Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 05АП-15812/2014 ПО ДЕЛУ N А24-3492/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N 05АП-15812/2014

Дело N А24-3492/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 10 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае,
апелляционное производство N 05АП-15812/2014
на решение от 05.11.2014
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3492/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский дом" (ИНН 4101113777, ОГРН 1064101072507, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.12.2006)
к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ИНН 4101145761, ОГРН 1114101003708, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.07.2011)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ИНН 4101133149, ОГРН 1094101004865, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.10.2009)
- о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, выразившегося в ненаправлении в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образования лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346;
- о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, выразившегося в непринятии решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346,
при участии:
лица, участвующие в деле не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Русский дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее - Агентство лесного хозяйства), выразившегося в ненаправлении в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образования лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, а также о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее - ТУ ФАУГИ, Управление), выразившегося в непринятии решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346.
Решением арбитражного суда Камчатского края от 05.11.2014 признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, выразившееся в непринятии решения о разделе лесного (земельного) участка) с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, как несоответствующее Лесному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, выразившегося в ненаправлении в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образования лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, отказано.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований к Управлению отказать.
В доводах апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ настаивает на том, что исходя из положений земельного и лесного законодательства, полномочиями по принятию решений об образований земельных участков из состава лесного фонда обладает Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Русский дом" решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество указывает, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме ст. 83 Лесного кодекса РФ. Поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должно осуществлять Управление.
В отзыве на апелляционную жалобу Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В связи с отпуском судьи Н.Н. Анисимовой на основании определения от 02.03.2015 года произведена замена судьи Н.Н. Анисимовой на судью С.В. Гуцалюк, рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 02.03.2015 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10.03.2015 до 11 часов 30 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Представители лиц, участвующих в деле до и после перерыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 163, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится лесной участок с кадастровым номером 41:00:00000003 (т. 1 л.д. 105).
Из имеющихся в материалах дела межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка следует, что из состава земельного участка с кадастровым номером 41:00:00000003 образован и поставлен 26.10.2012 на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, площадью 0,5237 га, разрешенное использование - для использования по назначению участков лесного фонда (т. 1 л.д. 36-39).
По заявке Общества 16.04.2013 состоялся аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, в соответствии с которым Общество, как единственный участник данного аукциона, получило право заключить договор аренды лесного участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, площадью 0,5237 га (т. 1 л.д. 45-46).
29.04.2014 между Обществом и Агентством лесного хозяйства подписан соответствующий договор аренды лесного участка (т. 1 л.д. 75).
Письмом от 07.05.2013 исх. N 1314 Агентство лесного хозяйства направило в ТУ ФАУГИ пакет документов для раздела лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:00000003 и образования из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 (т. 1 л.д. 47).
Письмом от 03.06.2013 исх. N 2343 ТУ ФАУГИ сообщило Агентству лесного хозяйства о том, что полученные документы направлены в Росимущество для принятия соответствующего решения (т. 1 л.д. 48).
29.08.2013 в ТУ ФАУГИ поступило поручение Росимущества N ПП-10/33287 от 22.07.2013, в котором указано на расхождения в площади образуемого земельного участка и невозможность в связи с этим принять соответствующее решение о разделе лесного (земельного) участка (т. 1 л.д. 51-52).
Письмом от 24.09.2013 исх. N 3000 Агентство лесного хозяйства повторно направило в ТУ ФАУГИ пакет документов для раздела лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:00000003 и образования из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 (т. 1 л.д. 54).
Письмом от 30.09.2013 N 4454 ТУ ФАУГИ сообщило Агентству лесного хозяйства о том, что полученные документы направлены в Росимущество для принятия соответствующего решения (т. 1 л.д. 55). 24.10.2013 в ТУ ФАУГИ поступило поручение Росимущества N ПП-10/49554 от 23.10.2013, в котором, со ссылкой на письмо Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21801-ПК/Д23и, указано, что обращения по образованию лесных участков должны быть переадресованы в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (т. 1 л.д. 56).
12.11.2013 в ТУ ФАУГИ поступило поручение Росимущества N РЮ-10/52083 от 08.11.2013, которым поступивший пакет документов возвращен без рассмотрения также со ссылкой на письмо Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21801-ПК/Д23и (т. 1 л.д. 159).
Письмом от 29.11.2013 исх. N 5414 ТУ ФАУГИ возвратило Агентству лесного хозяйства пакет документов, необходимых для раздела лесного (земельного) участка (т. 1 л.д. 57-58).
Из материалов дела также следует, что 10.07.2014 Общество обратилось в ТУ ФАУГИ с обращением о даче разъяснений по вопросу непринятия решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:00000003 и непринятия мер по регистрации права собственности Российской Федерации на сформированный лесной (земельный) участок с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 (т. 1 л.д. 103-104).
Считая незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства по ненаправлению в ТУ ФАУГИ пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе спорного лесного (земельного) участка и образования лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, а также незаконным бездействие ТУ ФАУГИ по непринятию решения о разделе спорного лесного (земельного) участка и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что вопрос о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:00000003 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 не был разрешен по существу, поскольку в связи с отсутствием у ТУ ФАУГИ соответствующих полномочий.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
С учетом предмета заявленных требований, и установленных по делу обстоятельств, при разрешении настоящего спора надлежит установить лицо, в чьей компетенции находится решение вопроса о разделе спорного лесного участка.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация.
Федеральными законами устанавливаются случаи передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Из системного толкования указанных норм права следует, что перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как правильно указано судом первой инстанции, из анализа статьи 83 ЛК РФ не следует, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по принятию решений об образовании земельных участков (лесных участков).
Таким образом, поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по условиям которого решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков является основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (пункт 1 статьи 22.2 Закона).
Проанализировав указанные нормы права, суд первой пришел к обоснованному выводу о том, что образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения, предполагающее необходимость государственной регистрации прав на них, вносит изменения в правовой режим преобразуемого имущества и, соответственно, находится в компетенции собственника данного имущества.
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно данному Постановлению, Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, решение об образовании лесных участков может быть принято уполномоченным органом - Росимуществом.
В Камчатском крае от имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно Территориальное управление Росимущества в Камчатском крае на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
Судом установлено, что Приказом Минэкономразвития России от 18.09.2013 N 538 внесены изменения в типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которыми значительно расширены полномочия территориальных управлений Росимущества.
Во исполнение вышеназванного приказа, Росимуществом издан Приказ N 08 от 17.01.2014 "О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом", в том числе и в Положение о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.18 данного Типового положения, ТУ ФАУГИ имеет право самостоятельно принимать решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что лесной (земельный) участок с кадастровым номером 41:00:00000003 находится в собственности Российской Федерации, а образуемый из него лесной (земельный) участок с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 имеет площадь менее десяти гектаров, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае вопрос об образовании спорного земельного участка должен был быть рассмотрен ТУ ФАУГИ в Камчатском крае самостоятельно.
Исследовав и оценив в порядке ст. 68, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, приняв во внимание, что пакет документов для принятия соответствующего решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:00000003 был повторно представлен Агентством лесного хозяйства в ТУ ФАУГИ после издания Минэкономразвития России приказа от 18.09.2013 N 538, 10.07.2014 Общество самостоятельно направило в ТУ ФАУГИ обращение по вопросу образования спорного лесного (земельного) участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что непринятие ТУ ФАУГИ решения по существу поставленного вопроса свидетельствует о незаконном бездействии данного государственного органа.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, выразившееся в непринятии по существу решения о разделе лесного (земельного) участка) с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования, и в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал ТУ ФАУГИ в Камчатском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Иные обстоятельства правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Рассматривая требование Общества о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства по ненаправлению в ТУ ФАУГИ пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе спорного лесного (земельного), суд первой инстанции установив факт неоднократного направления Агентством лесного хозяйства пакета документов, необходимых для принятия соответствующего решения, отсутствие законодательно закрепленной обязанности Агентства лесного хозяйства совершать действия по образованию лесных (земельных) участков, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных в указанной части требованиях.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.11.2014 по делу N А24-3492/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)