Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.08.2015 N 396 ПО ДЕЛУ N 44Г-198/15, 4Г-3500/2015

Требование: Об истребовании из незаконного владения земельных участков, признании недействительной постановки на кадастровый учет участков и снятии их с кадастрового учета, признании недействительным постановления.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В результате осмотра лесной территории было выявлено, что земли лесного фонда, входящие в выдел, разбиты на участки, на которых произведена вырубка части деревьев, по результатам осмотра лесной территории был составлен соответствующий акт.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. N 396


Судья:{ }Петрунина{ }М.В. Дело{ }N{ }44г-198/15{
Шилина Е.М., Клубничкина А.В.
Докладчик: Шилина Е.М.

Президиум Московского областного суда в составе:
Председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума Бокова К.И., Гаценко О.Н., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А.,
при секретаре П.Т.,
рассмотрев гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к С., Администрации Серпуховского муниципального района Московской области об истребовании из незаконного владения земельных участков, признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков и снятии с кадастрового учета, признании постановления недействительным,
по кассационной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Серпуховского городского суда Московской области от 23 сентября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 декабря 2014 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В., объяснения представителя Комитета лесного хозяйства Московской области М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя С. К., представителя Администрации Серпуховского муниципального района Московской области П.Е., возражавших против доводов кассационной жалобы,
установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к С., Администрации Серпуховского муниципального района Московской области об истребовании из незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами... площадью... кв. м каждый, ...., площадью... кв. м, расположенных по адресу: ..., поскольку они расположены на землях лесного фонда в... и признании недействительной постановки на кадастровый учет этих земельных участков и снятии их с кадастрового учета, а также признании недействительным постановления Главы Серпуховского района Московской области N 1125 от 15 июня 2007 года о проведении торгов по продаже земельных участков в форме аукциона.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 23 сентября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 декабря 2014 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит отменить судебные постановления и дело направить на новое рассмотрение.
18 июня 2015 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда В. от 04 августа 2015 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорные земельные участки, расположенные в районе..., принадлежат на праве собственности С.
15 июня 2007 года постановлением Главы Серпуховского района Московской области N 1125 проведены торги в форме аукциона по продаже спорных земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, расположенных... (л.д. 83).
Земельный участок с кадастровым номером... площадью... кв. м приобрел А., с кадастровым номером... площадью... кв. м - Ф. По договору от 21 июля 2009 года Ф. продал А. земельный участок с кадастровым номером.... А. земельные участки продал С.
Земельный участок с кадастровым номером... был разделен и преобразован на два земельных участка с кадастровыми номерами... площадью.. кв. м каждый.
В результате осмотра 20 декабря 2013 года лесной территории в квартале 9 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала "Русский Лес" было выявлено, что земли лесного фонда, входящие в выдел 6 названного квартала, разбиты на участки, на которых произведена вырубка части деревьев, в том числе и на спорных земельных участках. Имелись планируемые признаки последующей вырубки деревьев. По результатам осмотра лесной территории был составлен соответствующий акт.
Основанием внепланового исследования указанных территорий лесного фонда явилось обращение жителей д..., в котором сообщалось о незаконной вырубке реликтового соснового бора на землях лесного фонда (л.д. 6).
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Комитет лесного хозяйства Московской области не доказал факт нахождения спорных участков на землях государственного лесного фонда....
Судебная коллегия данные выводы признала правильными.
С такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В соответствии со статьей 4.2 (пункты 1, 2) Вводного закона к Лесному кодексу лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Из материалов дела следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь... га (включая квартал...) зарегистрировано на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, о чем выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.
В обоснование заявленных требований истец представил суду план лесных участков Серпуховского района Московской области (устройство 2005 - 2008 годов), таксационное описание земель лесного фонда Серпуховского района (по состоянию на 01.01.2007 г.), спроектированные ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" чертежи лесного участка Серпуховского сельского участкового лесничества квартал 9 выдел 6, подтверждающие месторасположение спорных земельных участков ответчика на землях лесного фонда по планово-картографическим материалам лесоустройства лесов (л.д. 8 - 17 т. 1).
Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
Лесоустроительная документация подлежала оценке судом в соответствии с требованиями ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами.
Однако указанные материалы лесоустройства, представленные истцом, в нарушение требований ст. 167 ГПК РФ были отклонены судом без указания мотивов их недостоверности.
Между тем, в основу решения судом было положено только заключение экспертизы, согласно которому факта наложения земельных участков, принадлежащих С., на земли лесного фонда не установлено в связи с отсутствием сведений о местоположении границ земельного фонда. То есть, не установив месторасположение границ земель лесного фонда, эксперт пришел к выводу об отсутствии наложения спорных участков на земли лесного фонда, который является предположительным.
При таком положении, в нарушение положений части 2 ст. 12 ГПК РФ, суд не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства и при наличии взаимоисключающих доказательств не обсудил со сторонами вопрос о назначении по делу дополнительной или повторной землеустроительной экспертизы.
Поэтому принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление прав и законных интересов истца.
Данные нарушения в силу статьи 387 ГПК РФ являются основанием для отмены судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:

решение Серпуховского городского суда Московской области от 23 сентября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 декабря 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Председательствующий
В.Г.ВИНОГРАДОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)