Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2015 N 11АП-2044/2015 ПО ДЕЛУ N А55-25414/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. по делу N А55-25414/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Грин трейд" - представитель не явился, извещено,
от министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Белоусовой Е.М. (доверенность от 30 декабря 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2015 года апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 года по делу N А55-25414/2014 (судья Агеенко С.ВВ.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин трейд" (ОГРН 1066319094456, ИНН 6319126048), г. Самара, к министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Грин трейд" (далее - ООО "Грин трейд", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство, ответчик) об отказе в предоставлении земельного участка министерства имущественных отношений Самарской области, оформленное письмом от 28 июля.2014 года N 12-1/1843/14, об обязании министерства имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления ООО "Грин трейд" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0909004:532, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко/ул.Карбышева, площадью 135,00 кв. м, под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания в соответствии с п. 2.11 - 2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, и произвести все необходимые действия по предоставлению земельного участка, а именно: обеспечить проведение оценки земельного участка в порядке, установленным законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий 30 дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка, согласно п. 2.11 Порядка предоставления земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74; согласно п. 2.12 указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и уведомить о принятом решении заявителя.
Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования изменил, просил суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 28 июля 2014 года N 12-1/1843/14; обязать министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления ООО "Грин трейд" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0909004:532, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко/ул.Карбышева, площадью 135 кв. м, под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания; обязать министерство имущественных отношений Самарской области произвести все необходимые действия по предоставлению указанного земельного участка в соответствии с п. 2.11 - 2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ изменение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 года решение министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 28 июля 2014 года N 12-1/1843/14, признано незаконным. На министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления ООО "Грин трейд" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0909004:532, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко/ул.Карбышева, площадью 135 кв. м, под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания. На министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность произвести все необходимые действия по предоставлению указанного земельного участка в соответствии с п. п. 2.11 - 2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74. С министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Грин трейд" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок в настоящее время занят временным объектом, в связи с чем его предоставление заявителю невозможно. Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара утверждена постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, в связи с чем предоставление земельного участка должно осуществляться в соответствии с данной схемой. Между тем размещение торгового объект, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02 марта 2015 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 20 мин 30 марта 2015 года, поскольку в судебном заседании 02 марта 2015 года представителем министерства имущественных отношений Самарской области суду заявлено ходатайство о процессуальной замене министерства имущественных отношений Самарской области на главу администрации городского округа Самара. В связи с необходимостью направления в адрес общества с ограниченной ответственностью "Грин трейд", главы администрации городского округа Самара копии данного ходатайства и выяснения их мнения по заявленному ходатайству.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство министерства о процессуальной замене министерства имущественных отношений Самарской области на главу администрации городского округа Самара, определил: отказать в удовлетворении данного ходатайства в связи с отсутствием достаточных оснований для процессуальной замены. Кроме того, данный вопрос о процессуальной замене ответчика может быть решен на стадии исполнительного производства с учетом установления главой администрации городского округа конкретного органа, в полномочия которого будут входить соответствующие полномочия в сфере градостроительной деятельности.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя министерства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Советского района г. Самары от 02 сентября 2004 года N 981 земельный участок площадью 60, 5 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева и фактически занимаемый павильоном-магазином по реализации продуктов питания, предоставлен в аренду ООО "К" (л.д. 18).
Между министерством и ООО "К" 17 ноября 2009 года был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 135 кв. м, с кадастровым номером 63:01:09 09 004:532, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева, для использования под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания на срок с 21 марта 2008 года по 19 марта 2013 года (л.д. 79-84).
Арендные правоотношения прекращены 25 мая 2014 года (л.д. 102-103).
Между ООО "К" и ООО "Грин трейд" 07 апреля 2014 года заключен договор купли-продажи здания временного магазина, находящегося на арендуемом земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева, площадью 135 кв. м (л.д. 77-78).
Заявитель 16 июля 2014 года обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания (л.д. 76).
Письмом от 28 июля 2014 года N 12-1/1843/14 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в ввиду отсутствия у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды и в связи с отсутствием данного объекта торговли в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 19 апреля 2013 года N 377 (л.д. 10-12).
Данные доводы министерства несостоятельны. Предоставление земель, находящихся в государственной собственности, гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Поскольку нестационарный торговый объект заявителя размещен на спорном земельном участке до утверждения вышеуказанной схемы размещения нестационарных объектов, то по смыслу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от N 381-ФЗ, факт наличия либо отсутствия его в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта заявителя.
Данная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2014 года по делу N А55-25686/2013.
Принимая во внимание, что заявитель просит обязать министерство произвести все необходимые действия по предоставлению указанного земельного участка в соответствии с п. п. 2.11 - 2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, предусматривающую процедуру проведения торгов, довод заинтересованного лица о невозможности предоставления земельного участка ввиду отсутствия у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды, также является необоснованным.
При указанных обстоятельствах заявленные требования судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок в настоящее время занят временным объектом, в связи с чем его предоставление заявителю невозможно, не принимаются. Арендные правоотношения по договору аренды земельного участка общей площадью 135 кв. м, с кадастровым номером 63:01:09 09 004:532, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева, заключенному между министерством и ООО "К" 17 ноября 2009 года на срок с 21 марта 2008 года по 19 марта 2013 года для размещения временного магазина-павильона, были прекращены 25 мая 2014 года. При этом доказательств нахождения иного временного объекта на спорном земельном участке министерство в материалы дела не представило.
Доводы министерства о том, что утвержденная постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусматривает размещения торгового объект, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке, подлежат отклонению. Учитывая, что нестационарный торговый объект заявителя был размещен на спорном земельном участке до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, исходя из части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ само по себе отсутствие объекта торговли, принадлежащего заявителю, в вышеуказанной схеме не может препятствовать дальнейшему его размещению на спорном земельном участке.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 30 декабря 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 года по делу N А55-25414/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)