силу закона.
Ссылка Министерства на решение Исполнительного комитета Тверского городского Совета народных депутатов от 28.10.1991 N 437-10 и протокол от 14.08.1992 совместного технического совещания конезавода "Волжский" обоснованно отклонена апелляционным судом, поскольку предоставление Заводу участка площадью 2450 га на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществлено 29.01.1993 по государственному акту N ТВО-10-30-242 на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 131-11, то есть после их принятия. Указанные документы не оспорены и недействительными не признаны. Оснований считать, что государственный акт выдан неуполномоченным лицом, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы подателей жалоб относительно изъятия у Завода спорных земельных участков и отсутствия правовых оснований для регистрации права собственности Российской Федерации в связи с ликвидацией Завода 05.08.2013, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и признаны несостоятельными как не подтвержденные надлежащими доказательствами и основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу N А66-6148/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации города Твери и министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.06.2015 N Ф07-3194/2015 ПО ДЕЛУ N А66-6148/2014
Требование: О признании отсутствующим права собственности РФ на земельные участки.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Министерство имущественных и земельных отношений субъекта РФ ссылается на то, что на участки государственная собственность не разграничена, следовательно, полномочиями по распоряжению участками наделено Министерство.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2015 г. по делу N А66-6148/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от администрации города Твери Кузнецовой С.А. (доверенность от 29.05.2015), Аваева Д.В. (доверенность от 27.11.2014), рассмотрев 08.06.2015, 15.06.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации города Твери и министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу N А66-6148/2014 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.),
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - ТУ ФАУГИ), о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки, местоположение которых определено относительно ориентира, находящегося по адресу: г. Тверь, дер. Никифоровское:
- - площадью 37 746 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200186:31;
- - площадью 17 672 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200187:23;
- - площадью 26 388 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200188:17.
Решением от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционный суд, установив безусловные основания, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для отмены решения, определением от 23.12.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121, администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация).
Постановлением апелляционного суда от 20.02.2015 решение от 28.07.2014 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить обжалуемое постановление и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что поскольку спорные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочиями по распоряжению этими участками наделено Министерство; у судов отсутствовали основания для применения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), поскольку решением исполнительного комитета Тверского городского Совета народных депутатов от 28.10.1991 N 437-10 земельный участок площадью 32 га изъят у государственного сельскохозяйственного предприятия "Волжский государственный племенной конный завод" (далее - Завод).
Министерство в своей кассационной жалобе просит отменить обжалуемое постановление и удовлетворить исковые требования, указывая на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация Завода влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, в связи с чем основания, по которым в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены записи о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, отпали.
В отзыве на кассационные жалобы ТУ ФАУГИ просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на то, что собственность на спорные участки разграничена на основании Постановления N 3020-1 и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), доказательств отказа Завод от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок либо его изъятия в материалы дела не представлено.
В судебном заседании 08.06.2015 объявлен перерыв до 15.06.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 131-11, а также выданного Заводу государственного акта N ТВО-10-30-242 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2450 га в границах, указанных на чертеже, для ведения сельского хозяйства, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0200186:31, 69:40:0200187:23, 69:40:0200188:17, о чем в ЕГРП 13.12.2013 сделаны записи N 69-69-02/057/2013-274, 69-69-02/057/2013-275, 69-69-02/057/2013-277.
Министерство, ссылаясь на то, что Российская Федерация незаконно зарегистрировала право собственности на спорные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и в отношении которых Комитетом по управлению имуществом Тверской области приняты распоряжения от 06.10.2009 N 1931, 1932 и от 18.06.2010 N 1631 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды, что препятствует распоряжению земельными участками, обратилось в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункт 7 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что право государственной собственности на спорные участки разграничено, а ликвидация Завода не прекращает права федеральной собственности. Также суд указал, что истец не представил доказательств, подтверждающих наделение его полномочиями законного владеющего собственника спорных участков.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с абзацем 4 пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Министерство, оспаривая право федеральной собственности на земельные участки, не заявляет о наличии у муниципального образования или Тверской области права собственности на эти объекты, а также не является их законным владельцем.
В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии (пункт 7 раздела IV).
Согласно уставу, зарегистрированному решением Малого совета Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993, Завод относился исключительно к федеральной собственности, а также не являлся правопреемником юридических лиц.
Как следует из приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (далее - Минсельхозпрод России) от 26.09.1996 N 261, Завод находился в ведении департамента животноводства и племенного дела Минсельхозпрода России.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.06.2006 по делу N А66-4008/2006 Завод признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Суд апелляционной инстанции, установив, что спорные земельные участки образованы из земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Заводу, являвшемуся федеральным государственным предприятием, сделал правильный вывод о том, что они относятся к федеральной собственности в силу пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. При этом указанное право возникло в силу закона.
Ссылка Министерства на решение Исполнительного комитета Тверского городского Совета народных депутатов от 28.10.1991 N 437-10 и протокол от 14.08.1992 совместного технического совещания конезавода "Волжский" обоснованно отклонена апелляционным судом, поскольку предоставление Заводу участка площадью 2450 га на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществлено 29.01.1993 по государственному акту N ТВО-10-30-242 на основании решения Калининского районного Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 131-11, то есть после их принятия. Указанные документы не оспорены и недействительными не признаны. Оснований считать, что государственный акт выдан неуполномоченным лицом, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы подателей жалоб относительно изъятия у Завода спорных земельных участков и отсутствия правовых оснований для регистрации права собственности Российской Федерации в связи с ликвидацией Завода 05.08.2013, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и признаны несостоятельными как не подтвержденные надлежащими доказательствами и основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу N А66-6148/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации города Твери и министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)