Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-865/2015

Требование: О проведении мероприятий по лесоустройству.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что мероприятия по таксации лесов не проводились, что не соответствует требованиям лесного законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-865/2015


Судья: Анисимова Т.А.
Докладчик: Лобанова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Верещагина Г.С.,
судей Вершинина А.В., Лобановой Н.В.,
с участием прокурора Бакина И.С.
при секретаре судебного заседания З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 16 февраля 2015 г. апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 декабря 2014 г., которым постановлено:
"исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> о проведении мероприятий по лесоустройству удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение лесоустройства на территории Архангельского лесничества, а именно, Исакогорское участковое лесничество - <данные изъяты> га; Архангельское участковое лесничество - <данные изъяты> га; Новодвинское участковое лесничество - <данные изъяты> га; Усть-Двинское участковое лесничество - <данные изъяты> га; Поморское участковое лесничество - <данные изъяты> га; Лодемское участковое лесничество - <данные изъяты> га; Беломорское участковое лесничество - <данные изъяты> га".
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с заявлением о возложении на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты>, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> - Архангельское лесничество обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. организовать проведение лесоустройства на территории отдельных участков Архангельского лесничества.
В обоснование заявления указано на результаты проведенной прокуратурой проверки, в ходе которой выявлено ненадлежащее исполнение министерством и его территориальным органом полномочий, предусмотренных ст. 83 Лесного кодекса РФ. Так, мероприятия по таксации лесов на указанных в заявлении участках Архангельского лесничества не проводились более 10 лет, что не соответствует требованиям лесного законодательства, нарушает права как Российской Федерации, являющейся собственником лесного фонда, так и право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил обязать устранить выявленные нарушения действующего лесного законодательства в указанный в заявлении срок.
Определением суда принят отказ прокурора от требований к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> - Архангельскому лесничеству о проведении мероприятий по лесоустройству. Производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании участвовавший в деле прокурор Матвеева Ю.В. на удовлетворении заявления с учетом его уточнения настаивала.
Представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> Т. против удовлетворения заявления возражал. Не оспаривая тот факт, что с 1991 г. на указанных в заявлении участках лесного фонда не проводились мероприятия по таксации лесов, ссылался на отсутствие финансирования на выполнение этих работ на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, за счет средств федерального бюджета.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилось министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты>. В апелляционной жалобе просит данное судебное постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что в силу ст. 83 Лесного кодекса РФ осуществление полномочий Российской Федерации по использованию лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, средства на осуществление указанных полномочий в виде субвенций из федерального бюджета министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> не выделяются.
В поданных относительно апелляционной жалобы возражениях Архангельский межрайонный природоохранный прокурор Губкин Е.А. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а приведенные в жалобе доводы - несостоятельными.
Заслушав участвующего в деле прокурора Бакина И.С., просившего обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 данного кодекса.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> в сфере лесных отношений, в функции которого входит осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ (п. 1, подп. 6 п. 10 Положения о названном Министерстве, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп).
Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов является одной из составляющих лесоустройства (ст. 68 Лесного кодекса РФ), правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
В соответствие с п. 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что на отдельных площадях участковых лесничеств Архангельского лесничества мероприятия по таксации не проводились с 1991 г., и это обстоятельство в силу приведенных норм препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, суд первой инстанции правомерно возложил на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обязанность по устранению указанных нарушений лесного законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что на выполнение таких мероприятий средства федерального бюджета министерству не выделяются, не свидетельствует о наличии оснований к отмене принятого по делу судебного постановления.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено предоставление в 2015 г. Архангельской области субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в сумме <данные изъяты> тыс. руб.
При этом в силу п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837, субъекты Российской Федерации вправе участвовать в формировании перечня мероприятий по осуществлению таких полномочий.
Установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений лесного законодательства определен судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.С.ВЕРЕЩАГИН

Судьи
А.В.ВЕРШИНИН
Н.В.ЛОБАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)