Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Киреевой О.Ю., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 27 ноября 2014 года по делу N А27-15161/2014 (судья Н.К. Фуртуна)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимут" (ОГРН 1124205017122, ИНН 4205251965, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 4, 89)
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478, 650000, г. Кемерово, проспект Советский, 58)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - ООО "Азимут", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет) с заявлением о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 19.06.2014 N 10-6-06/1286, в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, для строительства комплекса социального обслуживания населения; об обязании комитета устранить нарушение прав и законных интересов общества путем осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, ориентировочной площадью 1 600 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания населения, в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 27.11.2014 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает на то, что предоставление земельного участка для строительства комплекса социального обслуживания населения в силу постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" возможно только по результатам торгов.
Как полагает заявитель жалобы, положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежат применению, поскольку правоотношения между комитетом и обществом не возникли. При вынесении решения комитет должен руководствоваться положениями действующего законодательства, на момент вынесения решения действовала редакция постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства".
Подробно доводы комитета изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.03.2014 общество в порядке пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Комитет с заявлением с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1600 кв. м и предварительном согласовании места размещения комплекса социального обслуживания по адресу: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, приложив схему примерного месторасположения земельного участка.
19.06.2014 Комитетом в адрес общества направлено письмо с исх. N 10-6-06/1286 в котором, ссылаясь на постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" в редакции постановления от 29.04.2014 отказал в рассмотрении обращения по существу, поскольку предоставление земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения, за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления осуществляется исключительно с торгов.
Общество, считая, что отказ комитета в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ, на основании поданного обществом 27.03.2014 заявления о выборе земельного участка не осуществлялась, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии подпункта 1.1 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ (введен в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пункту 3 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192, предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре города Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений; для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 168 "О внесении изменений в постановление Коллегия Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192" внесены в пункт 3 изменения, согласно которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре города Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в случаях: предоставления земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения, за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявление подано обществом в Комитет в порядке статьи 31 ЗК РФ - 27.03.2014, изменения приняты 29.04.2014 (опубликованы 05.05.2014), следовательно, заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта подано ранее, чем внесены соответствующие изменения в постановление.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, указавшего, что правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства возникли между обществом и Комитетом с момента подачи заявления (27.03.2014).
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача обществом заявления о выборе земельного участка.
При изложенных обстоятельствах в связи с тем, что правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возникли до вступления в силу вышеназванного постановления, Комитет должен был завершить процедуру предоставления земельного участка именно с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как установлено судом, Комитет, не завершив процедуру предоставления земельного участка (по выбору), фактически прервал возникшие правоотношения на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 168 "О внесении изменений в постановление Коллегия Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192".
Как было указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи лицом заявления о выборе земельного участка. Заявляя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Комитет не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что фактически заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленное обществом в адрес Комитета 27.03.2014, осталось без разрешения в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, что свидетельствует о наличии препятствий для осуществления предпринимательской деятельности общества, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, отказ Комитета, выраженный в письме от 19.06.2014 N 10-6-06/1286, в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка, с предполагаемым местом размещения: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, ориентировочной площадью 1600 кв. м, является незаконным.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Суд первой инстанции, в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов общества возложил на Комитет обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления по заявлению ООО "Азимут" процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, примерной площадью 1 600 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания, в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.
Таким образом, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статьей 198, 200 и 201 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Заявитель жалобы не указал, каким именно обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представил новых доказательств в подтверждение своей позиции и на наличие таковых также в жалобе не ссылался.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.11.2014 года по делу N А27-15161/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 N 07АП-352/2015 ПО ДЕЛУ N А27-15161/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А27-15161/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Киреевой О.Ю., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 27 ноября 2014 года по делу N А27-15161/2014 (судья Н.К. Фуртуна)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимут" (ОГРН 1124205017122, ИНН 4205251965, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 4, 89)
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478, 650000, г. Кемерово, проспект Советский, 58)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - ООО "Азимут", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет) с заявлением о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 19.06.2014 N 10-6-06/1286, в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, для строительства комплекса социального обслуживания населения; об обязании комитета устранить нарушение прав и законных интересов общества путем осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, ориентировочной площадью 1 600 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания населения, в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 27.11.2014 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает на то, что предоставление земельного участка для строительства комплекса социального обслуживания населения в силу постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" возможно только по результатам торгов.
Как полагает заявитель жалобы, положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежат применению, поскольку правоотношения между комитетом и обществом не возникли. При вынесении решения комитет должен руководствоваться положениями действующего законодательства, на момент вынесения решения действовала редакция постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства".
Подробно доводы комитета изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.03.2014 общество в порядке пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Комитет с заявлением с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1600 кв. м и предварительном согласовании места размещения комплекса социального обслуживания по адресу: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, приложив схему примерного месторасположения земельного участка.
19.06.2014 Комитетом в адрес общества направлено письмо с исх. N 10-6-06/1286 в котором, ссылаясь на постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" в редакции постановления от 29.04.2014 отказал в рассмотрении обращения по существу, поскольку предоставление земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения, за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления осуществляется исключительно с торгов.
Общество, считая, что отказ комитета в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ, на основании поданного обществом 27.03.2014 заявления о выборе земельного участка не осуществлялась, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии подпункта 1.1 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ (введен в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пункту 3 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192, предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре города Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений; для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 168 "О внесении изменений в постановление Коллегия Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192" внесены в пункт 3 изменения, согласно которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре города Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в случаях: предоставления земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения, за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявление подано обществом в Комитет в порядке статьи 31 ЗК РФ - 27.03.2014, изменения приняты 29.04.2014 (опубликованы 05.05.2014), следовательно, заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта подано ранее, чем внесены соответствующие изменения в постановление.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, указавшего, что правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства возникли между обществом и Комитетом с момента подачи заявления (27.03.2014).
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача обществом заявления о выборе земельного участка.
При изложенных обстоятельствах в связи с тем, что правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возникли до вступления в силу вышеназванного постановления, Комитет должен был завершить процедуру предоставления земельного участка именно с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как установлено судом, Комитет, не завершив процедуру предоставления земельного участка (по выбору), фактически прервал возникшие правоотношения на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.04.2014 N 168 "О внесении изменений в постановление Коллегия Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 N 192".
Как было указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи лицом заявления о выборе земельного участка. Заявляя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Комитет не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что фактически заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленное обществом в адрес Комитета 27.03.2014, осталось без разрешения в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, что свидетельствует о наличии препятствий для осуществления предпринимательской деятельности общества, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, отказ Комитета, выраженный в письме от 19.06.2014 N 10-6-06/1286, в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка, с предполагаемым местом размещения: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, ориентировочной площадью 1600 кв. м, является незаконным.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Суд первой инстанции, в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов общества возложил на Комитет обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления по заявлению ООО "Азимут" процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания N 59 по пр. Ленина, примерной площадью 1 600 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания, в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.
Таким образом, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статьей 198, 200 и 201 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Заявитель жалобы не указал, каким именно обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представил новых доказательств в подтверждение своей позиции и на наличие таковых также в жалобе не ссылался.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.11.2014 года по делу N А27-15161/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)