Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество полагает, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Активленд": Пацюры А.А. (дов. от 01.01.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, Управления Росреестра по Московской области: Темишева А.Х. (дов. N 57-Д от 10.03.2015 г.);
- рассмотрев 17 марта 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 г.,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-40080/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Активленд"
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконным решения и обязании осуществить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Активленд" (далее - ООО "Активленд", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 общей площадью 44 202 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства производственно-складского корпуса, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, ул. Кокошкинское шоссе, уч. 12, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 - НК N 063163 от 08 апреля 2010 г.
Из кадастрового паспорта земельного участка N МО-14/3В-83443 от 24 января 2014 г. следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 303 210 249 руб. 30 коп.
07 мая 2014 г. ООО "Активленд" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением о пересмотре установленной кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной стоимости 94 596 865 руб., определенной на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью" (далее - ООО "Институт оценки и управления собственностью") N 1-637-О/2014 от 26 марта 2014 г.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04 июня 2014 г. заявление ООО "Активленд" отклонено со ссылкой на несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации) к оформлению и (или) содержанию отчета об оценке и к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, а именно: необоснованная корректировка на различие в категории земель (таблица 13 страница 83 отчета); необоснованный отказ от доходного подхода.
Полагая, что указанное решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Активленд" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Комиссия) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04 июня 2014 г. и обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452 в Московской области, при территориальном органе в Московской области принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2014 г. заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04 июня 2014 г. Суд также обязал Управление Росреестра по Московской области повторно рассмотреть вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 г. решение суда первой инстанции отменено в части обязания рассмотреть вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.
Суд апелляционной инстанции обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Также указано на нарушение судами норм процессуального права, поскольку Комиссия, как самостоятельное лицо, не может быть стороной по делу; к участию в деле не привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) и Министерство имущественных отношений Московской области, в то время как они входят в состав Комиссии.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Активленд" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Активленд" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Законом об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04 мая 2012 г. "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22 февраля 2011 г. "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01 июня 2009 г., таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
На основании приказа Росреестра N П/452 от 24 октября 2012 г. была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
В статье 24.18 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации определен порядок рассмотрения комиссиями заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости: заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления; в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
По результатам рассмотрения этого заявления комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости, либо о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Таким образом, полномочия по разрешению вопроса о достоверности внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков прямо отнесены законом к компетенции Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что представленный обществом отчет оценки N 1-637-О/2014 от 26 марта 2014 г. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, а также установленным федеральными стандартами оценки требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, в том числе принципам существенности, однозначности, обоснованности, проверяемости и достаточности, в связи с чем оспариваемое решение Комиссии об отказе в пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка и установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не может быть признано законным.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
В качестве способа устранения нарушений прав и законных интересов ООО "Активленд" суд апелляционной инстанции обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании Приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.
Представитель заявителя в заседании суда кассационной инстанции указал, что постановление суда апелляционной инстанции Комиссией исполнено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в части избранного способа устранения нарушенных прав и законных интересов общества, поскольку он привел к восстановлению нарушенного права.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области приводит доводы о том, что Комиссия, как самостоятельное лицо, не может быть стороной по делу и необходимости привлечения к участию в деле ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области, поскольку они входят в состав Комиссии.
Приведенные доводы подлежат отклонению, поскольку Комиссия была создана на основании Приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452, и не является самостоятельным государственным органом или организацией, в связи с чем при возникновении спора, связанного с деятельностью Комиссии, в том числе при оспаривании принятых ими решений, помимо Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости участвует соответствующий территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценки, в данном случае Управление Росреестра по Московской области.
При рассмотрении настоящего спора не затрагиваются непосредственно права и законные интересы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области.
Довод кассационной жалобы об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права также не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку основан на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Кроме того, настоящее заявление подано в Арбитражный суд Московской области 04 июля 2014 г.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 г. по делу N А41-40080/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
О.В.ДУДКИНА
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.03.2015 N Ф05-1767/2015 ПО ДЕЛУ N А41-40080/14
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка и обязании принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка.Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество полагает, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. по делу N А41-40080/14
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Активленд": Пацюры А.А. (дов. от 01.01.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, Управления Росреестра по Московской области: Темишева А.Х. (дов. N 57-Д от 10.03.2015 г.);
- рассмотрев 17 марта 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 г.,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-40080/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Активленд"
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконным решения и обязании осуществить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Активленд" (далее - ООО "Активленд", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 общей площадью 44 202 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства производственно-складского корпуса, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, ул. Кокошкинское шоссе, уч. 12, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 - НК N 063163 от 08 апреля 2010 г.
Из кадастрового паспорта земельного участка N МО-14/3В-83443 от 24 января 2014 г. следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 303 210 249 руб. 30 коп.
07 мая 2014 г. ООО "Активленд" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением о пересмотре установленной кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной стоимости 94 596 865 руб., определенной на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью" (далее - ООО "Институт оценки и управления собственностью") N 1-637-О/2014 от 26 марта 2014 г.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04 июня 2014 г. заявление ООО "Активленд" отклонено со ссылкой на несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации) к оформлению и (или) содержанию отчета об оценке и к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, а именно: необоснованная корректировка на различие в категории земель (таблица 13 страница 83 отчета); необоснованный отказ от доходного подхода.
Полагая, что указанное решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Активленд" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Комиссия) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04 июня 2014 г. и обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452 в Московской области, при территориальном органе в Московской области принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2014 г. заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04 июня 2014 г. Суд также обязал Управление Росреестра по Московской области повторно рассмотреть вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 г. решение суда первой инстанции отменено в части обязания рассмотреть вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.
Суд апелляционной инстанции обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Также указано на нарушение судами норм процессуального права, поскольку Комиссия, как самостоятельное лицо, не может быть стороной по делу; к участию в деле не привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) и Министерство имущественных отношений Московской области, в то время как они входят в состав Комиссии.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Активленд" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Активленд" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Законом об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04 мая 2012 г. "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22 февраля 2011 г. "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01 июня 2009 г., таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
На основании приказа Росреестра N П/452 от 24 октября 2012 г. была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
В статье 24.18 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации определен порядок рассмотрения комиссиями заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости: заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления; в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
По результатам рассмотрения этого заявления комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости, либо о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Таким образом, полномочия по разрешению вопроса о достоверности внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков прямо отнесены законом к компетенции Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что представленный обществом отчет оценки N 1-637-О/2014 от 26 марта 2014 г. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, а также установленным федеральными стандартами оценки требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, в том числе принципам существенности, однозначности, обоснованности, проверяемости и достаточности, в связи с чем оспариваемое решение Комиссии об отказе в пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка и установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не может быть признано законным.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
В качестве способа устранения нарушений прав и законных интересов ООО "Активленд" суд апелляционной инстанции обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании Приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.
Представитель заявителя в заседании суда кассационной инстанции указал, что постановление суда апелляционной инстанции Комиссией исполнено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в части избранного способа устранения нарушенных прав и законных интересов общества, поскольку он привел к восстановлению нарушенного права.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области приводит доводы о том, что Комиссия, как самостоятельное лицо, не может быть стороной по делу и необходимости привлечения к участию в деле ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области, поскольку они входят в состав Комиссии.
Приведенные доводы подлежат отклонению, поскольку Комиссия была создана на основании Приказа Росреестра от 24 октября 2012 г. N П/452, и не является самостоятельным государственным органом или организацией, в связи с чем при возникновении спора, связанного с деятельностью Комиссии, в том числе при оспаривании принятых ими решений, помимо Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости участвует соответствующий территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценки, в данном случае Управление Росреестра по Московской области.
При рассмотрении настоящего спора не затрагиваются непосредственно права и законные интересы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области.
Довод кассационной жалобы об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права также не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку основан на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Кроме того, настоящее заявление подано в Арбитражный суд Московской области 04 июля 2014 г.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 г. по делу N А41-40080/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
О.В.ДУДКИНА
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)