Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Якименко В.В., доверенность от 28.05.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по правлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-20279/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сталь-Экспресс", г. Тольятти, Самарская область, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сталь-Экспресс" (далее - заявитель, общество, ООО "Сталь-Экспресс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области, Территориальное управление) от 19.09.2013 N 1096, выразившегося в отказе предоставить заявителю в собственность по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельный участок площадью 39 065 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:639, категория - земли населенных пунктов, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Вокзальная, 66; о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность обществу указанного земельного участка и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014, заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.06.2014 до 18.06.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, ООО "Сталь-Экспресс" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - административно-бытовое здание площадью 202,7 кв. м, приобретенное им по договору купли-продажи от 30.05.2005 у ЗАО "Автозаводстрой", что подтверждено копией Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 29.07.2005 серия 63 АБ N 636947.
03.07.2012 ООО "Сталь-Экспресс" письмом N 24/552 обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с просьбой предоставить на праве собственности земельный участок площадью 39 065 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:0639 по цене 2,5% кадастровой стоимости, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности. При этом из заявления следует, что Общество в сведениях об испрашиваемом земельном участке указало (пункт 1.4) вид права, на котором используется земельный участок - постоянное бессрочное пользование.
27.08.2012 письмом N 6122 ТУ Росимущества в Самарской области проинформировало общество о продлении срока рассмотрения заявления до 27.09.2012 в связи с большим объемом поступивших на приватизацию земельных участков заявлений, одновременно указав на сохранение права на льготную цену выкупа при условии подачи заявления в срок, установленный статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
19.09.2013 письмом N 10916 Территориальное управление отказало заявителю в предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 39 065 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0102158:639.
Отказ мотивирован тем, что не представлены документы, предусмотренные пунктами 1, 3, 7 Перечня документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 (заверенная копия документа, удостоверяющего личность; документ, подтверждающий полномочия действовать от имени общества; документ, подтверждающий наличие исключительного права, а именно, документы, свидетельствующие о нахождении на земельном участке объектов недвижимости, являющихся собственностью общества), а также кадастровый паспорт земельного участка.
Территориальное управление указало, что рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка будет возможно после осуществления государственного кадастрового учета и предоставления кадастрового паспорта, а также представления полного перечня необходимых документов.
Кроме этого, управление, сославшись на представленную кадастровую выписку о земельном участке (строка 16 раздела В.1), указало, что испрашиваемый земельный участок не может выступать в качестве индивидуально-определенной вещи, поскольку не содержит уникальные характеристики объекта недвижимости), является ранее учтенным, его площадь ориентировочная, в отношении него не осуществлены кадастровые работы по уточнению местоположения границ, поэтому сведения о нем подлежат уточнению при межевании.
Посчитав, что в сроки, установленные Земельным Кодексом Российской Федерации, Территориальное управление не приняло соответствующее решение по заявлению Общества, уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, последний обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 19.09.2013 N 10916.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Территориальное управление препятствует обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленного ему законом; ООО "Сталь-Экспресс" выполнены все требования законодательства, представлены все необходимые документы.
Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) юридические лица, не указанные в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 названного Кодекса.
Статья 11.1 Земельного кодекса определяет, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой установлены в соответствии с федеральными законами.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Указанные сведения отражаются в межевом плане, предоставляемом при постановке земельного участка на кадастровый учет (статья 22 Закона о кадастре).
Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке видно, что земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 07.06.1999, его площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 11.06.1999 Закрытому акционерному обществу фирма "АВТОЗАВОДСТРОЙ" предоставлен земельный участок общей площадью 39 065 кв. м, в том числе, площадью 786 кв. м под зданиями, а площадью 38 279 кв. м - под санитарное содержание и подъездную автодорогу.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В силу части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В части 1 статьи 39 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (части 4 и 5 статьи 40 Закона о кадастре).
Между тем, материалы дела и оспариваемые судебные акты не содержат сведений о том, что суды исследовали и дали правовую оценку отказу, выраженному в сообщении от 19.09.2013 N 10916, о том, в отношении спорного земельного участка, который является ранее учтенным земельным участком и на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности, проведены землеустроительные работы по межеванию и установлению границ, которая должна предшествовать процедуре принятия решения о предоставлении юридическому лицу земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, с целью исключения нарушения прав третьих лиц путем пересечения границ других земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Судом установлено, что обществу принадлежит объект недвижимости - административно-бытовое здание площадью 202,7 кв. м, в то время как площадь испрашиваемого земельного участка составляет 39 065 кв. м.
Обосновывая соразмерность площади земельного участка, суды указали на то, что заявитель не нарушил положения статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку истребуемая площадь земельного участка необходима для использования комплекса в виде здания и технологических сооружений производственного и вспомогательного назначения (открытого склада, подкрановых путей), обеспечивающих прием, хранение, отгрузку металлопродукции, образующих единый технологический производственный цикл на обозначенной территории.
Выводы судов основаны на том, что на испрашиваемом земельном участке расположен подкрановый путь ПС-109-174, 282,672,834-2001, протяженностью 459 п. м и подкрановый путь ПС-175-9202-2002, протяженностью 302 п. м, а на подкрановых путях расположены козловые краны в количестве 7 штук. Непосредственно к границе земельного участка примыкают железнодорожные пути N 10, 11, по которым осуществляется доставка металлопродукции на открытый склад. Подкрановые пути отражены на плане земельного участка.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств нахождения на земельном участке площадью 39 065 кв. м иных объектов недвижимости, кроме приобретенного по сделке купли-продажи здания площадью 202,7 кв. м и принадлежности обществу на праве собственности подкрановых путей, то есть имущественного комплекса, в то время как согласно свидетельству о праве от 11.06.1999 земельный участок был предоставлен площадью 786 кв. м под здания и в качестве одного из оснований для отказа послужило как раз отсутствие документов, свидетельствующих о нахождении на земельном участке объектов недвижимости, являющихся собственностью общества, что не исключает возможность нарушения прав третьих лиц.
Материалы дела свидетельствуют о том, что с заявлением о приобретении земельного участка в собственность заявитель обратился к ответчику 03.07.2012, то есть за пределами периода льготного выкупа (переоформления) земельного участка. Текст заявления общества о предоставлении участка в собственность не содержит отметки о дате его оформления и направления, иных доказательств обращения к ответчику с заявлением в пределах установленного законом льготного периода не представлено, что исключает предоставление земельного участка в собственность по цене 2,5% от кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах положенный в основу обжалованных судебных актов вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности отказа Территориального управления, следует признать ошибочным, преждевременным, а судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, руководствуясь правовыми подходами, сформулированными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по вопросам предоставления в собственность земельного участка, определить круг применимых к спорным правоотношениям нормативных правовых актов, исследовать все представленные в материалы дела доказательства и установить все имеющие существенное значение для данного дела обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права, распределить расходы по госпошлине.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу N А55-20279/2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2014 ПО ДЕЛУ N А55-20279/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. по делу N А55-20279/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Якименко В.В., доверенность от 28.05.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по правлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-20279/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сталь-Экспресс", г. Тольятти, Самарская область, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сталь-Экспресс" (далее - заявитель, общество, ООО "Сталь-Экспресс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области, Территориальное управление) от 19.09.2013 N 1096, выразившегося в отказе предоставить заявителю в собственность по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельный участок площадью 39 065 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:639, категория - земли населенных пунктов, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Вокзальная, 66; о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность обществу указанного земельного участка и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014, заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.06.2014 до 18.06.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, ООО "Сталь-Экспресс" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - административно-бытовое здание площадью 202,7 кв. м, приобретенное им по договору купли-продажи от 30.05.2005 у ЗАО "Автозаводстрой", что подтверждено копией Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 29.07.2005 серия 63 АБ N 636947.
03.07.2012 ООО "Сталь-Экспресс" письмом N 24/552 обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с просьбой предоставить на праве собственности земельный участок площадью 39 065 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:0639 по цене 2,5% кадастровой стоимости, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности. При этом из заявления следует, что Общество в сведениях об испрашиваемом земельном участке указало (пункт 1.4) вид права, на котором используется земельный участок - постоянное бессрочное пользование.
27.08.2012 письмом N 6122 ТУ Росимущества в Самарской области проинформировало общество о продлении срока рассмотрения заявления до 27.09.2012 в связи с большим объемом поступивших на приватизацию земельных участков заявлений, одновременно указав на сохранение права на льготную цену выкупа при условии подачи заявления в срок, установленный статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
19.09.2013 письмом N 10916 Территориальное управление отказало заявителю в предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 39 065 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0102158:639.
Отказ мотивирован тем, что не представлены документы, предусмотренные пунктами 1, 3, 7 Перечня документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 (заверенная копия документа, удостоверяющего личность; документ, подтверждающий полномочия действовать от имени общества; документ, подтверждающий наличие исключительного права, а именно, документы, свидетельствующие о нахождении на земельном участке объектов недвижимости, являющихся собственностью общества), а также кадастровый паспорт земельного участка.
Территориальное управление указало, что рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка будет возможно после осуществления государственного кадастрового учета и предоставления кадастрового паспорта, а также представления полного перечня необходимых документов.
Кроме этого, управление, сославшись на представленную кадастровую выписку о земельном участке (строка 16 раздела В.1), указало, что испрашиваемый земельный участок не может выступать в качестве индивидуально-определенной вещи, поскольку не содержит уникальные характеристики объекта недвижимости), является ранее учтенным, его площадь ориентировочная, в отношении него не осуществлены кадастровые работы по уточнению местоположения границ, поэтому сведения о нем подлежат уточнению при межевании.
Посчитав, что в сроки, установленные Земельным Кодексом Российской Федерации, Территориальное управление не приняло соответствующее решение по заявлению Общества, уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, последний обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 19.09.2013 N 10916.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Территориальное управление препятствует обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленного ему законом; ООО "Сталь-Экспресс" выполнены все требования законодательства, представлены все необходимые документы.
Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) юридические лица, не указанные в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 названного Кодекса.
Статья 11.1 Земельного кодекса определяет, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой установлены в соответствии с федеральными законами.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Указанные сведения отражаются в межевом плане, предоставляемом при постановке земельного участка на кадастровый учет (статья 22 Закона о кадастре).
Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке видно, что земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 07.06.1999, его площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 11.06.1999 Закрытому акционерному обществу фирма "АВТОЗАВОДСТРОЙ" предоставлен земельный участок общей площадью 39 065 кв. м, в том числе, площадью 786 кв. м под зданиями, а площадью 38 279 кв. м - под санитарное содержание и подъездную автодорогу.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В силу части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В части 1 статьи 39 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (части 4 и 5 статьи 40 Закона о кадастре).
Между тем, материалы дела и оспариваемые судебные акты не содержат сведений о том, что суды исследовали и дали правовую оценку отказу, выраженному в сообщении от 19.09.2013 N 10916, о том, в отношении спорного земельного участка, который является ранее учтенным земельным участком и на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности, проведены землеустроительные работы по межеванию и установлению границ, которая должна предшествовать процедуре принятия решения о предоставлении юридическому лицу земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, с целью исключения нарушения прав третьих лиц путем пересечения границ других земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Судом установлено, что обществу принадлежит объект недвижимости - административно-бытовое здание площадью 202,7 кв. м, в то время как площадь испрашиваемого земельного участка составляет 39 065 кв. м.
Обосновывая соразмерность площади земельного участка, суды указали на то, что заявитель не нарушил положения статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку истребуемая площадь земельного участка необходима для использования комплекса в виде здания и технологических сооружений производственного и вспомогательного назначения (открытого склада, подкрановых путей), обеспечивающих прием, хранение, отгрузку металлопродукции, образующих единый технологический производственный цикл на обозначенной территории.
Выводы судов основаны на том, что на испрашиваемом земельном участке расположен подкрановый путь ПС-109-174, 282,672,834-2001, протяженностью 459 п. м и подкрановый путь ПС-175-9202-2002, протяженностью 302 п. м, а на подкрановых путях расположены козловые краны в количестве 7 штук. Непосредственно к границе земельного участка примыкают железнодорожные пути N 10, 11, по которым осуществляется доставка металлопродукции на открытый склад. Подкрановые пути отражены на плане земельного участка.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств нахождения на земельном участке площадью 39 065 кв. м иных объектов недвижимости, кроме приобретенного по сделке купли-продажи здания площадью 202,7 кв. м и принадлежности обществу на праве собственности подкрановых путей, то есть имущественного комплекса, в то время как согласно свидетельству о праве от 11.06.1999 земельный участок был предоставлен площадью 786 кв. м под здания и в качестве одного из оснований для отказа послужило как раз отсутствие документов, свидетельствующих о нахождении на земельном участке объектов недвижимости, являющихся собственностью общества, что не исключает возможность нарушения прав третьих лиц.
Материалы дела свидетельствуют о том, что с заявлением о приобретении земельного участка в собственность заявитель обратился к ответчику 03.07.2012, то есть за пределами периода льготного выкупа (переоформления) земельного участка. Текст заявления общества о предоставлении участка в собственность не содержит отметки о дате его оформления и направления, иных доказательств обращения к ответчику с заявлением в пределах установленного законом льготного периода не представлено, что исключает предоставление земельного участка в собственность по цене 2,5% от кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах положенный в основу обжалованных судебных актов вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности отказа Территориального управления, следует признать ошибочным, преждевременным, а судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, руководствуясь правовыми подходами, сформулированными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по вопросам предоставления в собственность земельного участка, определить круг применимых к спорным правоотношениям нормативных правовых актов, исследовать все представленные в материалы дела доказательства и установить все имеющие существенное значение для данного дела обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права, распределить расходы по госпошлине.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу N А55-20279/2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)