Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гареева С.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Леганова А.В., Рыбиной А.В.
по докладу судьи краевого суда Лободенко К.В.,
с участием прокурора Рязанова А.А.
при секретаре Т.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению помощника прокурора г. Краснодара Онищенко О.П. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 сентября 2010 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Краснодара обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными постановлений администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2010 года N 2211 и N 2333 от 21.04.2010 года "О предоставлении ООО Управляющей компании "Восточные ворота" земельного участка в Карасунском округе города Краснодара".
В обоснование заявленных требований указал, что ООО УК "Восточные ворота" в администрацию муниципального образования город Краснодар 26.03.2010 года подало два заявления о предоставлении в аренду земельного участка площадью кадастровый номер по и земельного участка площадью кадастровый номер по в г. Краснодаре. По результатам рассмотрения указанных заявлений, администрацией муниципального образования город Краснодар были изданы два постановления от 16.04.2010 N 2211 и от 21.04.2010 N 2333, согласно которым ООО УК "Восточные ворота", предоставлены в аренду для временного размещения объектов движимого имущества указанные земельные участки.
Считает, что указанные постановления приняты администрацией муниципального образования город Краснодар в нарушение требований земельного законодательства. В нарушение требований ст. 34 Земельного Кодекса РФ в заявлениях ООО УК "Восточные ворота" не определены цели использования земельных участков. Администрацией МО город Краснодар, с момента поступления 26.03.2010 года заявлений ООО УК "Восточные ворота в средствах массовой информации не было размещено информационное сообщение о возможном предоставлении ООО УК "Восточные ворота" указанных земельных участков для целей, не связанных со строительством. Администрацией МО город Краснодар 27.06.2009 года в газете "Краснодарские известия" были размещены объявления о предстоящем предоставлении ООО УК "Восточные ворота" земельных участков в аренду для размещения объектов движимого имущества, то есть указанные объявления были даны до принятия заявлений ООО УК "Восточные ворота". Кроме того, в течение 2009 и 2010 г.г. в администрацию МО образования город Краснодар поступили обращения граждан Я., С., И.В., а также ПГСК N 88, о предоставлении спорных земельных участков в аренду либо в собственность. На указанные заявления были даны отрицательные ответы, виду того, что спорные земельные участки согласованы к выделению ООО УК "Восточные ворота", проведение торгов организовано не было. Так, в результате того, что в средствах массовой информации не было размещено информационное сообщение о возможном предоставлении указанных земельных участков для целей не связанных со строительством, были нарушены права неопределенного круга лиц на предоставление спорных земельных участков для целей не связанных со строительством (то есть для организации парковки, благоустройство территории или для иных целей). Кроме того, администрацией МО город Краснодар предоставлены указанные спорные земельные участки, в получении которых заинтересованы несколько лиц, лишь ООО Управляющая компания "Восточные ворога" без проведения торгов (конкурсах, аукционах) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
В судебном заседании помощник прокурора г. Краснодара Онищенко О.П. настаивала на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования г. Краснодар М.Т. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ООО "Восточные ворота" И.А. возражал против удовлетворения заявления.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 сентября 2010 года суд отказал в удовлетворении заявления прокуратуры г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными постановлений администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2010 года N 2211 и N 2333 от 21.04.2010 г. "О предоставлении ООО Управляющей компании "Восточные ворота" земельного участка в Карасунском округе города Краснодара".
В кассационном представлении помощник прокурора г. Краснодара Онищенко О.П. просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное. В обоснование требований указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, а также не учтены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения участвующего в деле прокурора Рязанова А.А., представителя по доверенности администрации МО г. Краснодара - М.С., директора ООО "Восточные ворота" - И.А., обсудив доводы кассационного представления, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации судом могут быть признаны недействительными ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, если они не соответствуют закону, иным правовым актом и нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Право обратиться с заявлением о признании незаконными решений администрации муниципального образования город Краснодар прокурор наделен в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
Статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что представление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании принятия решения органа местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции достоверно установлено, что 19.07.2007 г. ООО Управляющая компания "Восточные ворота" обратилось к главе муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выделении земельного участка для строительства торгово-производственного ряда по.
11.10.2007 г. протоколом N 77 было согласовано решение о размещении ООО Управляющая компания "Восточные ворота" торгово-производственного комплекса по.
Из материалов дела усматривается, что в процессе подготовки документации для принятия решения о выделении земельного участка, изменился установленный порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
ООО "УК "Восточные ворота" 24.06.2009 года обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для размещения объекта движимого имущества (торговый комплекс) по, которое было подано на основании протокола ЭМИС при главе АМО г. Краснодар от 15.05.2009 г.
В данном заявлении было указано, что утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории необходимо для приобретения права аренды земельных участков для размещения торгового комплекса, то есть определена цель аренды данных земельных участков.
27.06.2009 г. была проведена публикация в газете "Краснодарские известия" о предстоящем предоставлении земельных участков ООО "УК "Восточные ворота".
Постановлениями администрации муниципального образования город Краснодар от 26.11.2009 N 4383 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по" и N 4382 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по" сформированы земельные участки для размещения объекта движимого имущества (торговый комплекс).
Поскольку согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, то возникновению права аренды в отношении земельного участка предшествуют кадастровые работы по формированию объекта права и заключению соответствующего договора.
В результате, прежде чем повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков, ООО "УК "Восточные ворота" было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктами 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. После принятия указанного решения в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка.
Судом установлено, что 26.03.2010 г. ООО "УК "Восточные ворота" повторно обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков для временного размещения объекта движимого имущества (торговый комплекс) по и.
Так, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2010 N 2211 "О предоставлении ООО Управляющей компании "Восточные ворота" земельного участка в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" и постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 21.04.2010 N 2333 "О предоставлении ООО "Управляющей компании "Восточные ворота" земельного участка в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" предоставлены соответствующие земельные участки в аренду.
Спорные правоотношения между администрацией муниципального образования город Краснодар и ООО "УК "Восточные ворота" возникли с 2009 г., а не после принятия решения городской Думы Краснодара от 25.02.2010 г.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворения требований, заявленных прокурором г. Краснодара.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Иные доводы кассационного представления не могут быть признаны обоснованными, поскольку направлены на неправильное толкование норм материального права и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 сентября 2010 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.10.2010
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2010 года
Судья: Гареева С.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Леганова А.В., Рыбиной А.В.
по докладу судьи краевого суда Лободенко К.В.,
с участием прокурора Рязанова А.А.
при секретаре Т.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению помощника прокурора г. Краснодара Онищенко О.П. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 сентября 2010 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Краснодара обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными постановлений администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2010 года N 2211 и N 2333 от 21.04.2010 года "О предоставлении ООО Управляющей компании "Восточные ворота" земельного участка в Карасунском округе города Краснодара".
В обоснование заявленных требований указал, что ООО УК "Восточные ворота" в администрацию муниципального образования город Краснодар 26.03.2010 года подало два заявления о предоставлении в аренду земельного участка площадью кадастровый номер по и земельного участка площадью кадастровый номер по в г. Краснодаре. По результатам рассмотрения указанных заявлений, администрацией муниципального образования город Краснодар были изданы два постановления от 16.04.2010 N 2211 и от 21.04.2010 N 2333, согласно которым ООО УК "Восточные ворота", предоставлены в аренду для временного размещения объектов движимого имущества указанные земельные участки.
Считает, что указанные постановления приняты администрацией муниципального образования город Краснодар в нарушение требований земельного законодательства. В нарушение требований ст. 34 Земельного Кодекса РФ в заявлениях ООО УК "Восточные ворота" не определены цели использования земельных участков. Администрацией МО город Краснодар, с момента поступления 26.03.2010 года заявлений ООО УК "Восточные ворота в средствах массовой информации не было размещено информационное сообщение о возможном предоставлении ООО УК "Восточные ворота" указанных земельных участков для целей, не связанных со строительством. Администрацией МО город Краснодар 27.06.2009 года в газете "Краснодарские известия" были размещены объявления о предстоящем предоставлении ООО УК "Восточные ворота" земельных участков в аренду для размещения объектов движимого имущества, то есть указанные объявления были даны до принятия заявлений ООО УК "Восточные ворота". Кроме того, в течение 2009 и 2010 г.г. в администрацию МО образования город Краснодар поступили обращения граждан Я., С., И.В., а также ПГСК N 88, о предоставлении спорных земельных участков в аренду либо в собственность. На указанные заявления были даны отрицательные ответы, виду того, что спорные земельные участки согласованы к выделению ООО УК "Восточные ворота", проведение торгов организовано не было. Так, в результате того, что в средствах массовой информации не было размещено информационное сообщение о возможном предоставлении указанных земельных участков для целей не связанных со строительством, были нарушены права неопределенного круга лиц на предоставление спорных земельных участков для целей не связанных со строительством (то есть для организации парковки, благоустройство территории или для иных целей). Кроме того, администрацией МО город Краснодар предоставлены указанные спорные земельные участки, в получении которых заинтересованы несколько лиц, лишь ООО Управляющая компания "Восточные ворога" без проведения торгов (конкурсах, аукционах) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
В судебном заседании помощник прокурора г. Краснодара Онищенко О.П. настаивала на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования г. Краснодар М.Т. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ООО "Восточные ворота" И.А. возражал против удовлетворения заявления.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 сентября 2010 года суд отказал в удовлетворении заявления прокуратуры г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными постановлений администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2010 года N 2211 и N 2333 от 21.04.2010 г. "О предоставлении ООО Управляющей компании "Восточные ворота" земельного участка в Карасунском округе города Краснодара".
В кассационном представлении помощник прокурора г. Краснодара Онищенко О.П. просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное. В обоснование требований указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, а также не учтены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения участвующего в деле прокурора Рязанова А.А., представителя по доверенности администрации МО г. Краснодара - М.С., директора ООО "Восточные ворота" - И.А., обсудив доводы кассационного представления, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации судом могут быть признаны недействительными ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, если они не соответствуют закону, иным правовым актом и нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Право обратиться с заявлением о признании незаконными решений администрации муниципального образования город Краснодар прокурор наделен в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
Статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что представление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании принятия решения органа местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции достоверно установлено, что 19.07.2007 г. ООО Управляющая компания "Восточные ворота" обратилось к главе муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выделении земельного участка для строительства торгово-производственного ряда по.
11.10.2007 г. протоколом N 77 было согласовано решение о размещении ООО Управляющая компания "Восточные ворота" торгово-производственного комплекса по.
Из материалов дела усматривается, что в процессе подготовки документации для принятия решения о выделении земельного участка, изменился установленный порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
ООО "УК "Восточные ворота" 24.06.2009 года обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для размещения объекта движимого имущества (торговый комплекс) по, которое было подано на основании протокола ЭМИС при главе АМО г. Краснодар от 15.05.2009 г.
В данном заявлении было указано, что утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории необходимо для приобретения права аренды земельных участков для размещения торгового комплекса, то есть определена цель аренды данных земельных участков.
27.06.2009 г. была проведена публикация в газете "Краснодарские известия" о предстоящем предоставлении земельных участков ООО "УК "Восточные ворота".
Постановлениями администрации муниципального образования город Краснодар от 26.11.2009 N 4383 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по" и N 4382 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по" сформированы земельные участки для размещения объекта движимого имущества (торговый комплекс).
Поскольку согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, то возникновению права аренды в отношении земельного участка предшествуют кадастровые работы по формированию объекта права и заключению соответствующего договора.
В результате, прежде чем повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков, ООО "УК "Восточные ворота" было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктами 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. После принятия указанного решения в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка.
Судом установлено, что 26.03.2010 г. ООО "УК "Восточные ворота" повторно обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков для временного размещения объекта движимого имущества (торговый комплекс) по и.
Так, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2010 N 2211 "О предоставлении ООО Управляющей компании "Восточные ворота" земельного участка в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" и постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 21.04.2010 N 2333 "О предоставлении ООО "Управляющей компании "Восточные ворота" земельного участка в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" предоставлены соответствующие земельные участки в аренду.
Спорные правоотношения между администрацией муниципального образования город Краснодар и ООО "УК "Восточные ворота" возникли с 2009 г., а не после принятия решения городской Думы Краснодара от 25.02.2010 г.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворения требований, заявленных прокурором г. Краснодара.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Иные доводы кассационного представления не могут быть признаны обоснованными, поскольку направлены на неправильное толкование норм материального права и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 сентября 2010 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)