Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Цыкалова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Сангаджиева А.В., Панасенко Г.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования г. Элисты к Открытому акционерному обществу "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза" о признании деятельности по организации розничного рынка незаконной и возложении обязанности прекратить деятельность по организации розничного рынка по апелляционной жалобе представителя ответчика С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 октября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., объяснения представителя ответчика С., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокуроров Ли Ж.В. и Дорждеевой Ц.А, представителя Администрации г. Элисты Б.Б., третьего лица М. и ее представителя Х., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Элисты обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования г. Элисты к Открытому акционерному обществу "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза" (далее по тексту - ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза", общество) о признании деятельности по организации розничного рынка незаконной и возложении обязанности прекратить указанную деятельность, мотивируя следующим.
Прокуратурой г. Элисты в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства по организации розничных рынков в г. Элисте установлено, что ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" на принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования земельном участке по адресу: г. Элиста, ул. Х, *, предоставленном в **** г. под торговую базу, организован розничный рынок. Об осуществлении обществом деятельности по организации розничного рынка свидетельствует создание им на указанном участке торговых мест в соответствии с утвержденной схемой их размещения и предоставление их в аренду субъектам предпринимательской деятельности для ведения розничной торговли, а также организация охраны указанной территории, сбора и вывоза мусора. Деятельность общества по организации розничного рынка является незаконной, поскольку ведется в нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в частности без разрешения органа местного самоуправления - Администрации г. Элисты, при отсутствии паспорта безопасности рынка. В Реестре розничных рынков на территории г. Элисты рынок по вышеуказанному адресу не значится. Кроме того, выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей. Осуществление ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" незаконной деятельности по организации розничного рынка нарушает права и интересы граждан, посещающих рынок, а также Российской Федерации и Администрации г. Элисты, осуществляющих государственное регулирование деятельности по организации розничных рынков. В связи с чем просил признать деятельность ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" по организации розничного рынка по адресу: г. Элиста, ул. Х, * незаконной и обязать ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" прекратить указанную деятельность.
В судебном заседании прокурор г. Элисты Дорждеева Ц.А. и представитель Администрации г. Элисты Б.Б. заявленные требования просили удовлетворить.
Представитель ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" С. иск не признала и просила в его удовлетворении отказать.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 октября 2013 г. иск прокурора удовлетворен: деятельность ОАО "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза" по организации розничного рынка по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Х, * признана незаконной с возложением обязанности прекратить деятельность по организации розничного рынка.
В апелляционной жалобе представитель ответчика С. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что предоставление вагонов, лотков, торговых мест в аренду предпринимателям не свидетельствует об осуществлении деятельности по организации розничного рынка. Указывает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты публичных интересов. По ее мнению, применение соответствующих мер воздействия к виновному лицу отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, в частности Администрации г. Элисты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, руководствуясь ст. 4, 5, 6, 10, 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" и Правительства Республики Калмыкия от 25 апреля 2007 г. N 152 "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", исходил из того, что ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюз" на принадлежащем ему земельном участке осуществляет деятельность по организации розничного рынка без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, то есть в нарушение действующего законодательства об организации розничных рынков, в связи с чем указанная деятельность является незаконной и подлежит прекращению.
С данными выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют требованиям материального закона.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее по тексту - Закон, Закон о розничных рынках).
Указанный Закон также закрепляет порядок создания розничных рынков, определяет порядок предоставления торговых мест на рынках.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
В силу п. 1, 3 ст. 4 Закона рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Разрешение на право организации розничного рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (ст. 5 Закона).
Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 25 апреля 2007 г. N 152 "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" разрешение на право организации розничного рынка выдается органами местного самоуправления, на территории которых предполагается организация розничного рынка.
В силу Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка", утвержденного постановлением Мэрии г. Элисты Республики Калмыкия от 02 декабря 2011 г. N 2895, решение о выдаче (отказе) разрешения на право организации розничного рынка принимается в форме постановления Мэрии г. Элисты (п. 2.4 р. 2). Таким образом, розничный рынок может быть организован юридическим лицом и только на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления, на территории которого он будет организован, в рассматриваемом случае Администрацией г. Элисты.
В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о розничных рынках в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
В силу п. 12 ст. 3 вышеуказанного закона паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, земельный участок по адресу: г. Элиста, ул. Х, *, общей площадью *** кв. м, под кадастровым номером **:**:******:** принадлежит ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" на праве постоянного бессрочного пользования. Участок предоставлен обществу под торговую базу.
На данном земельном участке обществом созданы торговые места для осуществления розничной торговли, в частности ** мест с порядковыми номерами N*-** по ** кв. м, общей площадью *** кв. м, и ** места с порядковыми номерами N**-** по * кв. м, общей площадью *** кв. м, что подтверждается утвержденным приказом генерального директора общества от ** ххх **** г. N** индивидуальным проектом "Благоустройство северной части территории ОАО "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза", схемой расположения торговых мест, утвержденной руководителем общества, актом приемки указанных торговых мест в эксплуатацию.
Указанные торговые места в виде лотков, киосков и др. сданы в аренду для осуществления розничной торговли продуктами питания, одеждой, хозяйственными и иными товарами индивидуальным предпринимателям, в частности П.Л.Г., П.А.Г., Ш.Р.П., С.Л.И., Т.Н.М., С.Л.Б-Г., Б.Б.В., Б.Е.Г М.К.Д., Л.Е.И., Ц.СП., У.Р.С, Ш.Л.С, Ц.И.Д-Г., Б.Н.С., К.Т.С, Г.Ю.А., М.Б.В., Г.А.В., О.А.П., Ш.Л.С, М.Г.А., Г.Б.Т. и др., а склады-магазины под N ***, **, ***, ***, ***, ***, ***, *** "*" переданы в аренду предпринимателям - Б.Н.Г., В.А.С., И.Е.И., С.И.А., Т.Н.М., П.Т.А., М.О.В., И.Г.Е., о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела договора аренды торговых мест с названными лицами.
Обстоятельства создания торговых мест и передачи их в аренду с целью ведения розничной торговли подтверждаются и отчетом индивидуального предпринимателя - оценщика С.Л.Н. об определении стоимости платы за 1 кв. м торгового места на территории ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" на май 2013 г., составленным по заказу общества, фотоснимками, письменными объяснениями предпринимателей, квитанциями к приходным кассовым ордерам и чеками об оплате арендной платы.
Привлеченная по делу в качестве третьего лица М. также подтвердила вышеуказанные обстоятельства и пояснила, что оплата арендной платы за торговое место, в том числе и ею, производилась в кассу ОАО "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза".
Более того, ответчиком организована охрана территории рынка, ее уборка и вывоз мусора, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела кассовые чеки об оплате ответчику услуг по организации охраны, сбору и вывозу мусора с территории рынка.
Факт нарушения требований пожарной безопасности на территории рынка в 2010 г. подтвердил в судебном заседании представитель ОНД по г. Элисте УНД ГУ МЧС России по РК Б.С.
Между тем, в Реестре розничных рынков на территории г. Элисты, в котором указаны 2 действующих рынка, рынок по адресу: г. Элиста, ул. Х, * не значится, разрешение на право его организации ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" Администрацией г. Элисты в установленном законом порядке не выдавалось. Паспорт безопасности рынка отсутствует.
Таким образом, установлено, что ответчик на принадлежащем ему участке создал торговые места и передал их в аренду субъектам предпринимательской деятельности для ведения розничной торговли, организовал охрану указанной территории, ее уборку, вывоз мусора с нее, то есть организовал розничный рынок в том понятии, которое дано розничному рынку п. 2 ст. 3 Федерального закона о розничных рынках, не имея на то разрешения Администрации г. Элисты, а также паспорта безопасности рынка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об осуществлении ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" незаконной деятельности по организации розничного рынка и удовлетворил иск прокурора, возложив на общество обязанность прекратить указанную деятельность.
Довод жалобы о том, что передача ответчиком в аренду торговых мест не свидетельствует об осуществлении им деятельности по организации розничного рынка и указанная деятельность не подпадает под действие норм Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271 - ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", является несостоятельным, основанном на ошибочном толковании закона.
По смыслу вышеприведенных норм закона предоставление ответчиком торговых мест субъектам предпринимательской деятельности для ведения ими деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) является одним из основных признаков осуществления деятельности по организации розничного рынка, следовательно, выводы суда о том, что указанная деятельность свидетельствует об осуществлении ответчиком деятельности по организации розничного рынка являются правильными.
Не может быть принят во внимание довод жалобы об избрании прокурором ненадлежащего способа защиты публичных интересов. Как видно из иска прокурора, по существу им заявлено требование о пресечении действий, нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования г. Элисты, предусмотренное ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты нарушенных прав.
Таким образом, судебная коллегия находит положенные в основу решения выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА
Судьи
А.В.САНГАДЖИЕВ
Г.В.ПАНАСЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 19.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1888/13
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. по делу N 33-1888/13
Судья: Цыкалова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Сангаджиева А.В., Панасенко Г.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования г. Элисты к Открытому акционерному обществу "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза" о признании деятельности по организации розничного рынка незаконной и возложении обязанности прекратить деятельность по организации розничного рынка по апелляционной жалобе представителя ответчика С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 октября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., объяснения представителя ответчика С., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокуроров Ли Ж.В. и Дорждеевой Ц.А, представителя Администрации г. Элисты Б.Б., третьего лица М. и ее представителя Х., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Элисты обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования г. Элисты к Открытому акционерному обществу "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза" (далее по тексту - ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза", общество) о признании деятельности по организации розничного рынка незаконной и возложении обязанности прекратить указанную деятельность, мотивируя следующим.
Прокуратурой г. Элисты в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства по организации розничных рынков в г. Элисте установлено, что ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" на принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования земельном участке по адресу: г. Элиста, ул. Х, *, предоставленном в **** г. под торговую базу, организован розничный рынок. Об осуществлении обществом деятельности по организации розничного рынка свидетельствует создание им на указанном участке торговых мест в соответствии с утвержденной схемой их размещения и предоставление их в аренду субъектам предпринимательской деятельности для ведения розничной торговли, а также организация охраны указанной территории, сбора и вывоза мусора. Деятельность общества по организации розничного рынка является незаконной, поскольку ведется в нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в частности без разрешения органа местного самоуправления - Администрации г. Элисты, при отсутствии паспорта безопасности рынка. В Реестре розничных рынков на территории г. Элисты рынок по вышеуказанному адресу не значится. Кроме того, выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей. Осуществление ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" незаконной деятельности по организации розничного рынка нарушает права и интересы граждан, посещающих рынок, а также Российской Федерации и Администрации г. Элисты, осуществляющих государственное регулирование деятельности по организации розничных рынков. В связи с чем просил признать деятельность ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" по организации розничного рынка по адресу: г. Элиста, ул. Х, * незаконной и обязать ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" прекратить указанную деятельность.
В судебном заседании прокурор г. Элисты Дорждеева Ц.А. и представитель Администрации г. Элисты Б.Б. заявленные требования просили удовлетворить.
Представитель ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" С. иск не признала и просила в его удовлетворении отказать.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 октября 2013 г. иск прокурора удовлетворен: деятельность ОАО "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза" по организации розничного рынка по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Х, * признана незаконной с возложением обязанности прекратить деятельность по организации розничного рынка.
В апелляционной жалобе представитель ответчика С. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что предоставление вагонов, лотков, торговых мест в аренду предпринимателям не свидетельствует об осуществлении деятельности по организации розничного рынка. Указывает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты публичных интересов. По ее мнению, применение соответствующих мер воздействия к виновному лицу отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, в частности Администрации г. Элисты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, руководствуясь ст. 4, 5, 6, 10, 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" и Правительства Республики Калмыкия от 25 апреля 2007 г. N 152 "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", исходил из того, что ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюз" на принадлежащем ему земельном участке осуществляет деятельность по организации розничного рынка без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, то есть в нарушение действующего законодательства об организации розничных рынков, в связи с чем указанная деятельность является незаконной и подлежит прекращению.
С данными выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют требованиям материального закона.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее по тексту - Закон, Закон о розничных рынках).
Указанный Закон также закрепляет порядок создания розничных рынков, определяет порядок предоставления торговых мест на рынках.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
В силу п. 1, 3 ст. 4 Закона рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Разрешение на право организации розничного рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (ст. 5 Закона).
Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 25 апреля 2007 г. N 152 "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" разрешение на право организации розничного рынка выдается органами местного самоуправления, на территории которых предполагается организация розничного рынка.
В силу Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка", утвержденного постановлением Мэрии г. Элисты Республики Калмыкия от 02 декабря 2011 г. N 2895, решение о выдаче (отказе) разрешения на право организации розничного рынка принимается в форме постановления Мэрии г. Элисты (п. 2.4 р. 2). Таким образом, розничный рынок может быть организован юридическим лицом и только на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления, на территории которого он будет организован, в рассматриваемом случае Администрацией г. Элисты.
В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о розничных рынках в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
В силу п. 12 ст. 3 вышеуказанного закона паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, земельный участок по адресу: г. Элиста, ул. Х, *, общей площадью *** кв. м, под кадастровым номером **:**:******:** принадлежит ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" на праве постоянного бессрочного пользования. Участок предоставлен обществу под торговую базу.
На данном земельном участке обществом созданы торговые места для осуществления розничной торговли, в частности ** мест с порядковыми номерами N*-** по ** кв. м, общей площадью *** кв. м, и ** места с порядковыми номерами N**-** по * кв. м, общей площадью *** кв. м, что подтверждается утвержденным приказом генерального директора общества от ** ххх **** г. N** индивидуальным проектом "Благоустройство северной части территории ОАО "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза", схемой расположения торговых мест, утвержденной руководителем общества, актом приемки указанных торговых мест в эксплуатацию.
Указанные торговые места в виде лотков, киосков и др. сданы в аренду для осуществления розничной торговли продуктами питания, одеждой, хозяйственными и иными товарами индивидуальным предпринимателям, в частности П.Л.Г., П.А.Г., Ш.Р.П., С.Л.И., Т.Н.М., С.Л.Б-Г., Б.Б.В., Б.Е.Г М.К.Д., Л.Е.И., Ц.СП., У.Р.С, Ш.Л.С, Ц.И.Д-Г., Б.Н.С., К.Т.С, Г.Ю.А., М.Б.В., Г.А.В., О.А.П., Ш.Л.С, М.Г.А., Г.Б.Т. и др., а склады-магазины под N ***, **, ***, ***, ***, ***, ***, *** "*" переданы в аренду предпринимателям - Б.Н.Г., В.А.С., И.Е.И., С.И.А., Т.Н.М., П.Т.А., М.О.В., И.Г.Е., о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела договора аренды торговых мест с названными лицами.
Обстоятельства создания торговых мест и передачи их в аренду с целью ведения розничной торговли подтверждаются и отчетом индивидуального предпринимателя - оценщика С.Л.Н. об определении стоимости платы за 1 кв. м торгового места на территории ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" на май 2013 г., составленным по заказу общества, фотоснимками, письменными объяснениями предпринимателей, квитанциями к приходным кассовым ордерам и чеками об оплате арендной платы.
Привлеченная по делу в качестве третьего лица М. также подтвердила вышеуказанные обстоятельства и пояснила, что оплата арендной платы за торговое место, в том числе и ею, производилась в кассу ОАО "Торгово-коммерческий центр "Калмпотребсоюза".
Более того, ответчиком организована охрана территории рынка, ее уборка и вывоз мусора, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела кассовые чеки об оплате ответчику услуг по организации охраны, сбору и вывозу мусора с территории рынка.
Факт нарушения требований пожарной безопасности на территории рынка в 2010 г. подтвердил в судебном заседании представитель ОНД по г. Элисте УНД ГУ МЧС России по РК Б.С.
Между тем, в Реестре розничных рынков на территории г. Элисты, в котором указаны 2 действующих рынка, рынок по адресу: г. Элиста, ул. Х, * не значится, разрешение на право его организации ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" Администрацией г. Элисты в установленном законом порядке не выдавалось. Паспорт безопасности рынка отсутствует.
Таким образом, установлено, что ответчик на принадлежащем ему участке создал торговые места и передал их в аренду субъектам предпринимательской деятельности для ведения розничной торговли, организовал охрану указанной территории, ее уборку, вывоз мусора с нее, то есть организовал розничный рынок в том понятии, которое дано розничному рынку п. 2 ст. 3 Федерального закона о розничных рынках, не имея на то разрешения Администрации г. Элисты, а также паспорта безопасности рынка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об осуществлении ОАО "ТКЦ "Калмпотребсоюза" незаконной деятельности по организации розничного рынка и удовлетворил иск прокурора, возложив на общество обязанность прекратить указанную деятельность.
Довод жалобы о том, что передача ответчиком в аренду торговых мест не свидетельствует об осуществлении им деятельности по организации розничного рынка и указанная деятельность не подпадает под действие норм Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271 - ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", является несостоятельным, основанном на ошибочном толковании закона.
По смыслу вышеприведенных норм закона предоставление ответчиком торговых мест субъектам предпринимательской деятельности для ведения ими деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) является одним из основных признаков осуществления деятельности по организации розничного рынка, следовательно, выводы суда о том, что указанная деятельность свидетельствует об осуществлении ответчиком деятельности по организации розничного рынка являются правильными.
Не может быть принят во внимание довод жалобы об избрании прокурором ненадлежащего способа защиты публичных интересов. Как видно из иска прокурора, по существу им заявлено требование о пресечении действий, нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования г. Элисты, предусмотренное ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты нарушенных прав.
Таким образом, судебная коллегия находит положенные в основу решения выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА
Судьи
А.В.САНГАДЖИЕВ
Г.В.ПАНАСЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)