Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 06.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-591-14Г.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N 33-591-14г.


Судья Эседулаев Б.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Омарова Д.М. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД по доверенности Г. на решение Дагогнинского городского суда Республики Дагестан от 12 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования представителя А. А. А.М.И.М. удовлетворить и установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 38475 кв. метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> N 1, принадлежащего на праве собственности А., в размере его рыночной стоимости в сумме N) рублей.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД в г. Дагестанские Огни и ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД внести изменение о снижении кадастровой стоимости земельного участка площадью N кв. метров, с кадастровым номером 05:47:020026:15, расположенного по адресу: <адрес> N 1, указав кадастровую стоимость указанного земельного участка А.А.А., в размере его рыночной стоимости в сумме N рублей".
Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД по доверенности Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя А. по доверенности - М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Представитель А.А.А. по доверенности ФИО4 И.М. обратился в суд с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД об изменении и снижении кадастровой стоимости земельного участка площадью N кв. метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: РД, <адрес> N и установления ее на 25% ниже рыночной стоимости, т.е. в сумме N руб., вместо N руб.
Исковые требования мотивировал тем, что А. по договору N 26 от 15.07.2009 г. был приобретен в собственность у администрации <адрес> земельный участок, на котором ранее располагалась база ПМТС, площадью 65 326 кв. метров, с кадастровым N расположенный по адресу: РД, <адрес> (ранее <адрес>) N 1, по рыночной стоимости за <адрес> руб.
Из этого земельного участка общей площадью N кв. метров, были выделены два земельных участка: земельный участок площадью 27000 кв. метров и земельный участок площадью N кв. метров.
При выдаче А. кадастрового паспорта на участок площадью N кв. метров, ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД в г. Дагестанские Огни указало в кадастровом паспорте от 24.11.2009 г., удельный показатель кадастровой стоимости N а кадастровую стоимость этого земельного участка с кадастровым номером 05:47:020026:15, указало 34 N коп. Кадастровая стоимость указанного земельного участка необоснованно многократно завышена, чем рыночная стоимость, хотя по закону кадастровая стоимость земельного участка должна быть на N ниже, рыночной стоимости. Отчетом N 03/03 о рыночной стоимости земельного участка эксперта - оценщика от 29.03.2013 г. рыночная стоимость земельного участка площадью N кв. метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: РД, <адрес> N 1, принадлежащего А.А.А., установлена в сумме N руб. Поэтому, в соответствии с законом кадастровая стоимость данного земельного участка должна быть определена на N% ниже рыночной стоимости, т.е. в сумме N руб. В связи с чем, просит суд обязать ответчика изменить и уменьшить кадастровую стоимость данного земельного участка с N руб. N коп. на N руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД по доверенности Г. содержится просьба об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В обоснование своих доводов указывает о том, что кадастровая оценка объектов недвижимости, в том числе земельных участков осуществляется на основании Постановления Правительства Республики Дагестан.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД, как орган кадастрового учета, вносит в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, уже утвержденные Постановлением Правительства РД, т.е. осуществляет техническую работу в этом направлении, и следовательно никак не может быть ответчиком по данному делу.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером -N утверждена Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 г. N "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" (а не приложением к Постановлению Правительства N 355, от 29.12.2007 г., как указывается в решении Дагогнинского городского суда РД от 12.11.2013), и следовательно если ФИО3 А.А. не согласен с утвержденной кадастровой стоимостью его земельного участка с кадастровым номером N, ему необходимо оспорить вышеуказанный ненормативно-правовой акт органа исполнительной власти Республики Дагестан (Постановление Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 г. N 13).
При этом, заказчиком и исполнителем оценочных работ удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости РД, является Министерство по управлению государственной собственностью РД.
Согласно требованиям ГПК РФ, суд вправе своим решением обязать орган, либо должностное лицо совершить определенные действия, направленные на устранение нарушенных прав и законных интересов граждан и иных лиц.
Утверждает, что филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД в данном случае не совершал каких-либо действий, направленных на нарушение прав и интересов А., поскольку не устанавливал кадастровую стоимость его земельного участка, следовательно, суд в силу Федерального Законодательства, не вправе обязывать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД к совершению определенных действий.
В возражениях представитель А. - М.просит решение суда оставить без изменения, приводя те же доводы, что и в исковом заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно договору N 26 от 15.07.2009 г. А.был приобретен в собственность у администрации <адрес> земельный участок, расположенный по адресу: РД, <адрес> (ранее <адрес>) N 1, площадью N кв. метров, с кадастровым N, по рыночной стоимости - N руб.
Из этого земельного участка общей площадью N кв. метров, были выделены два земельных участка: земельный участок площадью N кв. метров и земельный участок площадью 38475 кв. метров.
При выдаче А. кадастрового паспорта на участок площадью N кв. метров, ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД в г. Дагестанские Огни указало в кадастровом паспорте от 24.11.2009 г. удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. метра N коп., а кадастровую стоимость этого земельного участка с кадастровым номером N руб. 12 коп.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000 г. утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Росреестра, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.11.2009 г., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка, принадлежащего истцу, составляет 900 руб. 60 коп., а кадастровая стоимость этого земельного участка с кадастровым номером 05:47:020026:15, равна 34 651 005 руб. 12 коп. и, эта кадастровая стоимость участка прямо влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.
Указанная стоимость установлена на основании приложения к постановлению правительства РД N 355 от 29.12.2007 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований РД".
Истец, ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка, которая значительно превышает рыночную стоимость, обратился в суд с иском о снижении кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 3 ФЗ N 135 от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в РФ" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 508 от 22.10.2010 г., под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости.
Рыночная стоимость земельного участка площадью 38475 кв. метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> N 1, принадлежащего А., согласно Отчету N 03/03 от 29.03.2013 г. о рыночной стоимости земельного участка, составленного экспертом-оценщиком составляет N руб.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленному истцом отчету об оценке.
Доводы жалобы о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - N утверждена Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 г. N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" (а не приложением к Постановлению Правительства N 355, от 29.12.2007 г., как указывается в решении Дагогнинского городского суда РД от 12.11.2013), отклоняются судебной коллегией, поскольку кадастровый паспорт земельного участка с указанием кадастровой стоимости, равной N руб. 12 коп., выдана 24.11.2009 г. и в нем никак не может быть указана стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 г.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом N 221-ФЗ порядке документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ.
Как указано в ч. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ, в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ.
В соответствии с пп. 7 п. 8, п. 66 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), в реестр объектов недвижимости в том числе вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка (кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости), среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального района (городского округа).
Пунктом 57 Порядка установлено, что при внесении в реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом архивные. Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.).
Как следует из изложенного, установление в 2013 году новой кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 2013 год неправомерно, поскольку новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату и включение каких-либо сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В то же время, Постановление Правительства Республики Дагестан от 29.12.2007 года N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" решением Верховного суда РД от 13 февраля 2013 года, оставленным без изменения Определением Верховного суда РФ от 22 мая 2013 года, признано не действующим со дня принятия.
При таких обстоятельствах включение филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД в кадастровый паспорт кадастровой стоимости земельного участка на основании недействующего Постановления Правительства РД также незаконно и в этой связи доводы жалобы о том, что филиал не устанавливал кадастровую стоимость земельного участка истца не объективны.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дагогнинского городского суда Республики Дагестан от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД по доверенности Г. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)