Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 30.07.2015 N Ф01-2417/2015 ПО ДЕЛУ N А82-10072/2014

Требование: О признании недействительным заключенного администрацией муниципального образования и обществом договора купли-продажи земельного участка и об истребовании данного участка.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокурор утверждает, что земельный участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, а следовательно, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на распоряжение им.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2015 г. по делу N А82-10072/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 30.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от истца: Усова М.М. (удостоверение),
от ответчика - открытого акционерного общества "Залесье":
Первухиной О.А. (доверенность от 16.03.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Залесье"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2014,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015,
принятое судьями Савельевым А.Б., Поляковой С.Г., Тетерваком А.В.,
по делу N А82-10072/2014
по иску прокуратуры Ярославской области
(ИНН: 7604008189, ОГРН: 1027600688917) в интересах Российской Федерации
в лице уполномоченного органа - Россельхоза,
Федерального агентства лесного хозяйства

к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области
(ИНН: 7610070160, ОГРН: 1067610046460) и
открытому акционерному обществу "Залесье"

о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и
об истребовании земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
в лице филиала по Ярославской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области,
и
установил:

прокуратура Ярославской области (далее - Прокуратура) в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Рослесхоза обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) и открытому акционерному обществу "Залесье" (далее - Общество) о признании недействительным договора купли-продажи от 14.07.2011, заключенного между ответчиками, и об истребовании земельного участка с кадастровым номером 76:14:000000:87.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области.
Определением суда от 05.11.2014 к участию в деле в качестве соистца привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Арбитражный суд Ярославской области решением от 27.12.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, судами лесоустроительное дело в полном объеме не исследовалось, а также устанавливалось отнесение Таксационного описания и Плана лесонасаждений к одному лесоустроительному делу; данные документы являются ненадлежащими доказательствами по делу; в Плане лесонасаждений и Таксационном описании отсутствуют сведения об адресе, границах, кадастровом номере описываемого земельного участка, нельзя установить, совпадают ли границы земельного участка. С момента приобретения ответчиком земельного участка до настоящего времени споров по отнесению земли к лесному фонду не возникало; постановления органов местного самоуправления, на основании которых Обществу был предоставлен земельный участок, ни кем не оспаривались.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросил отменить принятые решение и постановление.
В отзывах на кассационную жалобу представители Прокуратуры и Агентства, а также представитель истца в судебном заседании сослались на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и попросили отказать в удовлетворении жалобы.
Агентство, Администрация и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, а также заслушав представителей Прокуратуры и Общества, явившихся в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из документов кассационного производства и установил суд, на основании постановления главы Администрации от 24.12.1993 N 689 "О предоставлении земель товариществам с ограниченной ответственностью "Залесье", "Рыбинская птицефабрика", акционерным обществам "Октябрьский", "Волжанин" в связи с реорганизацией для сельскохозяйственного использования товариществу с ограниченной ответственностью "Залесье" (далее - Товарищество) предоставлено 6065 гектаров земель, ранее находившихся в пользовании совхозов, в том числе 3629 гектаров в собственность, и 2436 гектаров во владение, в том числе 2020 гектар леса.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 02.10.1996 N 168 у Товарищества имеется в пользовании 2020 гектаров прочих угодий - лес.
Постановлением главы Рыбинского муниципального округа от 21.02.2005 N 242 закрытому акционерному обществу "Залесье" (далее - ЗАО "Залесье") предоставлены земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 6013 гектаров, из них 3610 гектаров в собственность (в том числе 1814 гектаров пашни, 106 гектаров сенокосов, 301 гектар пастбищ и 1389 гектаров прочих угодий) и 2403 гектара в постоянное (бессрочное) пользование для сельскохозяйственного использования.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 21.11.2005 зарегистрировано постоянное (бессрочное) пользование ЗАО "Залесье" на земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 24 030 000 квадратных метров, с кадастровым номером 76:14:000000:0087, расположенный по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2005 серии 76АА N 324448.
Решением Ярославского областного суда от 24.08.2010 по делу N 3-43/2010 по заявлению ЗАО "Залесье" признан недействующим подпункт 58 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Постановлением Администрации от 10.05.2011 N 968 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 24 030 000 квадратных метров, с кадастровым номером 76:14:000000:0087, предоставленный ЗАО "Залесье" для ведения сельскохозяйственного производства, и данный объект недвижимости предоставлен ЗАО "Залесье" в собственность за плату.
Администрация (продавец) и ЗАО "Залесье" (покупатель) заключили договор купли-продажи земельного участка от 14.07.2011, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил земельный участок общей площадью 24 030 000 квадратного метра, из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 76:14:000000:0087, предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства по адресу: Ярославская область, Рыбинский район. Земельный участок передан ЗАО "Залесье" по передаточному акту от 14.07.2011.
Право собственности ЗАО "Залесье" на земельный участок с кадастровым номером 76:14:000000:0087 зарегистрирован в ЕГРП 29.08.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2011 серии 76АБ N 458197.
Из представленных в материалы дела уставов ответчика следует, что Общество является правопреемником ЗАО "Залесье", ЗАО "Залесье" является правопреемником Товарищества, учредителем Товарищества являлся трудовой коллектив реорганизуемого совхоза "Залесье".
Посчитав, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, является собственностью Российской Федерации и органы местного самоуправления не наделены полномочиями распоряжаться им, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекса Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 настоящей статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которому земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок с кадастровым номером 76:14:000000:0087 занят лесными насаждениями (общая площадь лесов по данным земельного баланса на 01.01.2000 составляет 2403 гектара, из них 2172 гектара защитных лесов и 231 гектар эксплуатационных лесов), ранее относился к совхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1).
Причисление данного участка к лесному фонду также подтверждается материалами лесоустройства. Иных достаточных документов, являющихся основанием для отнесения лесного участка к землям сельскохозяйственного назначения, понятие которым дано в пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Из представленной лесоустроительной документации однозначно усматривается, что на спорном земельном участке расположены именно защитные леса, а не лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных явлений. Данные, содержащиеся в Таксационном описании и в Плане лесонасаждений, не опровергнуты ответчиком надлежащими и достаточными доказательствами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом названных норм права и установленных по делу обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация при заключении договора купли-продажи земельного участка распорядилась не принадлежащим ей имуществом, в связи с чем оспариваемая сделка является недействительной (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Невладеющим собственником спорного земельного участка является Российская Федерация, уполномоченным органом в отношении федерального имущества, расположенного на территории Ярославской области, которой является Теруправление, поэтому суды правомерно на основании статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации удовлетворили требование истца об истребовании земельного участка у Общества.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований. Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 по делу N А82-10072/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Залесье" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.БАБАЕВ
Судьи
М.Н.КАМАНОВА
Е.Г.КИСЛИЦЫН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)