Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северянка" Чахутиной О.В. по доверенности от 24.11.2013, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013 N 35/2013-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью "Северянка" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 августа 2014 года по делу N А13-5919/2014 (судья Корепин С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северянка" (160000, г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12, ОГРН 1123525001533, ИНН 3525274127; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1; 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата) о возложении обязанности на последнего определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48, исходя из 9-й группы видов разрешенного использования.
Определением суда от 13.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, общество с ограниченной ответственностью "МАЗ-Гарант".
Определением суда от 03.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды.
Определением суда от 21.07.2014 принято уточнение заявленных требований: обязать Кадастровую палату исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48, площадью 1489 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12, по состоянию на дату первой кадастровой оценки (01.01.2011) на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9-й группе видов разрешенного использования земель - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", в размере 5 175 853 руб. 34 коп.; по состоянию на дату второй кадастровой оценки (18.01.2013) в размере 1 550 823 руб. 28 коп. Также привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных отношений Вологодской области.
Решением суда от 18.08.2014 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Кадастровую палату исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48, площадью 1489 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12, исходя из 9-й группы видов разрешенного использования в размере 1 550 823 руб. 28 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано. С Кадастровой палаты в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. государственной пошлины.
Кадастровая палата с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Доводы жалобы сводятся к следующему. Решение от 18.08.2014, по сути, отменяет приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 в части утверждения и установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48, что противоречит действующему законодательству, поскольку рассмотрение данной категории дел неподсудно арбитражным судам, кроме того к участию в деле не был привлечен государственный орган, приказ которого был оспорен (Департамент имущественных отношений Вологодской области).
Общество также не согласилось с решением суда от 18.08.2014 в части отказа в удовлетворении требований об исправлении кадастровой ошибки на конкретные даты. Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. Обоснование судом своей позиции ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 нельзя признать правильным, поскольку указанное заседание Президиума рассматривало в порядке надзора спор о несоответствии между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка. Полагает, что для исправления кадастровой ошибки существует свой особый порядок, прописанный в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Считает, что Кадастровой палатой неверно определена кадастровая стоимость земельного участка исходя из 7-й группы видов разрешенного использования земель, в то время как земельный участок с учетом фактического вида использования подлежит отнесению к 9-й группе видов разрешенного использования, что нарушает права истца, поскольку приводит к увеличению налогового бремени.
От Кадастровой палаты поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором указывается на невозможность исправить в сведениях кадастровую ошибку, поскольку сведения о кадастровой стоимости внесены в порядке информационного взаимодействия на основании акта государственного органа, не оспоренного в установленном порядке. Кроме того, по мнению Кадастровой палаты, для обжалования результатов определения кадастровой стоимости необходимо руководствоваться статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ и пункт 2 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывает на неподведомственность спора арбитражным судам.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы Общества, просил решение изменить и удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика просил удовлетворить жалобу Кадастровой палаты и отказать в удовлетворении иска.
Департамент имущественных отношений Вологодской области в отзыве на апелляционную жалобу Общества просит разрешить жалобу по усмотрению суда, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие и в отсутствие представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303008:48, площадью 1489 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания конторы, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12.
Право собственности истца на указанный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.04.2012 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20.03.2012 N 1.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области. Указанная кадастровая оценка проведена по состоянию на 01.01.2007.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, которые подлежат применению для определения кадастровой стоимости земельных участков соответствующих видов разрешенного использования, образуемых после даты кадастровой оценки.
Принадлежащий истцу земельный участок образован (внесен в государственный кадастр недвижимости) 03.07.2007.
В соответствии с пунктом 2.13 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, кадастровая стоимость спорного участка определена путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка и составила 9 717 288 руб. 45 коп., при этом земельный участок, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", отнесен к 7-й группе вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
В 2012 году в Вологодской области проведены работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Вологодской области, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области".
Данное Постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Результаты новой кадастровой оценки утверждены приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Приказ N 206) (вступил в силу 18.01.2013, опубликован в газете "Красный Север").
Дата кадастровой оценки - 02.06.2012.
При проведении оценочных работ спорный земельный участок отнесен исполнителем оценочных работ к 17-й группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 2 725 078 руб. 46 коп.
Истец, полагая, что земельный участок используется в производственных целях и его кадастровая стоимость должна быть определена исходя из 9-й группы видов разрешенного использования земель - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Вологодской области.
Удовлетворение исковых требований в части исправления кадастровой ошибки суд апелляционной инстанции признает правомерным в связи со следующим.
- Согласно части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В силу части 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На основании части 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По правилам пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 4 которых государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к установленным видам разрешенного использования.
В силу части 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Как правильно указал суд первой инстанции, на спорном земельном участке расположено принадлежащее истцу здание, которое истец использует для осуществления производственной деятельности.
Фактическое использование земельного участка и вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости, не совпадают.
На момент проведения кадастрового учета и определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48 последний находился в градостроительной зоне П-3 (размещение производственных объектов 4 - 5-го класса опасности).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отнесения земельного участка к 9 группе видов использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил обоснование отнесения спорного земельного участка к 7-й и 17-й группам видов разрешенного использования.
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствующем кадастровом квартале равен 3476 руб. 06 коп. за 1 кв. м для 9-го вида разрешенного использования, то есть кадастровая стоимость спорного участка должна составлять 5 175 853 руб. 34 коп.
Согласно Приказу N 206 средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствующем кадастровом квартале равен 1041 руб. 52 коп. за 1 кв. м для 9-го вида разрешенного использования, то есть кадастровая стоимость спорного участка должна составлять 1 550 823 руб. 28 коп.
Доводы Кадастровой палаты о необходимости оспаривания Приказа N 206, а также оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Законом N 135-ФЗ судебной коллегией отклоняются, поскольку правовой интерес истца заключается в снижении налогового бремени собственника, которое зависит от величины кадастровой стоимости земельного участка. Право выбора способа защиты своего права принадлежит истцу. Между сторонами имеется спор только относительно вида разрешенного использования земельного участка.
Соглашаясь с предыдущим судом относительно наличия кадастровой ошибки, судебная коллегия полагает, что кадастровая ошибка должна быть исправлена не с момента вступления решения суда в законную силу, а с момента включения сведений в кадастр ввиду того, что допущенная ошибка отразилась на сумме земельного налога, уплачиваемого истцом.
Постановление от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которым установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, не может применяться к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в данном случае размер кадастровой стоимости оспаривается не в связи с установлением размера рыночной стоимости земельного участка, а в связи с определением вида разрешенного использования земельного участка.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению, а требования истца о возложении на ответчика обязанности исправить кадастровую ошибку с даты внесения сведений - удовлетворению.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 августа 2014 года по делу N А13-5919/2014 изменить, изложив абзацы 1 и 2 резолютивной части в следующей редакции:
"обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48 площадью 1489 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12, по состоянию на дату первой кадастровой оценки (01.01.2011) на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования земель: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в размере 5 175 853 руб. 34 коп.; по состоянию на дату второй кадастровой оценки (18.01.2013) в размере 1 550 823 руб. 28 коп.".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1027700485757) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Северянка" (ОГРН 1123525001533) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N А13-5919/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N А13-5919/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северянка" Чахутиной О.В. по доверенности от 24.11.2013, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013 N 35/2013-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью "Северянка" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 августа 2014 года по делу N А13-5919/2014 (судья Корепин С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северянка" (160000, г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12, ОГРН 1123525001533, ИНН 3525274127; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1; 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата) о возложении обязанности на последнего определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48, исходя из 9-й группы видов разрешенного использования.
Определением суда от 13.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, общество с ограниченной ответственностью "МАЗ-Гарант".
Определением суда от 03.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды.
Определением суда от 21.07.2014 принято уточнение заявленных требований: обязать Кадастровую палату исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48, площадью 1489 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12, по состоянию на дату первой кадастровой оценки (01.01.2011) на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9-й группе видов разрешенного использования земель - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", в размере 5 175 853 руб. 34 коп.; по состоянию на дату второй кадастровой оценки (18.01.2013) в размере 1 550 823 руб. 28 коп. Также привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных отношений Вологодской области.
Решением суда от 18.08.2014 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Кадастровую палату исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48, площадью 1489 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12, исходя из 9-й группы видов разрешенного использования в размере 1 550 823 руб. 28 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано. С Кадастровой палаты в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. государственной пошлины.
Кадастровая палата с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Доводы жалобы сводятся к следующему. Решение от 18.08.2014, по сути, отменяет приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 в части утверждения и установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48, что противоречит действующему законодательству, поскольку рассмотрение данной категории дел неподсудно арбитражным судам, кроме того к участию в деле не был привлечен государственный орган, приказ которого был оспорен (Департамент имущественных отношений Вологодской области).
Общество также не согласилось с решением суда от 18.08.2014 в части отказа в удовлетворении требований об исправлении кадастровой ошибки на конкретные даты. Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. Обоснование судом своей позиции ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 нельзя признать правильным, поскольку указанное заседание Президиума рассматривало в порядке надзора спор о несоответствии между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка. Полагает, что для исправления кадастровой ошибки существует свой особый порядок, прописанный в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Считает, что Кадастровой палатой неверно определена кадастровая стоимость земельного участка исходя из 7-й группы видов разрешенного использования земель, в то время как земельный участок с учетом фактического вида использования подлежит отнесению к 9-й группе видов разрешенного использования, что нарушает права истца, поскольку приводит к увеличению налогового бремени.
От Кадастровой палаты поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором указывается на невозможность исправить в сведениях кадастровую ошибку, поскольку сведения о кадастровой стоимости внесены в порядке информационного взаимодействия на основании акта государственного органа, не оспоренного в установленном порядке. Кроме того, по мнению Кадастровой палаты, для обжалования результатов определения кадастровой стоимости необходимо руководствоваться статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ и пункт 2 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывает на неподведомственность спора арбитражным судам.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы Общества, просил решение изменить и удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика просил удовлетворить жалобу Кадастровой палаты и отказать в удовлетворении иска.
Департамент имущественных отношений Вологодской области в отзыве на апелляционную жалобу Общества просит разрешить жалобу по усмотрению суда, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие и в отсутствие представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303008:48, площадью 1489 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания конторы, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12.
Право собственности истца на указанный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.04.2012 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20.03.2012 N 1.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области. Указанная кадастровая оценка проведена по состоянию на 01.01.2007.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, которые подлежат применению для определения кадастровой стоимости земельных участков соответствующих видов разрешенного использования, образуемых после даты кадастровой оценки.
Принадлежащий истцу земельный участок образован (внесен в государственный кадастр недвижимости) 03.07.2007.
В соответствии с пунктом 2.13 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, кадастровая стоимость спорного участка определена путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка и составила 9 717 288 руб. 45 коп., при этом земельный участок, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", отнесен к 7-й группе вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
В 2012 году в Вологодской области проведены работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Вологодской области, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области".
Данное Постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Результаты новой кадастровой оценки утверждены приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Приказ N 206) (вступил в силу 18.01.2013, опубликован в газете "Красный Север").
Дата кадастровой оценки - 02.06.2012.
При проведении оценочных работ спорный земельный участок отнесен исполнителем оценочных работ к 17-й группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 2 725 078 руб. 46 коп.
Истец, полагая, что земельный участок используется в производственных целях и его кадастровая стоимость должна быть определена исходя из 9-й группы видов разрешенного использования земель - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Вологодской области.
Удовлетворение исковых требований в части исправления кадастровой ошибки суд апелляционной инстанции признает правомерным в связи со следующим.
- Согласно части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В силу части 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На основании части 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По правилам пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 4 которых государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к установленным видам разрешенного использования.
В силу части 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Как правильно указал суд первой инстанции, на спорном земельном участке расположено принадлежащее истцу здание, которое истец использует для осуществления производственной деятельности.
Фактическое использование земельного участка и вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости, не совпадают.
На момент проведения кадастрового учета и определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48 последний находился в градостроительной зоне П-3 (размещение производственных объектов 4 - 5-го класса опасности).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отнесения земельного участка к 9 группе видов использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил обоснование отнесения спорного земельного участка к 7-й и 17-й группам видов разрешенного использования.
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствующем кадастровом квартале равен 3476 руб. 06 коп. за 1 кв. м для 9-го вида разрешенного использования, то есть кадастровая стоимость спорного участка должна составлять 5 175 853 руб. 34 коп.
Согласно Приказу N 206 средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствующем кадастровом квартале равен 1041 руб. 52 коп. за 1 кв. м для 9-го вида разрешенного использования, то есть кадастровая стоимость спорного участка должна составлять 1 550 823 руб. 28 коп.
Доводы Кадастровой палаты о необходимости оспаривания Приказа N 206, а также оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Законом N 135-ФЗ судебной коллегией отклоняются, поскольку правовой интерес истца заключается в снижении налогового бремени собственника, которое зависит от величины кадастровой стоимости земельного участка. Право выбора способа защиты своего права принадлежит истцу. Между сторонами имеется спор только относительно вида разрешенного использования земельного участка.
Соглашаясь с предыдущим судом относительно наличия кадастровой ошибки, судебная коллегия полагает, что кадастровая ошибка должна быть исправлена не с момента вступления решения суда в законную силу, а с момента включения сведений в кадастр ввиду того, что допущенная ошибка отразилась на сумме земельного налога, уплачиваемого истцом.
Постановление от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которым установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, не может применяться к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в данном случае размер кадастровой стоимости оспаривается не в связи с установлением размера рыночной стоимости земельного участка, а в связи с определением вида разрешенного использования земельного участка.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению, а требования истца о возложении на ответчика обязанности исправить кадастровую ошибку с даты внесения сведений - удовлетворению.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 августа 2014 года по делу N А13-5919/2014 изменить, изложив абзацы 1 и 2 резолютивной части в следующей редакции:
"обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303008:48 площадью 1489 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 12, по состоянию на дату первой кадастровой оценки (01.01.2011) на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования земель: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в размере 5 175 853 руб. 34 коп.; по состоянию на дату второй кадастровой оценки (18.01.2013) в размере 1 550 823 руб. 28 коп.".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1027700485757) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Северянка" (ОГРН 1123525001533) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)