Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алчубаевой Т.Е.
при участии:
от заявителя: представителя Малтыза И.Н. (доверенность от 29.01.2014)
от заинтересованного лица: представителей Татаринцевой Н.Ю. (доверенность от 24.04.2014), Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014)
от 3-го лица: представителя Краснобаева Е.И. (доверенность от 11.06.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17737/2014) ООО "Сидней" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2014 по делу N А56-8187/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Сидней"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сидней" (далее - ООО "Сидней", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действия правительства Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Правительство) по заявлению о предоставлении для строительства объекта недвижимости, расположенного по адресу: Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), площадью 19 657 кв. м, с кадастровым номером 78:36:1310101:46, а также обязать Правительство принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве (л.д. 68-72 т. 1).
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, неполным исследованием обстоятельств дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Сидней" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, представители Правительства и Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно пункту 9.2 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100, представителями Правительства и Комитета заявлено ходатайство о приобщении проекта постановления апелляционной инстанции. Апелляционный суд с учетом результата разрешения спора данный проект использовал при изготовлении судебного акта.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, на основании постановления Правительства от 15.04.2010 N 362 "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 1 (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним пер.)" Обществом заключен с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга договор от 29.05.2010 N 02/ЗКИ-07750 аренды названных земельных участков площадью 20 499 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:12 и площадью 70 290 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:13, предоставленных для проведения изыскательских работ (л.д. 21-36 т. 1).
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) от 09.12.2010 N 254-пр утвержден проект границ земельного участка, разработанный Комитетом по градостроительству и архитектуре в масштабе 1:500, шифр 10-2558, для предоставления его на инвестиционных условиях (реестровый N 1966-ННН-02) и установлена площадь земельных участков в границах проектирования N 1-26 301 кв. м, N 2-32 011 кв. м, N 3-19 657 кв. м, разрешенное использование участков: N 1 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, N 2 - размещение многоэтажного гаража и автовокзала, N 3 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 03.02.2011 N 304 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения.
25.11.2013 изготовлен кадастровый паспорт земельного участка N 78/201/13/-243166, земельному участку присвоен кадастровый номер 78:36:1310101:46 (л.д. 37).
Для принятия Правительством решения о предоставлении Обществу земельного участка для целей строительства заявитель получил отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок по указанному адресу) от 18.12.2013 N Р-195-1/13 (л.д. 97 т. 1).
Также Обществом получены следующие документы: заключение Комитета по управлению городским имуществом от 19.11.2013 N 30298-32, заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 13.11.2013 N 65590/к, заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 18.11.2013 N 2-12852-1, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - КЭИО) от 25.11.2011 N 591.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу представило сведения от 26.11.2013 N 39/029/2013-298.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 30.12.2013 N 14-27757/13-0-0 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства. К заявлению Общество приложило указанные выше документы, а также подтвердило полномочия руководителя и представителя.
Письмом от 09.01.2014 N 14-27757/13 Комитет возвратил Обществу представленный комплект документов на доработку со ссылкой на пункт 3.16.1 постановления Правительства от 30.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение N 1813).
В качестве оснований возврата представленных Обществом документов Комитет указал на невозможность предоставления земельного участка ввиду его нахождения в фактическом пользовании у СПбГУП "Городской центр автостоянки и гаражей", с которым Комитетом по управлению городским имуществом проводятся мероприятия по заключению договора аренды спорного земельного участка. Также Комитет указал на то, что 31.12.2011 истек срок действия тарифов по теплоснабжению, использованных в представленном заключении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, которое, в том числе не соответствует положениям пункта 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Комитет сослался на распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 39-рп (с изменениями на 10.07.2013), согласно которому на испрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение перехватывающей автостоянки.
Полагая, что правовые основания для возврата документов на доработку отсутствуют, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий Правительства, об обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания соответствующего постановления.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании письма Комитета по градостроительству и архитектуре от 18.11.2013 N 1-4-66059/5 на испрашиваемом земельном участке в соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 39-рп предусмотрено размещение перехватывающей автостоянки (пункт 1.7 распоряжения - месторасположение земельного участка: Санкт-Петербург, 3-й Верхний пер., на пересечении с пр. Энгельса в районе станции метро "Парнас" (на въезде в Санкт-Петербург).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд, принятие правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей строительства препятствовало бы исполнению вышеуказанного распоряжения от 15.05.2007 N 39-рп.
Одновременно с этим, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании утвержденного акта о выборе земельного участка, следовательно, указанное в таком решении назначение объекта должно соответствовать назначению объекта, указанному в акте выбора. В рассматриваемом случае назначение объекта согласно утвержденному акту о выборе - коммерческие объекты, что не соотносится с пунктом 1.7 приложения 1 к распоряжению правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 39-рп, согласно которому испрашиваемый Обществом земельный участок предусмотрен для размещения перехватывающей автостоянки, целью обустройства которой является снижение транспортной нагрузки на центральные районы города. В случае, если Общество осуществит на земельном участке строительство коммерческих объектов, размещаемая на нем парковка (минимальное количество машино-мест для всех земельных участках в границах Санкт-Петербурга закрепляется посредством установления предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства исходя из данного параметра в силу пункта 3 статьи 1 приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" от 16.02.2009 N 29-10) не будет являться перехватывающей, строительство которой является первичной целью использования земельного участка Обществом, а будет обслуживать деятельность этих объектов. В таком случае цель по транспортной разгрузке центральных районов Санкт-Петербурга не будет достигнута.
При этом в указанном заключении Комитета по градостроительству и архитектуре параметры испрашиваемого земельного участка приведены исходя из разработанной, но не утвержденной до настоящего времени документацией по планировке территории, которая не является обязательной к применению по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, данное заключение Комитета по градостроительству и архитектуре содержит лишь указание на то, что согласно разработанной документации по планировке территории испрашиваемый земельный участок предусмотрен под размещение коммерческих объектов со следующими параметрами застройки: площадь земельного участка 1,97 га; максимальная общая площадь объектов капитального строительства 22 000 кв. м. Иных параметров, как это указано в апелляционной жалобе Общества, заключение Комитета по градостроительству и архитектуре не содержит, в связи с чем рассматриваемый довод Общества также подлежит отклонению как не соответствующий действительности.
Судом первой инстанции установлено, что при обращении в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства от 30.12.2013 вх. N 14-227757/13 (далее - заявление) Обществом, в том числе было представлено заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 25.11.2011 N 591 о технических условиях и плате за подключение объекта к инженерным сетям, срок действия которых на момент обращения Обществом 30.12.2013 с заявлением в Комитет по строительству истек 25.11.2013, так как срок действия предоставленных условий согласно указанному заключению составляет два года.
В соответствии с пунктом 3.13 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальным инвестором обеспечивается подготовка документов, указанных в пунктах 3.13.1 - 3.13.7 Положения N 1813, в том числе заключения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (пункт 3.13.4), которое должно содержать технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Довод инвестора о том, что он не может выступить инициатором запроса технических условий у снабжающих организаций, является неверным. В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента Комитета по энергетике и инженерному обеспечению по предоставлению государственной услуги по предоставлению технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в составе документации, необходимой для предоставления объектов недвижимости, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции, либо представлению сведений об отсутствии возможности подключения, утвержденного распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 29.08.2012 N 111, заявителями при осуществлении запроса технических условий могут являться юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении объектов недвижимости, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования, либо уполномоченные ими лица.
Переданное Обществом в Комитет по строительству заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 30.12.2013 N 641, которое было направлено в адрес Комитета по строительству письмом Общества от 13.01.2014 N 7-1/14 (вх. N 14-27757/13 от 17.01.2014), представлено Обществом не в составе заявления о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства, форма которого утверждена приказом Комитета по строительству от 18.02.2011 N 24 "Об утверждении примерных форм заявлений, предусмотренных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813", а в качестве письма без приложения предусмотренных пунктами 3.12, 3.13.1 - 3.13.7 Положения N 1813 документов, которое не может инициировать процедуру предоставления земельного участка.
Довод Общества о том, что соответствие величины рыночной оценки комплекса прав, определенной отчетом об оценке от 18.12.2013 N р-195-1/13, подтверждается тем, что оценка осуществлена на основании технического задания Комитета по управлению городским имуществом, а экспертное заключение было подготовлено СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", судом не принимается как не соответствующий правилам подтверждения действительности результатов оценки, предусмотренным статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Других доказательств соответствия величины рыночной оценки заявителем не представлено.
Довод Общества о том, что закон не устанавливает никаких оснований по отказу в предоставлении земельного участка после утверждения акта о выборе, не соответствует действующему законодательству, в связи с чем подлежит отклонению.
Статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует общественные отношения по поводу принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Таким образом, в предмет регулирования указанной статьи не входят общественные отношения по поводу принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства. При этом пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит положений, указывающих на безусловную обязанность принять соответствующее решение. Рассматриваемая норма содержит правило о том, что если указанное решение принимается, то такое решение должно быть принято в двухнедельный срок. При этом в части общественных отношений по поводу принятия решений об отказе в предоставлении земельного участка для строительства Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных правил, следовательно, следует руководствоваться общими правилами порядка, установленными в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из содержания статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что у органа государственной власти отсутствует безусловная обязанность принять решение о предоставлении земельного участка. Так, пункт 8 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Пункт 9 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает правило о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства наравне с принятием решения о предоставлении земельного участка для строительства. Данные решения являются взаимоисключающими, при этом решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается после предварительного согласования места размещения объекта. Следовательно, Земельный кодекс Российской Федерации допускает принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии утвержденного акта о выборе земельного участка
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 июня 2014 года по делу N А56-8187/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Т.А.КАШИНА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-8187/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. по делу N А56-8187/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алчубаевой Т.Е.
при участии:
от заявителя: представителя Малтыза И.Н. (доверенность от 29.01.2014)
от заинтересованного лица: представителей Татаринцевой Н.Ю. (доверенность от 24.04.2014), Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014)
от 3-го лица: представителя Краснобаева Е.И. (доверенность от 11.06.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17737/2014) ООО "Сидней" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2014 по делу N А56-8187/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Сидней"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сидней" (далее - ООО "Сидней", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действия правительства Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Правительство) по заявлению о предоставлении для строительства объекта недвижимости, расположенного по адресу: Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), площадью 19 657 кв. м, с кадастровым номером 78:36:1310101:46, а также обязать Правительство принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве (л.д. 68-72 т. 1).
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, неполным исследованием обстоятельств дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Сидней" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, представители Правительства и Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно пункту 9.2 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100, представителями Правительства и Комитета заявлено ходатайство о приобщении проекта постановления апелляционной инстанции. Апелляционный суд с учетом результата разрешения спора данный проект использовал при изготовлении судебного акта.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, на основании постановления Правительства от 15.04.2010 N 362 "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 1 (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним пер.)" Обществом заключен с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга договор от 29.05.2010 N 02/ЗКИ-07750 аренды названных земельных участков площадью 20 499 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:12 и площадью 70 290 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:13, предоставленных для проведения изыскательских работ (л.д. 21-36 т. 1).
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) от 09.12.2010 N 254-пр утвержден проект границ земельного участка, разработанный Комитетом по градостроительству и архитектуре в масштабе 1:500, шифр 10-2558, для предоставления его на инвестиционных условиях (реестровый N 1966-ННН-02) и установлена площадь земельных участков в границах проектирования N 1-26 301 кв. м, N 2-32 011 кв. м, N 3-19 657 кв. м, разрешенное использование участков: N 1 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, N 2 - размещение многоэтажного гаража и автовокзала, N 3 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 03.02.2011 N 304 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения.
25.11.2013 изготовлен кадастровый паспорт земельного участка N 78/201/13/-243166, земельному участку присвоен кадастровый номер 78:36:1310101:46 (л.д. 37).
Для принятия Правительством решения о предоставлении Обществу земельного участка для целей строительства заявитель получил отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок по указанному адресу) от 18.12.2013 N Р-195-1/13 (л.д. 97 т. 1).
Также Обществом получены следующие документы: заключение Комитета по управлению городским имуществом от 19.11.2013 N 30298-32, заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 13.11.2013 N 65590/к, заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 18.11.2013 N 2-12852-1, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - КЭИО) от 25.11.2011 N 591.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу представило сведения от 26.11.2013 N 39/029/2013-298.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 30.12.2013 N 14-27757/13-0-0 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства. К заявлению Общество приложило указанные выше документы, а также подтвердило полномочия руководителя и представителя.
Письмом от 09.01.2014 N 14-27757/13 Комитет возвратил Обществу представленный комплект документов на доработку со ссылкой на пункт 3.16.1 постановления Правительства от 30.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение N 1813).
В качестве оснований возврата представленных Обществом документов Комитет указал на невозможность предоставления земельного участка ввиду его нахождения в фактическом пользовании у СПбГУП "Городской центр автостоянки и гаражей", с которым Комитетом по управлению городским имуществом проводятся мероприятия по заключению договора аренды спорного земельного участка. Также Комитет указал на то, что 31.12.2011 истек срок действия тарифов по теплоснабжению, использованных в представленном заключении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, которое, в том числе не соответствует положениям пункта 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Комитет сослался на распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 39-рп (с изменениями на 10.07.2013), согласно которому на испрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение перехватывающей автостоянки.
Полагая, что правовые основания для возврата документов на доработку отсутствуют, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий Правительства, об обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания соответствующего постановления.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании письма Комитета по градостроительству и архитектуре от 18.11.2013 N 1-4-66059/5 на испрашиваемом земельном участке в соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 39-рп предусмотрено размещение перехватывающей автостоянки (пункт 1.7 распоряжения - месторасположение земельного участка: Санкт-Петербург, 3-й Верхний пер., на пересечении с пр. Энгельса в районе станции метро "Парнас" (на въезде в Санкт-Петербург).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд, принятие правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей строительства препятствовало бы исполнению вышеуказанного распоряжения от 15.05.2007 N 39-рп.
Одновременно с этим, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании утвержденного акта о выборе земельного участка, следовательно, указанное в таком решении назначение объекта должно соответствовать назначению объекта, указанному в акте выбора. В рассматриваемом случае назначение объекта согласно утвержденному акту о выборе - коммерческие объекты, что не соотносится с пунктом 1.7 приложения 1 к распоряжению правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 39-рп, согласно которому испрашиваемый Обществом земельный участок предусмотрен для размещения перехватывающей автостоянки, целью обустройства которой является снижение транспортной нагрузки на центральные районы города. В случае, если Общество осуществит на земельном участке строительство коммерческих объектов, размещаемая на нем парковка (минимальное количество машино-мест для всех земельных участках в границах Санкт-Петербурга закрепляется посредством установления предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства исходя из данного параметра в силу пункта 3 статьи 1 приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" от 16.02.2009 N 29-10) не будет являться перехватывающей, строительство которой является первичной целью использования земельного участка Обществом, а будет обслуживать деятельность этих объектов. В таком случае цель по транспортной разгрузке центральных районов Санкт-Петербурга не будет достигнута.
При этом в указанном заключении Комитета по градостроительству и архитектуре параметры испрашиваемого земельного участка приведены исходя из разработанной, но не утвержденной до настоящего времени документацией по планировке территории, которая не является обязательной к применению по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, данное заключение Комитета по градостроительству и архитектуре содержит лишь указание на то, что согласно разработанной документации по планировке территории испрашиваемый земельный участок предусмотрен под размещение коммерческих объектов со следующими параметрами застройки: площадь земельного участка 1,97 га; максимальная общая площадь объектов капитального строительства 22 000 кв. м. Иных параметров, как это указано в апелляционной жалобе Общества, заключение Комитета по градостроительству и архитектуре не содержит, в связи с чем рассматриваемый довод Общества также подлежит отклонению как не соответствующий действительности.
Судом первой инстанции установлено, что при обращении в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства от 30.12.2013 вх. N 14-227757/13 (далее - заявление) Обществом, в том числе было представлено заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 25.11.2011 N 591 о технических условиях и плате за подключение объекта к инженерным сетям, срок действия которых на момент обращения Обществом 30.12.2013 с заявлением в Комитет по строительству истек 25.11.2013, так как срок действия предоставленных условий согласно указанному заключению составляет два года.
В соответствии с пунктом 3.13 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальным инвестором обеспечивается подготовка документов, указанных в пунктах 3.13.1 - 3.13.7 Положения N 1813, в том числе заключения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (пункт 3.13.4), которое должно содержать технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Довод инвестора о том, что он не может выступить инициатором запроса технических условий у снабжающих организаций, является неверным. В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента Комитета по энергетике и инженерному обеспечению по предоставлению государственной услуги по предоставлению технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в составе документации, необходимой для предоставления объектов недвижимости, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции, либо представлению сведений об отсутствии возможности подключения, утвержденного распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 29.08.2012 N 111, заявителями при осуществлении запроса технических условий могут являться юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении объектов недвижимости, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования, либо уполномоченные ими лица.
Переданное Обществом в Комитет по строительству заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 30.12.2013 N 641, которое было направлено в адрес Комитета по строительству письмом Общества от 13.01.2014 N 7-1/14 (вх. N 14-27757/13 от 17.01.2014), представлено Обществом не в составе заявления о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства, форма которого утверждена приказом Комитета по строительству от 18.02.2011 N 24 "Об утверждении примерных форм заявлений, предусмотренных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813", а в качестве письма без приложения предусмотренных пунктами 3.12, 3.13.1 - 3.13.7 Положения N 1813 документов, которое не может инициировать процедуру предоставления земельного участка.
Довод Общества о том, что соответствие величины рыночной оценки комплекса прав, определенной отчетом об оценке от 18.12.2013 N р-195-1/13, подтверждается тем, что оценка осуществлена на основании технического задания Комитета по управлению городским имуществом, а экспертное заключение было подготовлено СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", судом не принимается как не соответствующий правилам подтверждения действительности результатов оценки, предусмотренным статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Других доказательств соответствия величины рыночной оценки заявителем не представлено.
Довод Общества о том, что закон не устанавливает никаких оснований по отказу в предоставлении земельного участка после утверждения акта о выборе, не соответствует действующему законодательству, в связи с чем подлежит отклонению.
Статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует общественные отношения по поводу принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Таким образом, в предмет регулирования указанной статьи не входят общественные отношения по поводу принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства. При этом пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит положений, указывающих на безусловную обязанность принять соответствующее решение. Рассматриваемая норма содержит правило о том, что если указанное решение принимается, то такое решение должно быть принято в двухнедельный срок. При этом в части общественных отношений по поводу принятия решений об отказе в предоставлении земельного участка для строительства Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных правил, следовательно, следует руководствоваться общими правилами порядка, установленными в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из содержания статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что у органа государственной власти отсутствует безусловная обязанность принять решение о предоставлении земельного участка. Так, пункт 8 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Пункт 9 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает правило о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства наравне с принятием решения о предоставлении земельного участка для строительства. Данные решения являются взаимоисключающими, при этом решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается после предварительного согласования места размещения объекта. Следовательно, Земельный кодекс Российской Федерации допускает принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии утвержденного акта о выборе земельного участка
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 июня 2014 года по делу N А56-8187/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Т.А.КАШИНА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)