Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении в собственность земельного участка по причине наложения границ испрашиваемого участка на границы сложившихся землепользователей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Якушева Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сивохина Д.А. (докладчик),
судей: Подольской А.А. и Лазаревой М.А.,
при секретаре: М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционным жалобам министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара
на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 июня 2015 года, которым постановлено:
"Заявление М.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1160/12 от 31 декабря 2013 года об отказе в предоставлении в собственность М.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 785 кв. м под садоводство.
Обязать администрацию г.о. Самара рассмотреть по существу заявление М.А. от 25 апреля 2012 года N 12-1/1160/12 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 785 кв. м под садоводство.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителей министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара В. и М.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя М.А. - А., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении земельного участка.
В обоснование своего заявления указал, что 25 апреля 2012 года обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> участок б/н площадью 785 кв. м под садоводство.
Уведомлением от 31 декабря 2013 года N 12-1/1160/12 ему отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основанию расположения на нем деревянных туалета и летнего душа, на которые не представлены необходимые документы, а также на основании того, что по сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользователей.
Ссылаясь на то, что право собственности на деревянные туалет и летний душ не зарегистрировано, поскольку они не является объектами капитального строительства и не состоят на техническом учете в органах технической инвентаризации, на то, что на момент обращения его с заявлением деревянные туалет и летний душ на испрашиваемом земельном участке отсутствовали и были самовольно возведены неизвестными лицами позднее, на то, что представленные Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара сведения о том, что границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользователей достоверными доказательствами не подтверждены, М.А. просил суд признать незаконным отказ Министерства в предоставлении земельного участка от 31 декабря 2013 года N 12-1/1160/12 и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара возобновить работу по его заявлению от 25 апреля 2012 года о предоставлении в собственность земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 142-145).
В апелляционных жалобах представители министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара просят отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований М.А. (л.д. 147-152, 159-166).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Удовлетворяя заявление в части признания незаконным оспариваемого заявителем отказа Министерства в предоставлении земельного участка и возлагая на компетентный орган обязанность по восстановлению нарушенного права М.А., суд первой инстанции исходил из того, что Министерством в нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно акта осмотра испрашиваемого земельного участка, составленного ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" 26 июня 2012 года (л.д. 32-33) земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, приложенная к акту осмотра выноса границ земельного участка от 26 июня 2012 года N 49 (л.д. 37) схема земельного участка (л.д. 38) не содержит сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости и сооружений, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют строения, сооружений, отсутствие наложения границ земельного участка на границы сложившихся землепользователей подтверждается проектом границ земельного участка с каталогом координат, изготовленным ООО "ЦГС Геоцентр", сведения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, содержащиеся в ответе от 27 сентября 2012 года на запрос Министерства (л.д. 10) о наложении границ испрашиваемого земельного участка на границы сложившихся землепользований и о расположении на нем нежилого здания, строения или сооружения не были проверены Министерством надлежащим образом путем истребования топографических материалов, установления лиц, являющиеся землепользователями земельных участков, на границы которых налагается испрашиваемый заявителем земельный участок и путем истребования сведений о регистрации чьих-либо прав на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
Между тем судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о недоказанности Министерством соответствия оспариваемого М.А. отказа в предоставлении земельного участка закону и о нарушении прав либо свобод заявителя оспариваемым отказом являются неправильными, они не основаны на нормах материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка.
В силу п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городком округе Самара" в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
Пунктом 4 Приложения N 2 к Порядку установлено, что в случае если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, заявители представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, выданную не ранее, чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также иные документы, подтверждающие возникновение прав заявителя на эти объекты в соответствии с действующим законодательством.
При отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, могут быть представлены заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения.
Если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке, либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный в установленном порядке, а также заверенные в установленном порядке копии договоров, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Судом установлено, что 25 апреля 2015 года М.А. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> участок б/н площадью 785 кв. м под садоводство (л.д. 11).
В тот же день заявление принято Министерством к рассмотрению.
Министерством проводилась работа по заявлению М.А. в частности 28 мая 2012 года направлялся запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении информации, на который поступил ответ, согласно которому границы испрашиваемого М.А. земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользований, на территории объекта расположено нежилое здание, строение и сооружение (л.д. 10).
4 июня 2012 года Министерством в ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" направлена заявка на проведение осмотра испрашиваемого М.А. земельного участка (л.д. 39). 6 июня 2012 года в адрес заявителя директором ГБУ СО "РНЦ" направлено уведомление о времени и месте проведения осмотра земельного участка (л.д. 34).
Согласно акта осмотра земельного участка, составленного ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" 26 июня 2012 года в отсутствии М.А. осуществлен осмотр земельного участка по адресу: <адрес> участок б/н площадью 785 кв. м в ходе которого установлено, что на земельном участке находятся деревянные туалет и летний душ (л.д. 31-33).
31 декабря 2013 года Министерство направило в адрес представителя М.А. уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на наличие на участке деревянных туалета и летнего душа зафиксированного актом осмотра земельного участка от 26 июня 2015 года и на сведения, полученные из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в рамках межведомственного взаимодействия о наложении границ испрашиваемого М.А. земельного участка на границы сложившихся землепользований (л.д. 7-9).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования М.А., не принял во внимание, что документы, предусмотренные Пунктом 4 Приложения N 2 к Порядку, в Министерство заявителем представлены не были, пришел к неправильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка и о восстановлении нарушенного права.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене полностью, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления М.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Апелляционные жалобы министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара удовлетворить.
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении заявления М.А. о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 785 кв. м под садоводство и о восстановлении нарушенного права - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9546/2015
Требование: Об обязании предоставить в собственность земельный участок.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении в собственность земельного участка по причине наложения границ испрашиваемого участка на границы сложившихся землепользователей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2015 г. по делу N 33-9546/2015
Судья: Якушева Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сивохина Д.А. (докладчик),
судей: Подольской А.А. и Лазаревой М.А.,
при секретаре: М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционным жалобам министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара
на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 июня 2015 года, которым постановлено:
"Заявление М.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1160/12 от 31 декабря 2013 года об отказе в предоставлении в собственность М.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 785 кв. м под садоводство.
Обязать администрацию г.о. Самара рассмотреть по существу заявление М.А. от 25 апреля 2012 года N 12-1/1160/12 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 785 кв. м под садоводство.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителей министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара В. и М.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя М.А. - А., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении земельного участка.
В обоснование своего заявления указал, что 25 апреля 2012 года обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> участок б/н площадью 785 кв. м под садоводство.
Уведомлением от 31 декабря 2013 года N 12-1/1160/12 ему отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основанию расположения на нем деревянных туалета и летнего душа, на которые не представлены необходимые документы, а также на основании того, что по сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользователей.
Ссылаясь на то, что право собственности на деревянные туалет и летний душ не зарегистрировано, поскольку они не является объектами капитального строительства и не состоят на техническом учете в органах технической инвентаризации, на то, что на момент обращения его с заявлением деревянные туалет и летний душ на испрашиваемом земельном участке отсутствовали и были самовольно возведены неизвестными лицами позднее, на то, что представленные Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара сведения о том, что границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользователей достоверными доказательствами не подтверждены, М.А. просил суд признать незаконным отказ Министерства в предоставлении земельного участка от 31 декабря 2013 года N 12-1/1160/12 и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара возобновить работу по его заявлению от 25 апреля 2012 года о предоставлении в собственность земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 142-145).
В апелляционных жалобах представители министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара просят отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований М.А. (л.д. 147-152, 159-166).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Удовлетворяя заявление в части признания незаконным оспариваемого заявителем отказа Министерства в предоставлении земельного участка и возлагая на компетентный орган обязанность по восстановлению нарушенного права М.А., суд первой инстанции исходил из того, что Министерством в нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно акта осмотра испрашиваемого земельного участка, составленного ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" 26 июня 2012 года (л.д. 32-33) земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, приложенная к акту осмотра выноса границ земельного участка от 26 июня 2012 года N 49 (л.д. 37) схема земельного участка (л.д. 38) не содержит сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости и сооружений, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют строения, сооружений, отсутствие наложения границ земельного участка на границы сложившихся землепользователей подтверждается проектом границ земельного участка с каталогом координат, изготовленным ООО "ЦГС Геоцентр", сведения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, содержащиеся в ответе от 27 сентября 2012 года на запрос Министерства (л.д. 10) о наложении границ испрашиваемого земельного участка на границы сложившихся землепользований и о расположении на нем нежилого здания, строения или сооружения не были проверены Министерством надлежащим образом путем истребования топографических материалов, установления лиц, являющиеся землепользователями земельных участков, на границы которых налагается испрашиваемый заявителем земельный участок и путем истребования сведений о регистрации чьих-либо прав на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
Между тем судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о недоказанности Министерством соответствия оспариваемого М.А. отказа в предоставлении земельного участка закону и о нарушении прав либо свобод заявителя оспариваемым отказом являются неправильными, они не основаны на нормах материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка.
В силу п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городком округе Самара" в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
Пунктом 4 Приложения N 2 к Порядку установлено, что в случае если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, заявители представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, выданную не ранее, чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также иные документы, подтверждающие возникновение прав заявителя на эти объекты в соответствии с действующим законодательством.
При отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, могут быть представлены заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения.
Если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке, либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный в установленном порядке, а также заверенные в установленном порядке копии договоров, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Судом установлено, что 25 апреля 2015 года М.А. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> участок б/н площадью 785 кв. м под садоводство (л.д. 11).
В тот же день заявление принято Министерством к рассмотрению.
Министерством проводилась работа по заявлению М.А. в частности 28 мая 2012 года направлялся запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении информации, на который поступил ответ, согласно которому границы испрашиваемого М.А. земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользований, на территории объекта расположено нежилое здание, строение и сооружение (л.д. 10).
4 июня 2012 года Министерством в ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" направлена заявка на проведение осмотра испрашиваемого М.А. земельного участка (л.д. 39). 6 июня 2012 года в адрес заявителя директором ГБУ СО "РНЦ" направлено уведомление о времени и месте проведения осмотра земельного участка (л.д. 34).
Согласно акта осмотра земельного участка, составленного ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" 26 июня 2012 года в отсутствии М.А. осуществлен осмотр земельного участка по адресу: <адрес> участок б/н площадью 785 кв. м в ходе которого установлено, что на земельном участке находятся деревянные туалет и летний душ (л.д. 31-33).
31 декабря 2013 года Министерство направило в адрес представителя М.А. уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на наличие на участке деревянных туалета и летнего душа зафиксированного актом осмотра земельного участка от 26 июня 2015 года и на сведения, полученные из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в рамках межведомственного взаимодействия о наложении границ испрашиваемого М.А. земельного участка на границы сложившихся землепользований (л.д. 7-9).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования М.А., не принял во внимание, что документы, предусмотренные Пунктом 4 Приложения N 2 к Порядку, в Министерство заявителем представлены не были, пришел к неправильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка и о восстановлении нарушенного права.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене полностью, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления М.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Апелляционные жалобы министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара удовлетворить.
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении заявления М.А. о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 785 кв. м под садоводство и о восстановлении нарушенного права - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)