Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Копылов-Прилипко Д.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н. судей Горбуновой О.А., Овчинниковой Н.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 ноября 2014 года дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 августа 2014 года, которым постановлено:
"Требования А. удовлетворить в части:
- признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенный в письме от 20 января 2014 г. N И-21-01-09-768 об отказе в предоставлении А. земельного участка;
- возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении А. в аренду для целей, не связанных со строительством земельного участка, примерной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
В удовлетворении оставшейся части требований А., отказать".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., судебная коллегия
установила:
А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении земельного участка примерной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: <...>, изложенного в ответе Департамента N 21-01-09-768 от 20 января 2014 года, просила также обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством (для увеличения основного участка) сроком на 4 года 11 месяцев, обеспечить публикацию о предстоящем предоставлении указанного земельного участка в официальном бюллетене органов местного самоуправления г. Перми.
Требования мотивировала тем, что основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду (проектом межевания утвержденным постановлением администрации г. Перми от 18 июля 2013 года N 599 не предусмотрено формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели) считает незаконным, поскольку в границах территории, где расположен спорный участок, проект межевания отсутствует, ранее отказывая в предоставлении земельного участка ссылка на проект межевания отсутствовала. Кроме того, считает, что Департаментом нарушен срок для рассмотрения ее обращения.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация города Перми, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений, считая свой отказ в предоставлении земельного участка заявителю правомерным, поскольку он обоснован пунктом 1.6-1.9 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260. Указанный нормативный акт является действующим, а потому подлежит применению. Полагает, таким образом, что доказательства несоответствия законодательству оспариваемого решения и нарушения прав заявителя в деле отсутствуют.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что А. является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками, общая площадь 740 кв. м) в г. Перми, <...> с расположенным на нем жилым домом.
06 декабря 2013 года А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка примерной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: <...> для увеличения основного земельного участка.
Решением Департамента от 20 января 2014 года N И-21-01-09-768 А. отказано в предоставлении указанного земельного участка, т.к. в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утвержден проект межевания территории, а именно: по заключению Департамента градостроительства и архитектуры г. Перми, постановлением Администрации г. Перми от 18 июля 2013 года N 599 утвержден проект межевания, которым не предусмотрено формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая оспариваемое решение Департамента незаконным, суд первой инстанции, проанализировав нормы статей 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260, исходил из отсутствия доказательств наличия обстоятельств, допускающих отказ в предоставлении заявителю в собственность указанного им земельного участка.
Данные выводы суда правомерны, они основаны на нормах права и установленных судом обстоятельствах дела.
В силу части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно 4 указанной статьи Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 34 Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Решением Пермской городской Думы N 260 от 23 октября 2007 года утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории г. Перми.
В силу пункта 1.6-1.9 Порядка предоставление земельного участка невозможно, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда:
испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден,
утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Пунктом 1.7.1 Порядка предусмотрены случаи предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков:
как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности и на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному, как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве собственности, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что утвержденный решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260 Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории города Перми не может подменять основания и условия предоставления земельного участка, предусмотренные федеральным законом, а именно, статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка автора апелляционной жалобы на то, что указанный Порядок является действующим, в силу чего подлежит безусловному применению, не состоятельна. В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Соответственно к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено установление дополнительных оснований для отказа в предоставлении таких земельных участков, помимо установленных федеральным законодательством.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10342/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N 33-10342/2014
Судья Копылов-Прилипко Д.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н. судей Горбуновой О.А., Овчинниковой Н.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 ноября 2014 года дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 августа 2014 года, которым постановлено:
"Требования А. удовлетворить в части:
- признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенный в письме от 20 января 2014 г. N И-21-01-09-768 об отказе в предоставлении А. земельного участка;
- возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении А. в аренду для целей, не связанных со строительством земельного участка, примерной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
В удовлетворении оставшейся части требований А., отказать".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., судебная коллегия
установила:
А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении земельного участка примерной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: <...>, изложенного в ответе Департамента N 21-01-09-768 от 20 января 2014 года, просила также обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством (для увеличения основного участка) сроком на 4 года 11 месяцев, обеспечить публикацию о предстоящем предоставлении указанного земельного участка в официальном бюллетене органов местного самоуправления г. Перми.
Требования мотивировала тем, что основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду (проектом межевания утвержденным постановлением администрации г. Перми от 18 июля 2013 года N 599 не предусмотрено формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели) считает незаконным, поскольку в границах территории, где расположен спорный участок, проект межевания отсутствует, ранее отказывая в предоставлении земельного участка ссылка на проект межевания отсутствовала. Кроме того, считает, что Департаментом нарушен срок для рассмотрения ее обращения.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация города Перми, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений, считая свой отказ в предоставлении земельного участка заявителю правомерным, поскольку он обоснован пунктом 1.6-1.9 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260. Указанный нормативный акт является действующим, а потому подлежит применению. Полагает, таким образом, что доказательства несоответствия законодательству оспариваемого решения и нарушения прав заявителя в деле отсутствуют.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что А. является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками, общая площадь 740 кв. м) в г. Перми, <...> с расположенным на нем жилым домом.
06 декабря 2013 года А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка примерной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: <...> для увеличения основного земельного участка.
Решением Департамента от 20 января 2014 года N И-21-01-09-768 А. отказано в предоставлении указанного земельного участка, т.к. в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утвержден проект межевания территории, а именно: по заключению Департамента градостроительства и архитектуры г. Перми, постановлением Администрации г. Перми от 18 июля 2013 года N 599 утвержден проект межевания, которым не предусмотрено формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая оспариваемое решение Департамента незаконным, суд первой инстанции, проанализировав нормы статей 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260, исходил из отсутствия доказательств наличия обстоятельств, допускающих отказ в предоставлении заявителю в собственность указанного им земельного участка.
Данные выводы суда правомерны, они основаны на нормах права и установленных судом обстоятельствах дела.
В силу части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно 4 указанной статьи Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 34 Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Решением Пермской городской Думы N 260 от 23 октября 2007 года утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории г. Перми.
В силу пункта 1.6-1.9 Порядка предоставление земельного участка невозможно, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда:
испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден,
утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Пунктом 1.7.1 Порядка предусмотрены случаи предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков:
как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности и на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному, как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве собственности, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что утвержденный решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260 Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории города Перми не может подменять основания и условия предоставления земельного участка, предусмотренные федеральным законом, а именно, статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка автора апелляционной жалобы на то, что указанный Порядок является действующим, в силу чего подлежит безусловному применению, не состоятельна. В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Соответственно к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено установление дополнительных оснований для отказа в предоставлении таких земельных участков, помимо установленных федеральным законодательством.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)