Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2015 ПО ДЕЛУ N А33-4791/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу N А33-4791/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Радзиховской В.В.,
секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АЛЬТЕРА": Половинкина А.В., представителя по доверенности от 01.09.2014.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 9 октября 2014 года по делу N А33-4791/2014, принятое судьей Петроченко Г.Г.,

установил:

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, г. Красноярск) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬТЕРА" (ИНН 2460238415, ОГРН 1122468029078, г. Красноярск) о взыскании задолженности по договору аренды N 28-170 от 29.12.2007 в размере 764 777,5 руб. за период с 03.07.13 по 31.07.14 и пени 34 664,31 руб. за тот же период (заявление в суд от 31 июля 2014 года).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 9 октября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие обстоятельства.
Истец полагает, что стороны обязаны применять цены, установленные Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-377 "О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 N В-43".
Истец в судебное заседание своих представителей не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), ссылка на ресурс размещена на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда (http://3aas.arbitr.ru).
На основании изложенного, согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
Ответчик отзыв не представил. Представитель ответчика устно отклонил доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 29.06.2007 N 1922-арх предварительно согласовано место размещения производственной базы на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 19 966 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская.
С учетом дополнения от 14 ноября 2013 года N 5190 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) возникли правоотношения по договору аренды земельного участка N 170 от 01.02.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (кадастровый номер 24:50:0300304:0048), с категорией - земли населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, для использования в целях проведения строительства производственной базы с инженерным обеспечением в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 19 966 кв. м. Срок действия договора установлен с 29.12.2007 по 28.12.2010.
С 01.01.2008 размер арендной платы изменяется, если это обусловлено правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органа местного самоуправления, как в части изменения и (или) введения коэффициентов к ставкам арендной платы, установления базовых ставок арендной платы, так и иных случаях, независимо от уведомления об этом арендатора. Расчет арендной платы приведен в приложении N 2 к договору аренды.
Арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, за который вносится плата.
В соответствии с пунктом 5.2. договора аренды земельного участка за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой, действующей на календарный день просрочки, процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 1 дополнения N 5190 от 14.11.2013 к договору аренды плата за арендованный земельный отчет составляет с 03.07.2013 ежемесячно 92 196 руб., с 29.12.2013 ежемесячно 184 392 руб. В случае изменения порядка определения размера арендной платы за землю, а также государственной кадастровой оценки земель, обусловленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органов местного самоуправления, размер арендной платы за землю изменяется с момента вступления в силу соответствующего правового акта в одностороннем порядке без дополнительного уведомления арендатора.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.04.2014 по делу N А33-3783/2014 исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, ул. Брянская 2-я, площадью 19 966 кв. м, кадастровый номер 24:50:0300302:48, разрешенное использование: место размещения производственной базы, категория земель - земли населенных пунктов, в размере 11 540 000 руб., соответствующем его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом ООО "Альянс-Оценка" от 11.02.2014 N 132зем-2014 по состоянию на 01.01.2011. Определением от 23.04.2014 обращено к немедленному исполнению решение Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-3783/2014.
В связи с непогашением ответчиком задолженности истец обратился с исковым заявлением о взыскании с ответчика задолженности за период с 03.07.2013 года по 31.07.2014 года в размере 764 777,5 руб. исходя из следующего расчета:
19966 (площадь з/у) х 1847,06 (удельный показатель кадастровой стоимостях 0,015 (К1 коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования) х 1 (К2 коэффициент, учитывающий категорию арендатора) х 2 (К3 коэффициент, учитывающий срок, по истечении которого арендатор земельного участка, предоставленного для строительства, не ввел объект в эксплуатацию) 19966 х 1847,06 х 0,015 х 1 х 2 = 1106 352,00 размер арендной платы в год, /12 месяцев = 92 196 00 размер арендной платы в месяц.
С 29.12.2013 года размер арендной платы изменился в связи с применением коэффициента К3. 1 9966 х 1847,06 х 0,015 х 1 х 4 = 2 212704 размер арендной платы в год, /12 месяцев = 184 392,00 размер арендной платы в месяц и пени за период с 03.07.2013 года по 31.07.2014 в размере 34 664,31.
Истец указал, что с 23.05.2014 вступило в законную силу решение Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-3783/2014, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в связи, с чем с 23.05.2014 Департаментом применяется новый расчет размера арендной платы.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Спорные отношения сторон возникли из договора аренды земельного участка N 170 от 01.02.2008, дополнения от 14 ноября 2013 года N 5190 к договору аренды, и регламентированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты (часть 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
По правилам статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения пеню (неустойку), которая определяется законом или договором. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 5.2. договора аренды земельного участка от 25.05.2010 N 801, за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой, действующей на календарный день просрочки, процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункта 1 дополнения N 5190 от 14.11.2013 к договору аренды плата за арендованный земельный отчет составляет с 03.07.2013 ежемесячно 92 196 руб., с 29.12.2013 ежемесячно 184 392 руб. В случае изменения порядка определения размера арендной платы за землю, а также государственной кадастровой оценки земель, обусловленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органов местного самоуправления, размер арендной платы за землю изменяется с момента вступления в силу соответствующего правового акта в одностороннем порядке без дополнительного уведомления арендатора.
Истец указал, что с 23.05.2014 вступило в законную силу решение арбитражного суда Красноярского края по делу А33-3783/2014, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в связи, с чем с 23.05.2014 года департаментом применяется новый расчет размера арендной платы.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации":
Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах:
д) 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если: земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 29.06.2007 N 1922-арх предварительно место размещения производственной базы на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 19 966 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская. С учетом дополнения от 14 ноября 2013 года N 5190 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) возникли правоотношения по договору аренды земельного участка N 170 от 01.02.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (кадастровый номер 24:50:0300304:0048), с категорией земель - земли населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, для использования в целях проведения строительства производственной базы с инженерным обеспечением в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 19 966 кв. м.
В письме от 24 февраля 2014 года N 7228 истец предложил ответчику оплатить задолженность до 01 декабря 2014 года.
Ответчиком представлены доказательства оплаты арендных платежей и пени, исходя из доводов ответчика об арендной плате 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем задолженность и пени у ответчика по заявленным исковым требованиям отсутствует. Указанные расчеты ответчика истцом не оспорены.
На основании изложенного с учетом положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 и Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 в иске правомерно отказано.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 октября 2014 года по делу N А33-4791/2014 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 октября 2014 года по делу N А33-4791/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи
А.Н.БАБЕНКО
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)